ПРОЕКТ: Педагогические условия интеграции этнокультурного компонента в системе дополнительного образования


Педагогические условия интеграции этнокультурного компонента
в системе дополнительного образования. Педагогический проект
Рассматриваются особенности формирования этнокутурных ценностей в системе дополнительного образования. Тип проекта практико-ориентированный. Представлен как разработанная система действий педагога и участников для реализации конкретных педагогических задач с привлечением имеющихся ресурсов. Рассмотрены специфика, проблемы интеграции этнокультурного компонента системе дополнительного образования и перспективы их решений. Проект с самого начала нацелен на предметный результат деятельности участников. Причем сам результат сориентирован на интересы самих обучающихся. Содержание проекта характеризуется продуманной структурой и разнообразием творческих заданий. Широко представлен справочный материал, программа действий, наглядные пособия, методические разработки, учебные пособия по внеурочной деятельности. Существует электронная версия обучающей программы.
Актуальность и социальная значимость проекта
Духовные ценности народа, его традиции, нормы поведения в течение многих веков играли решающую роль в воспитании и становлении подрастающего поколения, в формировании его нравственных, эстетических, трудовых и социальных качеств в целом. Поэтому перед обществом стоит задача формирования морально-этического облика подрастающего поколения на ценностях этнической, отечественной и мировой культуры. Общество начинает все яснее осознавать, что будущее России и судьбы ее различных этносов в значительной степени зависят от того, насколько удастся сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры, и на основе ее воспитать высоконравственную личность. В последнее время региональная культура как фактор формирования межкультурной компетенции рассматривается как одно из приоритетных направлений в содержании государственной политики, в том числе и в области образования. В своей практической деятельности многие работники образования стремятся преобразовать механизм трансляции приобретенных знаний, умений, навыков в средство развития личности, обладающей творческим мышлением, инициативностью, сформированным мировоззрением.
Формирование ценностной составляющей личности представляет собой сложный процесс, такой процесс отожествления происходит на трех уровнях: культурном, социальном и личностном. Эти факторы постоянно сопутствуют человеку, взаимодействуют, составляя тем самым основу его духовно-нравственной составляющей.
Проблема духовно-нравственного воспитания относится к числу тех, которые постоянно находятся в центре внимания отечественных ученых, обсуждаются на государственном уровне. Решение данной проблемы нашло свое отражение в этнографических трудах П. М. Ерусланова, И. Я. Молярова, Н. В. Никольского, И. Н. Смирнова, в публикациях Г. Я. Яковлева, ученых путешественников А. Ф. Риттиха, Г. Георги, А. Фукса, преимущественно занимавшихся описаниями обычаев и быта, также затрагивались вопросы воспитания детей. Хотя в их трудах сведения о воспитании у древних угров культуры межэтнического общения достаточно скупы, тем не менее, взгляды народа на воспитание и обучение, ценности и идеалы подрастающего поколения представлены широко. В трудах отечественных ученых и педагогов-практиков, занимающихся исследованием проблем этнопедагогики, народного опыта воспитания: нравственного (И. П. Ильин, Я.Корчак, 3.Г. Нигматов, Н. И. Пирогов, С. И. Шацкий, Я. И. Ханбиков), эстетического (Ю. В. Борев, М. С. Каган, Е. В. Квятковский, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачев), духовного (Н. А. Бердяев, Р. К. Бикмухаметов, В. И. Вернадский, С. А. Гильманов, В. В. Зиньковский, И. А. Ильин, Д. А. Леонтьев, Н. Е. Щуркова), музыкального (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Д. Б. Кабалевский, Д. Кирнарская, А. С. Макаренко, А. Н. Леонтьев, В. И. Петрушин, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, Г. Г. Тенюкова [227], Г. С. Юдовина-Гальперина) воспитания молодежи содержится немало ценных и интересных высказываний, касающихся вопросов воспитания добрососедского, уважительного отношения между представителями многоязычного бывшего времени Советского Союза.
