Конспект урока ОРКСЭ Чудеса Рождественской ночи. Рождество Христово
Урок ОРКСЭ в 4 «А» классе.
Учитель: Токарь Ольга Анатольевна
Тема урока: «Рождество Христово. Чудеса рождественской ночи»
Дата проведения: 17.12.2015 года
Тип урока: урок рефлексии.
Технологии: здоровьесбережения, обучения развитию критического мышления, развития исследовательских навыков, диагностики проблемных зон в изучении материала, самодиагностики, самокоррекции, восполнение проблемных зон в обучении.
Решаемые проблемы: какие чудеса случились в Рождественскую ночь?
Цель: пробуждать интерес к изучению истории праздника, формировать уважительное отношение к православным традициям отечественной культуры, культуры других народов, обогащать словарный запас детей.
Планируемые результаты:
Предметные: узнавать и называть приметы Рождества Христова, раскрытые в чудесах Рождественской ночи.
Метапредметные УУД:
- Познавательные: осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
- Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, согласованно выполнять совместную деятельность в группе, уметь договариваться, строить связное высказывание.
- Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, коллективно составлять план урока, контролировать выполнение действий в соответствии с планом.
Личностные УУД:
Формирование духовных чувства сопричастности к великому празднику – Рождеству, почитаемого православными христианами не только на Руси, но и в других православных странах.
Ход урока:
Настрой на урок. Самоопределение к деятельности.
На экране видеоролик с ангелом, разбрасывающим на небе звёзды.
Учитель одновременно читает стихи:
В преданье старом говорится,
Когда родится человек,
Звезда на небе загорится,
Чтобы светить ему навек.
Далее показывает на табличке цифру: 2016 (1 слайд)
Вопрос: ребята, скажите, пожалуйста, какая связь между этой цифрой и тем видеофрагментом, который вы сейчас видели на экране?
(Дети должны ответить, что 2016 год наступит со дня рождения Иисуса Христа)
Актуализация знаний.
Беседа:
Назовите дату, когда это знаменательной событие произойдёт? (7 января)
2 слайд Как называется это праздник? (Рождество Христово)
А что мы уже знаем об этом празднике из предыдущих уроков?
3 слайд. Кто был мамой Иисуса? ( Дева Мария)
4 слайд. Как звали человека, который был избран её мужем? (Иосиф)
Где они жили вначале?( В городе Назарете)
5 слайд. Почему же получилось так, чтобы родители Иисуса оказались в Вифлееме? ( Царь страны приказал произвести перепись населения и поэтому каждому надо было записаться в своем родном городе) 6 слайд.
Как христиане называют Иисуса Христа? (Спасителем)
Почему? (Он пришёл по велению Бога Отца спасти людей от их грехов и показал им через свое воскресение, что после смерти жизнь каждого человека продолжается вечно)
Как вы думаете, все ли мы с вами изучили по теме: «Рождество Христово»? Хотите знать, что ожидает нас на сегодняшнем уроке?
7 слайд. На интерактивной доске – буквы вперемешку иностранные и русские.
Задание: вычеркнуть все нерусские буквы и узнать тему урока.
DSЧFGУDRДYУЕUСNА
VРCОQZЖXLДJЕUСINТGВQЕWНSСXКNОYЙU
ILНJGОFDЧANИV
На доске должны остаться слова: «Чудеса рождественской ночи»
Вопрос: сформулируйте цели, которые мы поставим перед собой на уроке?
(Познакомиться с чудесами, которые произошли в ночь, когда родился Иисус.)
8 слайд. Для чего нам это нужно? ( Чтобы расширить наши знания об этом празднике)
Этап изучения нового материала через театральную драматизацию.
Учитель: Давным – давно это было. У нас трещали зимние морозы. Лежали пушистые сугробы, искристый иней окутывал белоснежные деревья. А далеко- далеко от нашей родины, в жаркой стране Палестине, где никогда не бывает зимних холодов, родился младенец Христос.
(Видеофрагмент кондака 37 секунд – Христос родился)
Каждый час и каждую минуту на земле рождаются дети. Но, когда родился Христос, в мире произошло столько неожиданных, дивных чудес, что люди до сих пор не перестают удивляться.
