Выступление на педсовете Духовно-нравственное воспитание учащихся с ОВЗ


Духовно-нравственное воспитание обучающихся с ОВЗ
(Слайд 1)
Для меня и педагогического коллектива нашей школы вопрос духовно-нравственного воспитания учащихся был и остается главным в работе.
Воспитание- это педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества. (Слайд 2)
Школа - один из островков, где воспитывают подрастающее поколение в духе любви к Родине, уважения к национальным ценностям страны и ее культурным традициям, любви к людям и ко всему живому на Земле.
Такие понятия как любовь, вера, сердечное тепло, доброта всегда будут ценностями жизни человека. Этим категориям нельзя научиться, они не могут быть просто перенесены в личный опыт ученика, этот опыт складывается в практической деятельности, творчестве, в общении.
Духовно-нравственное воспитание –это непрерывный процесс, который начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. (Слайд 3)
Духовно – нравственный портрет школьника (Некоторые качества) (Слайд 4)
Добрый, не причиняющий зла живому;
Честный и справедливый;
Любящий и заботливый;
Трудолюбивый и настойчивый;
Творящий и оберегающий красоту мира;
Стремящийся к знаниям;
Смелый и решительный;
Свободолюбивый и ответственный;
Самостоятельный и законопослушный;
Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой;
Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам;
Патриотичный (готовый поступиться своими интересами);
Толерантный (уважающий других, не похожих на него);
НАПРАВЛЕНИЯ духовно-нравственного воспитания
(Слайд 5)
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
НРАВСТВЕННОЕ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ И ТРУДОВОЕ
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения.
(Слайд 6)
Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявлять в учении сильную сторону своей индивидуальности.
На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед девочками, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. На уроках происходит социальная адаптация, девочки учатся шить
Практика показала, что можно широко применять пословицы и поговорки, которые характеризуются устремленностью к духовности, нацеленностью на толерантность, уступчивость, солидарность, добро, любовь. Благодаря своей глубокой философской обобщенности и художественной ценности мир народных пословиц может и сейчас решать практические нравственные проблемы, которые возникают перед человеком в жизни, то есть формировать моральные убеждения, чувства и привычки в соответствии с определенными нравственными принципами. В форме пословиц и поговорок народной педагогикой разработана система правил- наставлений, являвшаяся устным учебником нравственного воспитания. У В.И.Даля представлен свод этих народно - поэтических моральных стандартов.
Покажу некоторые способы использования народных афористических выражений из своей практики. На уроках литературного чтения предлагаю подобрать или выбрать детям соответствующие пословицы к художественному произведению, его отрывку или к характеристике героя. Провожу конкурс знатоков пословиц и поговорок, цель которого – выявление информированности детей о народных афоризмах; повышение уровня этнокультурной компетентности. Примерные задания для такого конкурса могут быть следующими:
1.Кто больше назовет пословиц на определенную тему?
2.Объясните смысл пословиц.
3.Закончите пословицу. ( Кто грамоте горазд… (тому не пропасть); Сделав худо.. (не жди добра).
4.Вставьте в пословицу пропущенное слово.
Поговорки и пословицы всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Поговорки и пословицы помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.
Внеклассная работа является логическим продолжением начатой на уроке работы. Я организую разнообразные формы внеурочной деятельности и как учитель, и как классный руководитель.
Используемые формы работы (Слайд 7)
- Тематические классные часы;
- Творческая художественная деятельность(рукоделие, рисование);
- Организация выставок и поделок;
- Проведение праздников и внеклассных мероприятий;
- Использование мультимедийных презентаций в работе;
- Проведение родительских собраний.
Каждый вид занятия имеет свою задачу в деле формирования духовно - нравственной культуры моего класса.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы: « Урок мира» на 1 сентября, где дети изготавливали «Голубя мира» и писали на нем свои пожелания мира и добра для того чтобы нашей планете всегда был Мир.
(Слайд 8)
Классные часы: «Курск-город Воинской славы», праздники посвященные «Дню Победы», Во время проведения Акции «Цветы ветеранам» ученики поздравляют ветеранов Великой Отечественной войны, изготавливают открытки ко Дню защитника Отечества, «Дню матери»; позволяют воспитывать у ребят уважение к Родине, стремление быть похожими на выдающихся людей, а так же, желание делать добрые полезные дела.  Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся.    
         
ПО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОМУ И ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ провожу классные часы « Все профессии важны!», внеклассные мероприятия «Калейдоскоп профессий», «
и др. (Слайд 9)
Чтобы ребёнок становился духовно богатым, особое внимание обращаю на художественно - эстетическое воспитание. Художественная деятельность, декоративно - прикладное искусство формируют эстетический вкус. Если ребёнка окружают вещи, отличающиеся красотой, простотой, то в его жизнь подсознательно входят критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности.
Коллективно-творческие мероприятия, способствует формированию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательных, дружеских отношений между мальчиками и девочками.
Базой для становления духовно - нравственной личности является семья. Нужно привлекать внимание родителей к внутреннему миру собственных детей.
Конкурсы «Открытка маме», «Сердечко для мамы» посвящённые празднику «8 Марта», «Дню матери» позволяют проявить заботу и чуткое отношение к маме.
Необходимо так же включать учащихся в посильный общественно полезный труд. Дети приводят в порядок класс, подметают пол, ухаживают за цветами, дежурят. Труд воспитывает не только гуманное качество (доброту, отзывчивость, любовь, бережное отношение к окружающему миру), но и волевые (самостоятельность, организованность, ответственность). В трудовую деятельность необходимо вносить нравственные мотивы: проявлять внимание, сочувствие, заботу, связывать эти мотивы с целью деятельности.
Чувство Родины у всех у нас развито очень сильно. Это чувство у каждого из нас начинается с памяти детства, со своего дома, своей улицы, своего города или села. И вместе с тем живо в нас ощущение большой, великой Родины, где испокон веков жили наши отцы и деды. Но воспитание патриотизма и гражданственности к Родине нужно начинать с любви к родному краю. Учащиеся хотят больше узнать о своём городе, крае.
Так я говорю ребятам о том, что семья является частью нашего города, и поэтому от того, какими мы являемся гражданами нашего города, зависит, какими мы будем гражданами своей страны. Поэтому на классных часах, знакомя ребят с историей нашей страны. сначала мы говорим об истории нашего города. Я предлагаю им придумать, почему наш город так называется, городскими достопримечательностями.
Изучая символику нашей страны, я обращаюсь и к нашему краю. Так при изучении герба России мы говорим о том, что у нашего города тоже есть свой герб и что на нём изображено.
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Л.Н.Толстой ( Слайд10)