Анализ социально-культурной ситуации показывает, что общество переживает духовный кризис, который усугубляется и внешним влиянием ценностей западной культуры, основанных на агрессии и насилии. В этой ситуации размывания общественного сознания, отсутствия общепринятых идеалов, принципов, норм и требований молодому человеку трудно обрести собственную идентичность. В результате невозможность отожествлять себя в социальном плане создает внутриличностный конфликт, порождает негативный процесс социального отношения к окружающей действительности. В личностном плане существующий в настоящее время духовный кризис порождает у человека духовный вакуум, отсутствие связей с социальным и культурным миром, которые сопровождаются истощением культурно-нравственных ориентиров. В современном обществе, особенно в среде подростков, наблюдается нигилизм к историческому прошлому своего народа, происходит деформация ценностных ориентаций за счет вытеснения индивидуализмом коллективных и общественных интересов, где не находится места таким понятиям, как патриотизм, бескорыстие, любовь, сострадание. Все эти духовно-нравственные ценности перестают выполнять свое воспитательное предназначение.
И здесь школа должна играть главную роль. Образование должно развиваться с учетом традиций этноса в обучении и воспитании детей. Такое образование формирует, прежде всего, национальное самосознание, ценностное отношение к Родине, к природе, к семье, родному дому и родителям, к труду, к творчеству по законам красоты, к культурному наследию и традициям своего и других народов. Необходима такая межкультурная педагогика, которая рассматривает поликультурное общество в качестве условий для совместного обучения и взаимного культурного обогащения. В таких условиях задача воспитания, в частности, путем привлечения воспитательного потенциала народной культуры и лучших традиций современной педагогики могли бы стать эффективной теоретико-методологической базой, инструментом и основой для формирования личностных качеств подростка.
По-нашему мнению, как оптимальная модель для реализации межкультурной педагогики может рассматриваться дополнительное образование. Современная система дополнительного образования, обладая большим художественно-образовательным и воспитательным потенциалом, способна через различные виды творчества отразить своеобразие национальной культуры своего региона, и наравне с лучшими традициями академического искусства ввести обучающихся в мир общечеловеческих ценностей. Однако задача по внедрению этнокультурного компонента в эту образовательную систему не всегда решаема из-за тех требований, которые сегодня выдвигаются к уровню современного образования.
Анализ педагогической, психологической, методической литературы показывает, что проблема интеграции этнокультурных традиций национального искусства в систему в современного образования разработана и освещена с недостаточной полнотой. Вопросы, затрагивающие проблему социализации подростков в процессе обучения национальному музыкальному искусству, до настоящего времени не получили научного обоснования.
Среди наиболее уязвимых участков в деятельности учреждений дополнительного образования являются следующие проблемы:
- недостаточное внимание к воспитательной роли этнокультурного компонента как важного фактора духовно-нравственного воспитания детей;
- не разработаны образовательные программы, адаптированные к местным, региональным условиям, которые смогли бы системно и последовательно знакомить детей с жизнью и бытом народов коренной национальности, их проблемами;
- нет методических рекомендаций по проведению данных занятий;
- не подготовлены педагоги, способные осуществлять полноценный образовательный процесс;
- слабая материально-техническая база или ее полное отсутствие;
- слабая информированность в сфере пропаганды традиционной культуры коренных народов приобского региона. Как следствие, процесс интеграции этнокультурного компонента в содержание образования реализуется бессистемно. В большинстве случаев затрагиваются фрагменты чужой культуры, которые вырваны из общего контекста, поэтому воспринимаются без осмысления, теряется комплексное представление о культуре коренных народов своего региона.
Обозначенные противоречия и проблемы позволили сформулировать цель исследования: – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность воспитательного процесса по формированию социокультурных ценностей подростков в условиях системы учреждений дополнительного образования.
Задачи исследования. Для успешной реализации этнокультурного компонента в условиях системы дополнительного образования необходимо решить следующие задачи:
1. Дать теоретико-методологическое обоснование сущности и понятий: «социокультурные ценности», «народно-инструментальное музыкальное искусство», «воспитательное пространство внеурочной деятельности» как факторов социализации личности обучающихся.