Сцена: Слева стоит вертеп с младенцем, справа лежит шкура. На ней сидят пастухи. Выходит ведущий и встает с левой стороны от вертепа.
Ребёнок: Спал Вифлеем, забывший про дела.
И только пастухи стада пасли.
В ту ночь Мария Сына родила –
Дитя, похожее на всех детей земли.
(Видео Рождество Христово 1 куплет - 26 секунд)
Пастухи встают. К ним является Ангел.
1-й пастух: Ангелы нисходят пастырям принесть
2-й пастух: О Младенце - Боге радостную весть.
Ангел : Не бойтесь, Бог меня послал.
Всем возвестить живую радость!
В священном граде Вифлееме
Родился ныне в это время,
Спаситель мира и людей!
(Видео Рождество Христово 2 куплет- 26 секунд)
Во время видео пастухи подходят к вертепу и с удивлением смотрят на младенца. Ангел становится сбоку от вертепа. Выходят звезда.
Звезда: Сбылось пророческое слово,
Настал желанный, чудный час!
На своде неба голубого
Звезда блестящая зажглась.
( Входят волхвы с дарами. У одного ларец с золотом, у другого на проволоке ладан, у третьего смирна).1-й волхв: И звездой ведомы,
К Свету на поклон
Мудрецы явились
Из чужих сторон.
2-й волхв: Мы цари - звездочеты,
В звездном небе подсчеты ведем.
Мы царю Вселенной,
Красоты незренной,
Дар несем.
3-й волхв: Смирну, ладан, злато –
Лучший дар земли –
Три волхва с Востока
Богу принесли.
Кладут подарки перед младенцем.
(Видео Рождество Христово 3 куплет- 26 секунд)
Ведущий: Давно погасла в зимней мгле
Восточная звезда,
Но не забыли на земле
Рождения Христа.
Как пастухи к нему пришли
До утренней поры,
Как мудрецы преподнесли
Ему свои дары.
Давно погасла на земле
Восточная звезда,
Но не забыли на земле
Рождения Христа.
Древние предания рассказывают нам о том, что поклонились Христу в те дни не только люди и животные, но и деревья и цветы. Послушайте, как это было:
(Тихо звучит музыка).
Ведущий: Я помню древнее преданье
Давно, давно минувших дней,
Когда в рождественском сияньиЗвезда блеснула для людей,
И хоры ангельские пели
Земле святую песнь с небес.
И светлой радостью звенели
Цветы в полях и темный лес.
Волхв 1. И шли волхвы за той звездою
Они к Христу-Младенцу шли.
Волхв 2. И вот под кровлею простою
Они Спасителя нашли…
Волхв 3. И все, ликуя, к Иисусу
Тянулись радостной мечтой.
Орешник. «Пойду к Нему и поклонюся,-
Шептал орешник молодой,-
Снесу дары мои простые…»
( Кладет на стол, как бы у колыбели, ветку орешника или орехи).
Колокольчик. «И я с тобой,- сказал цветок,-
Совьюсь в веночки голубые,
Чтоб Он играть со мною мог».
( С поклоном кладет там же букет синих цветов).
Яблоня. И нежно яблоня шептала:
« Ему снесу плоды мои!»
( Ставит на стол на красивом блюде красные яблоки).
Роза. И роза тихо открывала
Венцы душистые свои.
(Сыплет сверху на принесенные дары розовые лепестки).
Ведущий: А ель, безмолвная тоскуя,
Стояла в стороне одна.
(Елочка все это время стоит одиноко в стороне, опустив голову, робко оглядывая себя и не решаясь подойти к цветам и деревьям).
Елочка. «Что принести Христу смогу я?» -
Вздыхая, думала она.
Ведущий: И вот склонилися с дарами
К Христу деревья и цветы.
И пальма с пышными ветвями,
И роза дивной красоты.
Одежды лилий белоснежных
У ног Христа ковром легли…
(Цветы кружатся).
