Выступление на педсовете на тему Духовно-нравственное воспитание
«Духовно-нравственное воспитание»
на слайде
(«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина». В.В. Путин)-Уважаемые коллеги, начну свое выступление с лирического отступления:
Живем в эпоху нано - технологий,
И каждый год дает нам новый старт,
То освоение журналов электронных,
А ныне новый наш образовательный стандарт.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). В основе Стандарта лежит Концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. Характерными причинами сложной ситуации явились:
отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения,
спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью;
отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие.
На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.
Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:
(слайд)
##любящий свой народ, свой край и свою Родину;
##уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
##любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
##владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
##готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
##доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
##выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. На примере нашей школы можно проследить, как менялась год от года материально-техническая база образования, как внедрялись новые технологии. Мы имеем доступ к Интернету, сейчас в школе есть кабинеты, оснащенные стационарными проекторами интерактивными досками, появилась возможность использовать на занятиях презентации.
В своей деятельности я стараюсь использовать уроки патриотического воспитания. Так как патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Возможно проведение различных мероприятий. Это и беседы, и экскурсии, и мероприятия. Чувство Родины ... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Поэтому очень хорошо помогают в этой работе пословицы. Сейчас я хочу вам предложить игру, в которую можно поиграть с детьми в ваших классах.
«Доскажи словечко»( Я называю начало пословицы, вы должны продолжить)
1.«Нет милее дружка….., чем родная матушка»
2.«Вся семья вместе……, так и душа на месте»
3.«Когда в семье лад……, не нужен и клад»
4.«Семья сильна……., когда над ней крыша одна»
. О роли библиотеки в духовно - нравственном воспитании можно говорить много. Библиотека может и должна стать центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности. Воспитать такого человека без книг невозможно. После посещения библиотеки можно также проводить различные литературные минутки : «Кому принадлежат слова», «Переделай сказку», «Художники», «Подбери рифму» или вот такие рекламные паузы:
А) – Чтоб жила библиотека,
Надо чтоб в нее читатель
Заходил хоть иногда...
Вы со мной согласны?
– Да!
б) – Чтоб страна была сильна,
Надо...
Чтоб дружна была семья!
Вы со мной согласны?
– Да!
в) – Чтоб страна была умна,
Надо...
Чтоб в семье читали книгу!
Вы со мной согласны?
– Да!
С первого класса знакомлю детей с правилами этикета. Использую такие темы, как например: Исторические корни этикета. Культура общения. Гостевой этикет. «Вежливые» советы. и т. д. На занятиях мы, рассматривая конкретные ситуации, отвечаем на вопрос: «Как в данном случае поступит воспитанный человек?». Составляем памятки о правилах поведения по каждой теме.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, учатся слушать и понимать своих товарищей, могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
На уроках использую такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительную деятельность, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов, сказок и стихов, занимательный материал. Ребята выполняют презентации своих работ.
Оздоровительная программа ориентирована на формирование у ребёнка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Часы здоровья требуют творческого подхода и могут быть разных видов:
– беседы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания дают знания в области оздоровления;
– динамические паузы, включающие физические упражнения.
- деловые игры, игры – соревнования, праздники здоровья способствуют развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям современного общества.
Духовно-нравственное воспитание невозможно без поддержки семьи, Мы, учителя, пытаемся пользоваться опытом и поддержкой родителей учащихся. На этом этапе мы рассматриваем нашего ученика с различных сторон его развития и пытаемся уделить внимание тем пробелам, которые проявляются через воспитание в семье. И здесь наша с вами работа разнообразна и может проявляться в различных формах деятельности: классные часы, экскурсии на предприятия, проведение семейных праздников в классе, конкурсов с привлечением родителей, выезд в город, а также просветительская деятельность со стороны учителя в некоторых вопросах воспитания. И, как признаются некоторые родители, им это необходимо.
ВОСПИТАНИЕ – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.
Также хотелось бы представить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – использование притч в цикле классных часов «Лепестки моей души». Но прежде сыграем в ассоциации Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения:
Если притча – геометрическая фигура, то это ...
Если притча – цвет, то это ...
Если притча – это название фильма, то это ...
Если притча – настроение, то это ...
Если притча – музыка, то это ...
6.Если притча – животное, то это ...
Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.
Всем вам известны строки из стихотворения В.С. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в нашем случае это детские притчи, обладает невероятным могуществом.
Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.