2. Проанализировать опыт, состояние и возможности этнопедагогических технологий в области дополнительного образования эстетической направленности.
3. Создать учебно-методическое обеспечение, определить педагогические условия трансляции учебно-методических материалов этнической культуры в образовательные программы для межпредметного взаимодействия.
4. Разработать и экспериментально апробировать модель образовательной среды, позволяющую эффективно осуществлять воспитательный процесс средствами народно-инструментального искусства.
Гипотеза исследования. Поиск решения проблемы строится в соответствии с гипотезой, согласно которой духовно-нравственное воспитание современных подростков на этнокультурных традициях будет наиболее успешным при условии:
- теорико-методологического обоснования национальной культуры коренных народов региона как фактора социализации личности обучающегося;
- анализа опыта и возможности современных педагогических технологий в области этнокультурного образования;
- определения педагогических условий для внедрения в содержание образовательных программ этнокультурного компонента;
- создания учебно-методического обеспечения, позволяющего эффективно осуществлять образовательный процесс;
- владения психолого-педагогическими основами формирования положительной мотивации детей к национальной культуре в процессе обучения;
- обеспечения квалифицированными педагогическими кадрами, владеющими методической базой и способными обучать детей с учетом традиционной народной педагогики данного региона;
- определения уровня критерий и показателей сформированности социокультурных ценностей подростков в процессе этнотворческой деятельности.
Новизна проекта
1. Впервые исследуется системный подход интеграционной направленности педагогического опыта и системы дополнительного образования, сориентированные на формирование этнокультурной компетенции обучающихся.
2. Выявлены проблемы изучаемой тематики и способы их решения;
3.Изучена учебно-методическая задача по формированию учебных компетенций школьников.
4.Разработан и апробирован в учебной практике учебно-методический комплекс, ориентированный на формирование этнокультурной компетенции обучающихся в системе дополнительного образования.
5. Разработаны критерии, способы диагностики для определения уровня сформированности знаний обучающихся;
6. Определены требования к компетенции педагога с учетом специфики предмета.
Основное содержание проекта
1. Определение на стадии проектирования воспитательных доминант, когда формирование этнокультурных ценностей в процессе взаимодействия подростка с этнокультурой коренных народов и художественной средой системы дополнительного образования обеспечивается наиболее продуктивно.
2. Определение показателей уровня сформированности этнокультурных ценностей в воспитании подростков являются следующие компоненты: когнитивный, показателем которого является этнокультурное познавательное содержание (познавательная сфера), эмоционально-мотивированный, показателем которого является эмоционально-заинтересованное отношение к этнокультурной деятельности (эмоциональная сфера), поведенческий - сформированность норм поведения (практическая сфера).
3.Создание системообразующей модели интегрированного типа, основанная на принципе системности и структурной взаимосвязи. (метопредметное взаимодействие в рамках учебных программ основного и дополнительного образования).
4.Определение правового статуса и создание нормативной базы образовательных программ для специализированных классов, элективных курсов, различных форм кружковой творческой деятельности.
5.Обеспечение социально-культурной среды, в процессе культурно-просветительской деятельности, формирующая у подростков положительные нравственно-эстетические качества: стремление к преобразующей деятельности, эстетическим потребностям, осознания значимости традиционного искусства, толерантности межличностных отношений, норм поведения.
Основные принципы содержания проекта
В процессе обучения можно выделить несколько основных принципов:
принцип……., относящийся как к качеству изучаемого учебного репертуара, так и к характеру работы над ним;
принцип творческой активности, слуховой наблюдательности, творческого воображения в работе различных видах деятельности;
принцип мотивированного интереса обучающихся в процессе обучения, характеризующийся устойчивой познавательной направленностью обучающихся;
принцип связи с жизнью и различными видами практической и творческой деятельности;
принцип целостности системы образования, проявляющейся во взаимосвязи ее компонентов.
