Педагогический совет Мастер как ключевая фигура в процессе обучения и воспитания обучающегося

«Вы можете быть с ним сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, можете даже не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то ... не оглядывайтесь: все они на вашей стороне, и они не выдадут. Все равно, в чем проявляются ваши способности, все равно, кто вы такой - столяр, агроном, кузнец, учитель, машинист»
А.С. Макаренко
Тема: Мастер как ключевая фигура в процессе обучения и воспитания обучающегося.

Задачи:
Изучить и сравнить представление, мнение родителей, обучающихся и педагогического коллектива о мастере производственного обучения;
Активизировать педагогические ресурсы мастеров путем разрешения (разбора, анализа) педагогических ситуаций;
Сформировать модель мастера производственного обучения.

Оформление.
Фигура человека (символизирующая мастера п/о), которая по мере рассмотрения вопросов и решения ситуаций будет заполнена качествами, чертами и свойствами, необходимыми мастеру п\о.
Профессиональный стандарт «Педагог»

Предварительная подготовка.
Проводится анкетирование среди мастеров п/о, преподавателей, обучающихся и родителей. По результатам анкетирования оформляется презентация со сравнительными данными. Именно по ней и проводится первая часть педсовета.

Ход педсовета.
Вступительное слово, актуальность выбора темы
Ознакомление с результатами проведенного исследования. Обсуждение. (приложение 1 «Анкета для мастеров п/о»)
Работа в подгруппах по решению ситуаций (приложение 2 «Ситуационные задачи» (заполнение фигуры мастера содержанием)
Выводы по модели и сравнение ее с ФГОС «Педагог».
Тестирование (приложение 3)
Рефлексия.

Работая на решением ситуационных задач, группы предлагают свой способ разрешения ситуации и отвечают на три вопроса:

Какие качества первостепенно важны для мастера в данной ситуации?
Какими знаниями он должен обладать для разрешения данной ситуации?
Что он должен делать, чтобы не допустить подобной ситуации?

По мере разбора ситуаций в «пустую» модель мастера п/о заносятся необходимые качества, знания и умения.

Вступительное слово.
Выбор темы нашего заседания продиктован несколькими причинами, во-первых, на сегодняшний день 100% мастеров нашего коллектива это молодые специалисты, педагогический стаж которых менее 3-х лет, во-вторых, мастер п/о это без сомнения ключевая фигура в профессиональном образовательном учреждении, особенно с учетом специфики реализуемых образовательных программ – профессиональные программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, в штатном расписании мастер - основная категория работников.
Успех решение задач по обучению, воспитанию и развитию будущих квалифицированных рабочих и специалистов в профессиональных учебных заведениях в решающей степени зависит от педагогов - преподавателей и мастеров производственного обучения, их профессиональной и педагогической квалификации.
Мастер производственного обучения - это особая фигура в педагогическом коллективе профессионального учебного заведения, его задачи многообразны и сложны, как и служебные обязанности. Мастер производственного обучения - это основной учитель профессии, организатор внеклассной воспитательной работы и жизнедеятельности ученического коллектива закрепленной за ним учебной группы, наставник молодежи, юношей и девушек, вступающих в трудовую жизнь.
Учитывая специфику нашего коллектива мастеров, мы предлагаем сегодня провести наш педсовет в виде деловой игры.
Перед разбором ситуаций можно как пример разобрать один пример.

Получив двойку на уроке, ученик шумно и демонстративно садится и начинает грубо высказываться в адрес учителя.
Нужно задержать реакцию. Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозу для окружающих. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу некогда и незачем отвлекаться от ведения урока. “Факт незамечания” явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность. Отсроченная реакция часто дает психологический перевес учителю.
Очень важно из конфликтной ситуации выйти с достоинством. Таким образом, будут защищены те социально ценные нормы, которые отстаивает учитель. При случае можно обратить коварный замысел нарушителя дисциплины на пользу себе и делу. Желательно так “разложить” суть ситуации для ребят, чтобы еще и поблагодарить нарушителя за помощь (с иронией, естественно). Учитель предстает сильной и оригинальной личностью. Дети не любят серости.

оценить сложившиеся отношения с детьми, типичные конфликты с ними;
необходимо уметь прогнозировать любую ситуацию взаимодействия с ребенком, избегая публичного неуспеха ученика;
объяснять учащимся выбор оценки, привлекать для оценивания независимые способы оценки, например, тестирование, листы для самооценки и др.;
наметить общую линию поведения при возникновении подобных конфликтов в будущем;
поговорить с подростком о правилах поведения учащихся в школе, со взрослыми.

