Выступление социального педагога на педагогическом совете по теме: «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания»
Выступление социально педагога на педагогическом совете по теме: «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания»
В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
Немного истории:
Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».
В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия".
Стадии профессионального выгорания
ПЕРВАЯ
Снижение самооценки.
- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
ВТОРАЯ
Одиночество.
-возникают недоразумения с учениками и родителями, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
-неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.
Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.
ТРЕТЬЯ
Эмоциональное истощение, соматизация.
-притупляются представления о ценностях жизни, человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
-глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
Фазы эмоционального выгорания
Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания.
Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.
Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов.
Внешние факторы, провоцирующие выгорание
-специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);
-организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
Внутренние факторы
-коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;
-ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Типы личности, которым угрожает синдром эмоционального выгорания
-"педантичный", характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе)
-"демонстративный", стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы
-"эмотивный", состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.
Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявления
физические симптомы:
Резкое повышение утомляемости ,хроническая усталость, головные боли, восприимчивость к изменениям внешней среды, изменение артериального давления, астения (бессилие, слабость), ограничение движений в шее, боли в спине,
непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость, увеличение или потеря веса, одышка, бессонница, половая дисфункция.
эмоциональные симптомы:
пессимизм, цинизм, чёрствость, безразличие, агрессивность, раздражительность, тревога, чувство вины.
поведенческие симпотомы:
желание отдохнуть, безразличие к еде оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств.
интеллектуальное состояние:
падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам
социальные симптомы
низкая социальная активность, падение интереса к досугу, увлечениям, социальные контакты ограничиваются работой, скудные отношения на работе и дома
Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания
-снятие рабочего напряжения,
- повышение профессиональной мотивации,
-выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ
- смех, улыбка, юмор;– размышления о хорошем, приятном;– различные движения типа потягивания, расслабления мышц;– наблюдение за пейзажем за окном;– рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
- мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);– «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;– вдыхание свежего воздуха;– чтение стихов;– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
Если ты подаришь кому-то радость, жизнь подарит тебе счастье ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ– УЛЫБКА!!!
Выводы
-Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.-Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.
-Не залезайте в "долгосрочный кредит" ваших внутренних резервов и возможностей.-Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.
-Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!
Прививка от апатии
-расходуйте свой энергорезерв аккуратно. Уходя с работы, оставьте и мысли о ней на завтра.
-избавляйтесь от тревоги, научитесь контролировать эмоции. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители, как погоду. Ведь на дождь и ветер обижаться глупо.
-умеренность во всём: в радости и в печали.
-избавляйтесь от тревоги, научитесь контролировать эмоции. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители, как погоду. Ведь на дождь и ветер обижаться глупо
-умеренность во всём: в радости и в печали.
-сделайте рабочее место максимально удобным. Приятные мелочи помогут отвлечься от рутины и заставят подумать о хорошем.
-чтобы не возненавидеть работу, нужно периодически делать перерывы.
-в выходные – забудьте о работе!
-смените обстановку. Запишитесь на фитнес, танцы, курсы.
Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет — и суда нет, как говорят в народе.
Социальный педагог Е.Л. Татаринова