Ведущий: Но вдруг…
( Цветы и деревья ахают. И тот же час Елочка вспыхивает огнями гирлянды).Ведущий: … Блеснули, зажигаясь,
На ней брильянты скорбных слез.
И обернулся, улыбаясь,
Ее сиянию Христос.
И с этих пор Христовой елкой
Она зовется у людей,
И блещут скромные иголки
В огне рождественских свечей.
Слайд 9. Учитель. Вот какое рождественское предание услышали мы сегодня. Так это было и не так. Кто знает. Ясно для нас только одно: за скромность, смирение и доброту ёлочка была избрана символом Рождества среди других деревьев и отмечена чудесными сверкающими огнями.
С тех пор в Рождественскую ночь именно елка — самое главное дерево. Про нее поют песни, сочиняют сказки, рядом с ней кладут подарки друг для друга, ее огнями любуются в каждом доме в ожидании праздника. Конечно, если бы та самая елочка в ту самую ночь не вела бы себя так смиренно, а стала бы распихивать и колоть всех направо и налево, пытаясь пролезть вперед, тогда, конечно же, чудо не случилось бы и ёлочка не была бы избрана главной гостьей на Рождественском празднике.
Физминутка с ёлочкой.
Посмотрите, как наша ёлочка рада этому! Давайте с ней потанцуем.
Смысловое чтение с использованием технологии критического мышления.
Учитель: Ребята, вы посмотрели мини- спектакль о Рождественской ночи.
А скажите, кто такие волхвы? (Мудрецы, звездочёты)
Что они принесли младенцу Иисусу? (Золото, ладан, смирну) Давайте прочитаем об этих подарках в нашем учебнике.
Читать будем с помощью известного вам приема инсерт. Возьмите карандаши, откройте страницу 26 учебника и прочитайте, делая пометки на полях.
Слайд 10.
V- если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
+ - если то, что вы читаете, является для вас новым;
?- если вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Дети работают в парах. Делают пометки.
Вопрос после прочтения: итак, что вам было известно?
Что было новым?
Что бы вы хотели узнать более подробно? (Это и будет домашним заданием)
Слайд 11. Посмотрите как выглядят эти дары. Сейчас они хранятся в монастыре Греции. Вопреки всем обстоятельствам, дары волхвов, сохранились до настоящего времени! Золото хранится в виде двадцати восьми небольших пластин различной формы — трапецеидальной, четырехугольной, многоугольной. Каждая из пластин содержит филигранный орнамент тончайшей работы, ни разу не повторяясь. Ладан и смирна — это маленькие шарики, величиной с маслину, количеством около семидесяти штук. Эти воистину бесценные сокровища тщательно хранятся в монастыре святого Павла на горе Афон. Их духовную, археологическую и историческую ценность невозможно измерить, поэтому хранятся они в специальных ковчегах-мощевиках.
Проектная деятельность в группе.
Учитель:
Итак, ребята, с какими чудесами рождественской ночи мы познакомились?
(Ангел показался пастухам и возвестил радостную весть, Вифлеемская звезда указала на небе путь волхвам, елочка стала символом праздника)
Слайд 12. Установите соответствия.
А вы знаете, что
А сейчас вам предстоит поработать в группах. Я предлагаю вам сделать большую Вифлеемскую звезду и написать на ней пожелание человечеству на следующий 2016 год. Распределите в группе роли: кто будет делать лепестки для звезды, кто наклеивать их, кто – писать пожелание и представлять группу перед классом.
Рефлексия.
Представление звезд и прочтение пожеланий.
А закончим мы наш урок песней «Светлый праздник Рождества»
Литература:
Осадчая О.О. Духовно – нравственная культура. 1 – й год обучения: Учебно – методическое пособие.-СПб.:Троицкая школа,2007.-185с.
Жукова В.В., Волкова Т.Г. Я иду на урок в Воскресную школу: Закон Божий и уроки детского творчества. -М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной церкви., 2011.-102с.-ил.
Шевченко Л.Л, Основы духовно – нравственной культуры народов России.Основы православной культуры. 4 класс. Учебник для учащихся начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. –М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества,2013.112 с.