Методы и методика исследования
Метод учебного проекта характеризуется как:
Метод творческой проектной деятельности повысить мотивацию к учебе, что приведет к формированию навыков самостоятельной творческой деятельности и развитию ключевых компетенций.
Сформировать компетентность в сфере самостоятельной творческой деятельности можно через развитие ключевых компетенций:
- развитие индивидуально-творческих способностей обучающихся;
- развитие навыков самостоятельной работы с информационными источниками; - постановка вопросов, их обсуждение и решение, использование полученных знаний; - развитие коммуникативных навыков у обучающихся;
- формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Он всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Знания становятся достоянием человека, если они приобретаются в процессе самостоятельной работы.
В своей практике стараюсь использовать проектную методику, которая стимулирует истинное учение самих обучающихся, так как она:1) позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;2) приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.1.Рефлексивная компетенция:
-умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;-умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;2.Поисковая (исследовательская) компетенция:
-умения самостоятельно привлекать знания из различных областей;-умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;3.Компетенция сотрудничества;
-умение взаимодействия с любым партнером;
-умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;4.Компетенция самоменеджмента:
-умение проектировать процесс (изделие);
-умение планировать деятельность;
-умение принимать решения;
-навыки анализа собственной деятельности;
5.Коммуникативная компетенция;
-умение вступать в диалог, задавать вопросы;
-умение отстаивать свою точку зрения.
Виды деятельности Критерии и диагностика сформированности
знаний и представлений учебного материала Показатели сформированности осознанного отношения к предмету
1.Учебно-познавательная деятельность:
- внимательно прослушать все произведение от начала и до конца;
- объяснить словами поставленную задачу;
- доказать свою позицию во время дискуссии;
- установить сходство и различие методом сравнения;
- определить объект к нац. принадлежности.
2.Учебно-коммуникативная деятельность
- грамотная формулировка ответа;
- во время дискуссии слышать, как отвечают товарищи;
- дать оценку своему своему мнению и других;
- подсказать способ правильного ответа при решении сложной задачи;
- соблюдать правила поведения во время общения.
3.Инструментальное.
музицирование:
- игра на национальных инструментах;
- игра сольно и в ансамбле.
4. Драматизация фрагментов из жизни обских угров:
- инсценировки сказок, обрядов, праздников;
5. Умение интегрировать традиционную культуру обских угров со смежными предметными областями:
- история, литература, изобразительное искусство и т.п.
6.Просветительская и творческая работа;
- сообщение дополнительного материала по изучаемой теме;
- написание проекта;
- внеурочное время
(шефских концертах, классных часов и т.п.) Педагогические критерии:
- возможность обнаружить у обучающихся уровень познания учебного материала по традиционной культуре народов ханты и манси, формировать логическое и образное мышление;
Психологические критерии:
- измеряются способности ученика адекватно оригиналу воссоздать образы людей, ситуаций и воспроизводить их, высказывая свое суждение.
Социальные критерии предполагают умение создавать свой собственный, оригинальный стиль обшения, навыки творческой деятельности, воспитанности; требуют наличия у воспитанников широких интересов к различным видам искусства, глубокой потребности общения с эстетическими явлениями искусства и жизни. Воспитанность в социальном смысле проявляется во всём комплексе поведения Его поступки, трудовая деятельность, взаимодействия с людьми в общественной и личной жизни, его одежда и внешний вид – всё это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности школьника Высокий уровень
- сформированность мотивационной направленности в освоении основ традиуионной культуры коренных народов региона, как неотъемлимая частьего общей духовной культуры. – осознанный интерес к культурам других народов, что важно для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, саморазвития.
- приобретение устойчивых навыков к самостоятельной целенаправленной и содержательной информационно-коммуникативной деятельности.
Средний уровень
– выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением избирательной направленности (конкретных тем курса), вне ориентации на совершенствование основ учебного материала.
-проявляет интерес в ходе реализации коллективных творческих проектов.
Низкий уровень
– характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам художественной деятельности.
