Выступление на школьных педагогических чтениях на тему: Сотрудничество классного руководителя с родителями как один из ведущих методов организации воспитательной деятельности
Выступление на школьных педагогических чтениях учителя русского языка и литературы (классного руководителя 7Б класса) МБОУ «Мегетская средняя общеобразовательная школа» Аникиной Ларисы Валерьевны на тему: «Сотрудничество классного руководителя с родителями как один из ведущих методов организации воспитательной деятельности».
В работе, связанной с классным руководством, я выбрала в качестве девиза слова, сказанные когда-то Писаревым: «Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперек, и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанниками, также и их родителями существовало полное доверие.»
Когда я бралась за классное руководство в незнакомом, новом 5 Б классе, меня в одинаковой степени волновали мысли и о том, что из себя представляют мои будущие ученики, и о том, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками. Одна я, даже отдавая всю себя, не сумею охватить и решить полностью те задачи, которые сейчас жизнь предъявляет школе.
Узнать всё о своих будущих учениках и их семьях помогла их первая учительница, Татьяна Владимировна, которая дала мне психологическую характеристику каждому из своих питомцев. Она предостерегла меня от ошибок, которые я могла совершить в работе с детьми из неблагополучных семей, посещая в мае уроки в этом классе, я поняла, что благодаря требовательности к своей работе первой учительницей, такие дети были не упущены.
Готовясь к приему детей 1 сентября, я уже знала, что в классе учатся дети из неполных и неблагополучных семей. Мне был ясен образовательный состав родителей, большую часть которых составляют родители со средне-специальным образованием.
Планируя первое родительское собрание, я решила познакомить их с теми задачами, которые я поставила перед собой на данный учебный год, нацелила их на то, что посещение родительских собраний - это знак уважения к учителю и школе. Сразу подготовила их к тому, что и родители, и классный руководитель должны понимать, что только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей содержательной, интересной, радостной. Это собрание носило установочный характер. Большая часть родителей приняли мои требования и до сих пор являются силой нашего родительского коллектива.
Главным, что я считаю в работе классного руководителя-это:
Систематический контроль за деятельностью учеников;
Обязательная связь с родителями (рейды в семью, индивидуальные беседы воочию и по телефону, даже выход на предприятия, где работают родители);
Качественная подготовка к родительским собраниям и классным часам.
В течении учебного года классный руководитель обычно проводит четыре родительских собраний: Первое родительское собрание я провожу в сентябре. Оно носит организационный характер. Второе и третье – тематическое. Четвертое родительское собрание – по итогам года. Его, как правило, я провожу вместе с детьми и родителями, оно носит праздничный характер, предусматривает награждение родителей и детей.
Я считаю, что треугольник «ученик – родитель – классный руководитель» должен существовать в своей неразрывной связи. Если есть взаимосвязь в этом треугольнике, то воспитательный процесс пойдет целенаправленно!
При участии учеников в каком-либо общешкольном мероприятии, нужно выходить на родителей, чтобы они поддержали своего ребенка в плане подготовки его внешнего вида, различных атрибутов, в плане моральной поддержки, постарались поприсутствовать на празднике. Такие родители обязательно найдутся.
Наш класс активно участвует в общешкольной жизни, стараюсь сфотографировать детей, сделать копии грамот и раздать участникам, чтобы родителям было приятно видеть заслуги его ребенка и радоваться с ним. Разговаривая с родителями, я предпочитаю рассказывать им о всех качествах личности их детей, которые я подмечаю в школе. Если ученик показал себя с негативной стороны, не нужно откладывать в долгий ящик не очень приятную беседу с родителями, так как малейший проступок в школе может привести к правонарушению. В моей работе не обходится без неудач, так как особенности нашего современного общества не дадут нам успокоиться и почивать на лаврах. В нашем классе есть ученик, которого вы все прекрасно знаете – это Иванов Кирилл. Мною прилагается много усилий, чтобы ученик готовил уроки, был дисциплинированным, но раз нет заложенного в раннем детстве родителями воспитания, то результаты незначительные.
В работе классного руководителя очень помогает родительский комитет. Родители моего класса принимают самое активное участие в ремонте кабинета, всегда отзываются на просьбы помыть окна, понимающе относятся к оборудованию кабинета. Организовав правильно работу родительского комитета, вы побываете…
Завершить свой разговор мне бы хотелось такими словами: «Внимание – это та дверь нашей души, через которую всё, что есть в сознании непременно проходит». Я стремлюсь, по возможности, обращать внимание на нужды и потребности родителей. Если мои слова и дела находят отклик в душах родителей, то хоть какой-то результат, но достигнут, так как мы с родителями делаем одно общее дело.