Духовно-нравственное воспитание. из опыта работы Нестеренко Н.М. руководителя шоу-группы «Поющие Звёзды»

Духовно-нравственное воспитание.

из опыта работы Нестеренко Н.М.
руководителя шоу-группы
«Поющие Звёзды»

   Главная цель образования в школе –  развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников. Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); - нравственного облика (терпения, милосердия, кротости); - нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); - нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).  «Культура», «религия», «духовность», «нравственность», как базовые понятия для определения духовно-нравственного воспитания. Понятием «духовность» традиционно обозначалось все, что относилось к душе, духу, Богу, церкви.    Нравственное развитие учащихся  на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Особенно большие возможности для духовно-нравственного воспитания школьников имеет учебный материал по литературе,  истории,  музыки, МХК, изобразительного искусства.  В нём содержится большое количество морально-этических суждений по отношению к человеку и обществу.     В статье 1 «Закона об образовании» Российской Федерации четко прописано: «Образование – это есть целенаправленный процесс воспитания  и обучения». И  воспитание стоит на первом месте. Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление о школе как учреждении, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом человеческого развития обучающегося. Духовность и нравственность – это те приоритетные ценности, которые
Главной целью музыкального развития является,  прежде всего, духовно- нравственное воспитание учащихся, обогащение   их духовного мира.    На уроках музыки  дети узнают о том, что у каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Те же из них, чья жизнь была озарена ореолом святости, а деяния и служение народу были угодны Богу, еще более чтимы на земле. Это в полной мере относится к Александру Невскому и Сергию Радонежскому – святым земли Русской.  Образ русского богатыря Ильи Муромца - мужественный, могучий, храбрый богатырь не только былинный герой, но и русский святой. Кантата С. Прокофьева «Александр Невский», рассказывающая о силе духа русского народа, о любви к своей земле,  музыка М.И. Глинки, воспевающая подвиг народного героя Ивана Сусанина в борьбе с польскими захватчиками в XVII веке, воспитывает у ребят чувство гордости за русских людей и русскую историю . Учащиеся  с огромным удовольствием знакомятся с  видами колоколов и колокольного звона,  постепенно начинают его воспринимать как художественное явление в русском искусстве.    Основные направления и воспитательные линии на  уроках музыки  следующие: семья с ее любовью и верностью, заботой, помощью и поддержкой, уважением к родителям, заботой о старших и младших, где символом материнства является Богородица; образы русских святых – патриотическая воспитательная линия; традиционные религии представление о вере, духовности, толерантности, о духовном мире человека.    Приведу примеры  тем уроков музыки и МХК ,  содержание   которых  позволяет реализовать их воспитательную  функцию в формировании и становлении личности, являющейся носителем великой культуры народов России.
 В начальных классах : «Дела давно минувших дней...» «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет...»« «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...» «Рождество Твое, Христе Боже наш...». Музыка  Православной церкви как часть художественной культуры России. «Колокольные звоны на Руси»,  «Что такое патриотизм», «Цвет и звук: «Музыка витража»,  В средних классах:
«Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.»,  «Мир образов полифонической музыки» ,   «Мир русской песни», «Тема богатырей в музыке», «Эпические образы в музыке» , «Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича ,  «Диалог искусств», «Слово о полку Игореве»  и опера «Князь Игорь»,  «Сила патриотической песни».  Приведу конкретные примеры заданий   некоторых  уроков ,  которые обозначила выше.
На уроке «Хоровая музыка в храме»   на вопросы: -Что слышится в хоровом церковном пении  и какова  роль церкви в жизни людей,  ученики    свободно высказываются ,  а затем в учебнике ищут ответы на эти вопросы.  На этом  же уроке  формирование  храмовой хоровой музыки учащимся   предлагается  проследить через  «Древо храмовой хоровой музыки»,   также происходит знакомство  с  таким  термином,  как тропарь  в православной церкви  краткое молитвенное песнопение, просмотр видео - тропарь Пресвятой Богородице и исполнение тропаря   в нашей церкви с . Знаменка  в исполнении  отца  Валерия  и отца Дмитрия, который  был войсковым священником 3 отдела . Забайкальского  казачьего  войска.,  а сейчас он владыка Нерчинской и  Краснокаменской  епархии.    На уроке по теме  «Сила патриотической песни»  учащимся предлагается видеоряд репродукций   на патриотическую тему,  дети объединяют картины по темам -   времена  подвигов Александра Невского,  Отечественная война 1812года ,   эпоха Великой Отечественной войны и   картины о казаках.   
 Духовно-нравственное  и патриотическое воспитание на уроках МХК: «Стили архитектуры», «Храмовая архитектура», «Храм как символ христианского православия»,  «Древнерусская иконопись»,  «Понятие об обряде», «Религиозные праздники и обряды»,  «Крещение Руси», «Музыка в храме». «Священный лик Богоматери», «Героический эпос» .
В дополнительном образовании   учащиеся также приобщаются к народному творчеству, особенно, к культуре   Забайкальского казачества.  Мною проведено  мероприятие   для начальных классов на тему: «Мы помним тех, кому обязаны за мирную и счастливую жизнь!»,  «День памяти воинов- интернационалистов»,   «Песня солдатская моя»,  «Ими гордится село» (о  солдатах – воинах нашего села, которые служили в  Афганистане и Чечне,  и которых смело можно назвать Героями России.) Участники  хора мальчиков постоянно  выступают на всех школьных и районных мероприятиях и конкурсах.
На занятиях факультатива я рассказываю о народном художественном и песенном творчестве.  Нравственный аспект программы факультатива  предполагает, знакомство с моралью, нравственностью, этикой  казаков при всей их самоценности заставляет задуматься учащихся над коренными вопросами..бытия.
Факультатив  не только  информирует учащихся, но и в определенной мере способствует формированию направленности жизненных интересов на всю послешкольную  жизнь.
  Наше образование имеет большие возможности в духовном воспитании детей, и поэтому, в своей воспитательной работе мы обращаемся к традиционному отечественному культурному и духовному наследию. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, они приобретаются собственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом и в итоге формируется полноценная личность.

15