Я предлагаю вашему вниманию серию классных часов с использованием притч. Содержание разделов к классным часам может варьироваться в зависимости от проблем, которые существуют в классном коллективе. Ниже предлагается примерная тематика этих разделов:
На слайде
I. Радость и горе
«Цветок радости»
«Испытание или помощь?»
«Счастливый человек»
«Когда на сердце спокойно»
II. Доброта и величие характера
«Кто самый достойный?»
«Чему нас учат деревья?»
«Благородство характера»
«Кому помогает небо?»
III. Любовь и дружба
«Лучшее лекарство»
«Как помочь другу?»
«Зачем нужен друг?»
IV. Честность
«Можно ли погубить правду?»
«Не обманывай»
«Опаснейшая ложь»
«Кто украл масло?»
V. Бедность и богатство
«Почему рухнул дом?»«Первый кусок хлеба»«Когда любая гавань хороша?»
Как вы видите, данная тематика может определять тематику самих классных часов.
Хотелось бы познакомить с небольшим фрагментом классного часа
Фрагмент классного часа на основе притчи «Не обманывай».
1) Знакомство с притчей. Введение в тему классного часа.
Педагог раздает ребятам распечатку притчи, ребята по очереди зачитывают ее абзацы, затем хорошо читающий ученик, либо сам педагог прочитывает притчу заново. (Название притчи умышленно не дается.)
***
Сын гордился, что отец послал его одного на ярмарку продавать соломенные шляпы. Юноша погрузил шляпы в повозку и тронулся в путь. У развилки двух дорог молодой крестьянин остановился передохнуть.
Только он вскипятил чай, как послышался цокот копыт, и к юноше подъехала повозка, тоже груженная соломенными шляпами.
- Эй, парень, по какой дороге мы быстрее доедем до ярмарки? – спросил крестьянин с повозки.
- Отдохните немного, - предложил юноша, расстроенный тем, что у него появился конкурент. Крестьянин отказался, и тогда юноша показал рукой на правую дорогу, что шла через поле.
Он слукавил немного, эта дорога была в три раза длиннее лесной дороги. «Все равно вперед меня не успеет», - пробормотал юноша.
Отдохнув немного, он поехал по лесной дороге. Юноша почти доехал до ярмарки, как вдруг его лошадь встала. Юноша глазам своим не поверил, когда увидел, что на дороге лежит огромный дуб. Объехать дерево было невозможно, пришлось поворачивать назад, а потом ехать на ярмарку длинной дорогой.
Вернувшись домой, сын расстроено рассказал отцу:
- Я продал мало шляп, потому что поздно приехал на ярмарку. Дерево загородило дорогу. К тому же на ярмарке был другой торговец шляпами. Я его обхитрил и послал по длинной дороге, но он все равно приехал раньше меня.
- Запомни, сынок: обманывая людей, обманываешься сам, - сказал отец.
- Я себя не обманывал, - удивился сын.
- Если бы ты показал крестьянину правильную дорогу, он бы предупредил тебя о дереве. Вот и получается, что ты сам себя обманул, - объяснил отец.
2)После можно провести работу по вопросам
На слайде - Понравилась ли вам эта история?
- Как вы поняли, о чем она?
- Как бы вы поступили на месте юноши?
- В сказках часто тот, кто обманывает, бывает наказан. Как вы думаете, происходит ли так же в жизни?
- Найдите в тексте слова, отражающие главную мысль притчи?
- Как вы понимаете выражение «обмануть самого себя»?
- Какое название можно придумать к этой истории?
(Далее педагог раскрывает истинное название притчи.)
3) Психотерапевтическое упражнение к притчи «Соломенная шляпа».
Выбирается ведущий. Он надевает на себя соломенную шляпу правды. Остальные по очереди задают ему любые вопросы. Водящий должен отвечать только правду. Дети по очереди надевают шляпу правды, и каждому задается по 5 вопросов.
Анализ упражнения:
- Понравилось ли вам упражнение?
- Сложно ли было отвечать на вопросы? А задавать?
- Почему человеку бывает так сложно сказать правду?
4) Позитивное закрепление притчи
- Придумайте хорошее окончание истории.
Таким образом, ребята знакомятся с нравственными основами по средствам притчи, анализируют собственные поступки, действия.
Уважаемые педагоги! Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Свое выступление хотелось бы завершить небольшим анкетированием
Анкетирование педагогов (ответы «да» или «нет»)
1.Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.
2.Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.
3.Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.
4.Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.
5.Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.
6.Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.
7.Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса в классе.
Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы не мешало задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?
Если же меньше , то вы классный руководитель , владеющий технологией своей деятельности, вы умеете видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую и уникальную.