Методической и теоретической основой данного исследования стали материалы научных работ в области этнокультурного образования:
В.А. Васильева, В.И. Гараджи, Б.С. Гершупского, 0,Н, Дамениа, В.А. Лекторского, А.В. Шадже в области философии, Е.Ю. Загорулько, А. Капто, Н.С. Ладжец, В.М. Соколова, М.Б. Хомякова, В.В. Шалина в области социологии. Вопросам формирования толерантности, культуры межнационального общения посвящено большое количество исследовании. В ряду своевременных и интересных публикаций последних лет отметим труды Г. Н. Волкова [56], Т. Н. Петровой [187], учебные пособия И.Н. Афанасьева и Т.Н. Петровой [29], Н. Федоровой [244], а также диссертационные исследования Т. А. Дзюбы [79], И. В. Жирновой [85], Е. Н. Третьяковой [236], Хакимова Э. Р. [253], Г. И. Фазылзяновой [242]. Дополнительное образование изначально ориентировано на свободу выбора обучащимися видов и сфер деятельности, ориентацию на личностные интересы, способности ребенка, на практико-деятельностную основу образовательного процесса (Е.Б. Евладова, В.А. Горский, О.И. Мотков, Н.Н. Михайлова), что обусловливает реализацию принципов воспитания толерантной личности, выдвинутых Л.В. Байбородовой, М.А. Ковальчук, В.А. Лекторским, М. Миримановой, М.И. Рожковым, Г. У. Солдатовой.
Методико-практической основой проекта стали опубликованные работы автора, доклады, представленные на научно-практических конференциях по проблемам этнокультурной составляющей в системе дополнительного бразования. (г. Красноярск, г. Новосибирск, г. Нижневартовск). (список работ прилагается).
Экспериментальная база исследования: - образовательные учреждения городов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры: МАУДО «ДШИ№1» г.Нижневартовска, МАУДО «ДШИ» г.Югорска, МБОУ «СОШ№2 - многопрофильная», МБОУДОД Центр детского творчества г.Нижневартовска. Использован опыт работы со студентами Нижневартовского государственного университета.
Ресурсное обеспечение опыта:
Наличие у педагогов педагогических компетенций (владение методами личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, знания детской психологии).
Наличие учебно-методических условий (создание научно-методического обеспечения реализации педагогического опыта).
Обеспечение информационных условий (сбор и анализ информации, необходимой для реализации педагогического опыта, видео- и аудиозаписи, печатные издания);
Наличие материально-технических условий (технические средства обучения, наглядные пособия).
Партнеры: преподаватели, обучающиеся, родители.
Целевая аудитория: обучающиеся средней ступени обучения. Предполагаемое количество участников – 15 человек в каждой группе; возраст участников от 10до 15 лет.
Основные этапы исследования. Исследования проводились в три этапа.
Первый этап (2002-2005гг.) – подготовительный. В ходе изучения педагогической, методической и специализированной литературы определялись: проблема, гипотеза, предмет и задачи научного исследования. Анализировались и разрабатывались образовательные программы, учебные пособия, изучался практический педагогический опыт педагогов, работающих в этой области.
Второй этап (2006-2011гг.) – поисково-экспериментальный. Осуществлялась опытно-экспериментальная работа. Разработаны организационные, теоретические и методические основы исследуемой проблемы, апробированы в практической деятельности авторские программы, учебные пособия, разработана и реализована программа эксперимента.
Третий этап (2007-2015г.) – заключительный. Систематизируются и обобщаются результаты исследования, сформулировано обоснование выводов исследования, оформление результатов исследования.
В настоящее время научная и творческая общественность ведет поиск создания эффективных образовательных моделей, обеспечивающие оптимальные условия решения обозначенных проблем. Можно рассмотреть интеграцию регионального компонента как структурно-системную, функциональную и динамически развивающуюся модель учебно-воспитательной работы в системе образовательных учреждений, где система дополнительного образования концентрирует свою деятельность на сохранении национально-культурных традиций через вовлечение детей в различные виды и формы творчества.
