«Сотрудничество и сотворчество участников хорового коллектива как залог здорового морально-психологического климата»

МБУ ДО Детская школа искусств № 8
преподаватель хорового отделения
Россия, 432072 , город Ульяновск, проспект Врача Сурова, дом 13. Телефон: 8(8422)25-74-58
Архангельская Ирина Константиновна
e-mail: dshi8_73@mail.ru
Тема:
«Сотрудничество и сотворчество участников хорового коллектива как залог здорового морально-психологического климата»

Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Одна из таких тем
· взаимодействие семьи и школы. Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семейное воспитание, чтобы вместе реализовать способности ребенка. На пути своего развития ребенок вступает во взаимодействие, сотрудничество с множеством людей. Для ребенка мы, его близкие и учителя, – то звено, которое связывает его со всеми достижениями культуры. Правильные, разнообразные формы сотрудничества ребенка с взрослыми
· вот основа развития духовной жизни.
Культурная среда современной школы искусств представляет собой совокупность условий успешного развития личности, формируется постепенно, с наполнением ее компонентов идеями и ценностями, содержанием, методами и формами работы, опытом совместной жизнедеятельности. Возникает уникальная культурная атмосфера, принятая большинством членов данного сообщества: педагогами, учениками, их родителями, начинающая активно влиять на процесс развития и саморазвития личности. Фактором развития культурной среды школы выступает становление и совершенствование педагогической культуры ее носителей (педагогов, родителей).
Проектируя культурную среду, педагог (совместно с родителями) может глубже и лучше понять ученика, адекватно помочь ему в решении его проблем, создать условия для его индивидуального развития. В совместной творческой работе объединяются усилия для воспитания будущего музыканта и достойного гражданина нашей страны. Уникальное отношение между субъектами культурной среды направлено на развитие и саморазвитие личности. Они пронизывают все ее компоненты. Именно эти отношения создают тот особый образ жизни, в котором творчество, социальные инициативы, познавательная активность, взаимопомощь и сотрудничество детей и взрослых заражают других без всякого принуждения. Тем самым создаются условия для свободного выбора тех сфер, которые направлены на реализацию актуальных потребностей интересов личности и востребованных современным обществом.
Можно выделить ряд моментов воздействия педагога-музыканта на родителей посредством приобщения к музыкальному искусству (вокально-хоровому в частности):
Информирование родителей учащихся о значимости эстетического воспитания (концерты-лекции).
Привлечение родителей к тесному сотрудничеству: посещение ими занятий, открытых уроков, поддержание интереса к изучаемому репертуару, оказание помощи в проработке домашних заданий.
Создание в семье ученика благоприятного музыкального микроклимата.
Понимание родителями значимости того, что они имеют большое влияние на детей в поддержке интереса и уважения к музыке- источнику радости и вдохновения.
Проведение в школе музыкальных гостиных, как возрождение русских традиций семейного музицирования.
Поэтому идея создать вокальный ансамбль родителей, как художественно эффективную, жизнеспособную форму практики
· это, прежде всего, помощь самим родителям. Она была призвана не только к тому, чтобы реализовать возможность уже взрослым людям, имеющим свою, далекую от искусства профессию, окунуться в прекрасный мир музыки, научиться, главным образом, нахождению общего языка со своими детьми, пониманию и уважению к тому делу, которым занимаются маленькие музыканты. Здесь, также, преследуется простая с первого взгляда цель
· научить родителей слушать своих детей во время выступления на концертах. Во многом недостаточный эмоциональный отклик взрослых является не в полной мере развитого музыкального вкуса, непониманием с их стороны того, что пение (в хоре, ансамбле)
· это большой труд, а не просто приятное времяпрепровождение. Поэтому, не последнее место в работе с родительским ансамблем занимает воспитание именно слушателя музыки с развитой художественной взыскательностью.
Наиболее массовой формой активного приобщения людей к музыке является хоровое пение. Оно естественным и доступным способом выражает эстетические потребности чувств, настроений (недаром в средние века не всех учили читать, но петь – всех). В пении соединены такие многогранные средства воздействия на человека, как слово и музыка. Пение в хоре (ансамбле) является средством общего музыкального развития. Вместе с тем, оно воспитывает внимание, наблюдательность, дисциплинированность.
Совместное исполнение произведений, эстетическое переживание их содержания, воплощенное в художественных образах, сплачивает поющих в единый творческий коллектив. Возможность объединения в исполнительском процессе поющих с различным уровнем развития голосовых и слуховых данных позволяет привлекать к творческой работе всех желающих.
Очень важен процесс интегрирования, когда учащиеся старших классов помогают советами родителям, начинающим постигать азы пения; исполняют в ансамбле с взрослыми более сложные партии вторых (третьих) голосов. При этом непринужденная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание быть вместе, способствуют тому, что позволяет увидеть взрослых и детей в ином свете. У младших школьников от совместных занятий проявляется чувство гордости, уважение к старшим. Они с нескрываемым интересом следят за успехами своих близких, чувствуют сопричастность к происходящему. На определенном этапе они могут оказать помощь взрослым, и от этого становятся более ответственными. В свою очередь, и родители чутко и внимательно относятся к выбранному пути ребенка. Интеграция – вот что важно. Также нельзя забывать, что создание спаянного дружбой и любовью к хоровому пению коллектива невозможно без уважения и даже расположения к своему руководителю. С его помощью происходит правильное певческое развитие, которое способствует не только формированию личностных качеств, но и более гармоничному развитию человека.
В сотрудничестве и сотворчестве взрослых и детей происходит становление и развитие единства нравственной и интеллектуально-коммуникативной сферы личности всех участников детского и взрослого сообществ: учащихся, учителей, родителей.
Завершая сказанное, отмечу действенность задуманного и воплощаемого; большую заинтересованность, как со стороны родителей, так и детей. И, как следствие, привлечение родителей к творческой жизни детских певческих коллективов (концерты-лекции, совместные тематические вечера, создание музыкальных мини-спектаклей),появление новых участников в ансамбле родителей, расширение репертуара и, главное, развитие и укрепление связи поколений «отцов и детей».
Список литературы:
Далецкий О. Школа пения (из опыта педагога). М., 2007
Дмитриевский Г. Хороведение и управление хором. М., 1948.
Живов В. Хоровое исполнительство. М., 2003
Латышев О. педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей.
Матвеева Л. Современные традиции семейного воспитания и музыкальное образование.
Сухомлинский В. Родительская педагогика. М., 1987


15