После разбора ситуаций, сравнение со знаниями и умениями профессионального стандарта. Вывод о необходимости развиваться, постоянно совершенствоваться, анализировать возникающие ситуации, и свои действия, в том числе и в связи с ПС.

Проводится тестирование (без обсуждения) выводы самостоятельные.

Вопросы для рефлексии:
Самая важная мысль педсовета для вас?
Самая спорная мысль педсовета, по вашему мнению.


Да
Скорее да, чем нет
Трудно сказать
Скорее нет, чем да
Нет


Мастер п/о такой же человек как и все остальные и поэтому он может «выйти из себя»









Мастер п/о должен быть примером для учащихся во всем









Мастер п/о, прежде всего, должен научить работать, а не заниматься воспитанием









Мастер п/о должен иметь расширенный кругозор, знать больше своей профессии









Мастер п/о своим внешним видом подает пример учащимся









Мастер п/о должен находить общий язык со всеми учениками, независимо от их способностей и характеров.







Мастер п/о имеет право проявлять
личную неприязнь к учащимся









Неважно как выглядит мастер п/о, главное чтобы он был мастером своего дела.








Приложение 1

Анкета для мастеров производственного
обучения, обучающихся и их родителей
















Приложение 2
Ситуационные задачи
1. По ходу изложения нового материала обучающийся постоянно отвлекается, громко разговаривает, мешая проводить урок, на очередное замечание мастера п/о, ученик задает уточняющий вопрос, на который мастер затрудняется ответить. Ученик: «Как вы можете требовать от меня чего-то, если сами не можете ответить на такой вопрос?»
2. Мастер п/о систематически выходит на улицу покурить, не скрывая цели своего выхода. Во время дежурства на перемене, мастер делает замечание ученикам, выходящим на улицу.:
- «Что, совсем без сигарет не можете? Все мозги прокурили!».
- А вы за свои мозги не переживаете? Кто бы говорил. – отвечает один из учащихся.
На что мастер пишет докладную записку на имя директора о неуважительном отношении к себе.
3. Ученик какой-то период отсутствует на занятиях. Появившись, он не предоставляет никаких документов, подтверждающий уважительный характер отсутствия. Мастер требует как можно скорее сдать пропущенные темы по своему предмету, и по другим в том числе. В очередной раз, напомнив о долгах, ученик со словами «Да я же сказал, что сдам!!! Надоели!» выходит из кабинета, во время урока, хлопнув дверью. После ухода, мастер слышит, как один из учеников говорит: «Его мама лежит в больнице, он водится с младшим братом», на что мастер замечает: «Все болеют, мог бы брать задания и благополучно заниматься».

4. Преподаватель физики обратилась с жалобой к мастеру на одного из его учеников, который плохо успевает по её предмету и систематически прогуливает занятия. Последней каплей, переполнившей ее терпение, стал прогул полугодовой контрольной работы. Все знают, что она опытный и уважаемый педагог с большим стажем работы, однако порой бывает довольно строга с учениками, и даже некоторые коллеги не разделяют её взгляды на процесс обучения.

5. Ученик на уроках истории и обществознания занимался с большим нежеланием. Учительница не смогла найти контакта с учеником, часто делала ему замечания по поводу его отношения к занятиям. Ученик в ответ на это намеренно нарушал дисциплину. Однажды он так вёл себя на уроке, что учительница попросила его выйти из класса. Ученик отказался выполнить её просьбу. Тогда она подошла к его столу, взяла его портфель и выбросила его в коридор. Ученик подошёл к столу учительницы, взял её сумку и бросил на пол.
6. Группа, где обучаются одни юноши. Один из юношей приходит на занятие с серьгой в ухе. При очередной перекличке мастер: «Иванов здесь? Ой или тебя теперь Ивановой называть?», группа смеется. Спустя время мастер приходит на занятия с давно не стриженными волосами, на что Иванов говорит: «Вам резиночки для волос подарить? У сестры есть несколько».

Приложение 3
Методика «Педагогические ситуации»
Инструкция: «Перед вами – ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив. Это, чаще всего, будет 7-й и последующие варианты ответов на ситуацию».
Ситуация 1
Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.
«Вот тебе и на!»
«А что тебе смешно?»
«Ну, и ради бога!»
«Ты что, дурачок?»
«Люблю веселых людей».
«Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».

Ситуация 2
В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».
Ваша реакция:
«Твое дело – учиться, а не учить учителя».
«Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».
«Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»
«Тебе просто не хочется учиться».
«Мне интересно знать, почему ты так думаешь».
«Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

Ситуация 3
Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» – Какой должна быть реакция учителя?
«Не хочешь – заставим!»
«Для чего же ты тогда пришел учиться?»
«Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».
«Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»
«Не мог бы ты объяснить, почему?»
«Давай сядем и обсудим – может быть, ты и прав».

Ситуация 4
Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» – Что должен на это ему ответить учитель?
«Если честно сказать – сомневаюсь».
«О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».
«У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».
«Почему ты сомневаешься в себе?»
«Давай поговорим и выясним проблемы».
«Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».

Ситуация 5
Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». – Как нужно ответить ему?
«Попробуй только!»
«В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями».
«Это – твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».
«Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».
«Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»
«А что ты собираешься делать дальше?»
«Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе».
«Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».

Ситуация 6
Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным». – Как на это должен отреагировать учитель?
«Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».
«Да, я плохо себя чувствую».
«Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».
«Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».
«Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».
«Ты – очень внимательный, спасибо за заботу!»

Ситуация 7
«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», – говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». – Как на это должен отреагировать учитель?
«Перестань говорить глупости!»
«Ничего себе, додумался!»
«Может быть, тебе найти другого учителя?»
«Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?»
«А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»
«Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»

Ситуация 8
Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет». – Какой должна быть на это реплика учителя?
«Ты слишком хорошо думаешь о себе».
«С твоими-то способностями? – Сомневаюсь!»
«Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»
«Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится».
«Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».
«Излишняя самоуверенность вредит делу».

Ситуация 9
В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным человеком». – Что должен ответить ему на это учитель?
«Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».
«Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом».
«Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».
«Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе».
«Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».
«Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».

Ситуация 10
Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». – Как следует на это отреагировать учителю?
«Ну вот, опять!»
«Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»
«Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».
«Я хотел (а) бы знать, почему?»
«У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»
«Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»

Ситуация 11
Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». – Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?
«Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»
«Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»
«Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».
«Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»
«Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»
«Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»

Ситуация 12
Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» – Что должен на это ответить учитель?
«У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».
«У тебя нет никаких оснований для беспокойства».
«Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».
«Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».
«Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать».
«Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».

Ситуация 13
Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях». – Каким должен быть ответ учителя?
«Это – плохо».
«Ты, наверное, в этом не разбираешься».
«Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».
«Почему?»
«А что ты сам любишь и готов защищать?»
«На вкус и цвет товарища нет».
«Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»

Ситуация 14
Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». – Как на это должен отреагировать учитель?
«Ну и что?»
«Никуда не денешься, все равно придется».
«Это глупо с твоей стороны».
«Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».
«Почему?»
«Я думаю, что ты не прав».

Оценка результатов и выводы
Каждый ответ испытуемого – выбор им того или иного из предложенных вариантов – оценивается в баллах в соответствии с ключом, представленным в нижеследующей таблице. Слева по вертикали в этой таблице своими порядковыми номерами указаны педагогические ситуации, а справа сверху также по порядку их следования представлены альтернативные ответы на эти ситуации. В самой же таблице приведены баллы, которыми оцениваются различные варианты ответов на разные педагогические ситуации.
Ключ к методике «Педагогические ситуации». Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации
Порядковый номер педагогической ситуации
Выбранный вариант ответа и его оценка в баллах


1
2
3
4
5
6
7
8

1
4
3
4
2
5
5



2
2
2
3
3
5
5



3
2
3
4
4
5
5



4
2
3
3
4
5
5



5
2
2
3
3
2
4
5
5

6
2
3
2
4
5
5



7
2
2
3
4
5
5



8
2
2
4
5
4
3



9
2
4
3
4
5
4



10
2
3
4
4
5
5



11
2
2
3
4
5
5



12
2
3
4
5
4
5



13
3
2
4
4
5
4
5


14
2
2
3
4
4
5



Примечание. Свободные ответы оцениваются отдельно, и соответствующие оценки добавляются к общей сумме баллов.
Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.
Если испытуемый получил среднюю оценку выше 4,5 балла, то его педагогические способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми. Если средняя оценка находится в интервале от 3,5 до 4,4 балла, то педагогические способности считаются среднеразвитыми. И, наконец, если средняя оценка оказалась меньше, чем 3,4 балла, то педагогические способности испытуемого рассматриваются как слаборазвитые.

Заголовок 1 Заголовок 415