В целях формирования этнокультурной компетенции обучающихся можно рассмотреть как педагогический опыт следующие модели:
1. Модульная модель реализуется в виде самостоятельных интерактивных курсов, где аспекты национальной культуры могут быть представлены как система дополнительных занятий, носить интегративный характер в системе основного образовательного пространства школы.
2. Дополнительная модель предполагает изучение школьниками национально-регионального компонента в ходе внеклассной и внеурочной работы.
Целостное образовательное пространство школы в условиях полного дня
Дополнительное образование обучающихся
Основное
образование
Внеклассная работа
Внеурочная работа
Соединение обучающей, воспитывающей, досуговой деятельности через личные интересы детей. Построение индивидуальной траектории развития обучающегося обучающегося обучающегося
Развитие склонностей, способностей, интересов, через досуговую, воспитательную деятельность
Формирование знаний, умений, навыков и ключевых компетенций
Удовлетворение потребностей школьников в содержательном досуге, воспитательные функции
III этап
II этап
I этап
Целостное образовательное пространство школы в условиях полного дня
Дополнительное образование обучающихся
Основное
образование
Внеклассная работа
Внеурочная работа
Соединение обучающей, воспитывающей, досуговой деятельности через личные интересы детей. Построение индивидуальной траектории развития обучающегося обучающегося обучающегося
Развитие склонностей, способностей, интересов, через досуговую, воспитательную деятельность
Формирование знаний, умений, навыков и ключевых компетенций
Удовлетворение потребностей школьников в содержательном досуге, воспитательные функции
III этап
II этап
I этап

На первом этапе реализуется метапредметная модель: деятельность в системе основного образования направленная на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, а также внеурочная, основная задача которой – удовлетворение потребностей обучающихся в содержательном досуге. На втором этапе обеспечиваются условия для создания единого образовательного пространства, происходят существенные изменения в системе образования – и начинает формироваться сама модель интеграции. На третьем этапе создается целостное образовательное пространство, построенное на интеграции основного и дополнительного образования.
Примерный перечень видов и форм внеурочной деятельности
Национально-региональный компонент
Хоровое искусство
Национальные виды спорта обско-угорских народов
Экология
Декоративно-прикладное искусство
Народная хореография
Краеведение
Игра на традиционных музыкальных инструментов
Изобразительное искусство
Национальный театр
Элективный курс «Культура обско-угорских народов»
Национально-региональный компонент
Хоровое искусство
Национальные виды спорта обско-угорских народов
Экология
Декоративно-прикладное искусство
Народная хореография
Краеведение
Игра на традиционных музыкальных инструментов
Изобразительное искусство
Национальный театр
Элективный курс «Культура обско-угорских народов»

В данной работе выносится на рассмотрение комплексная программа, которая базируется на материалах учебно-методических комплектах: элективный курс «Культура обско-угорских народов», практическое пособие «Обучение на традиционных инструментах обско-угорских народов» и учебно-дидактических пособиях основных форм творческой внеурочной деятельности.
Учебно - методический комплект №1 «Культура обско-угорских народов». Отсутствие педагогического опыта по данной тематике побудило меня разработать элективный курс «Культура обско-угорских народов» и включить его в комплексную программу, которая позволяет организовать процесс обучения системно. Курс базируется на учебном материале для обучающихся 4-8 классов с повышенным интересом к познанию культур других народов, с высоким и средним уровнем интеллекта.
Курс включает в себя большой объем информационного материала, в содержание которого включены 20 тематических глав по всем аспектам жизнедеятельности коренных народов приобского региона. Программа курса рассчитана на 2 года. Общий объем учебных часов – 72 часа (2 ч. в неделю).
Рецензенты: Жукоцкая З.Р., доктор культурологических наук, профессор, город Нижневартовск, Шесталов В.И., композитор, музыковед, дипломант международных конкурсов, город Ханты – Мансийск, Молоземова О В, директор МУ «Музей истории и этнографии» город Югорск.
Освоение учебного материала осуществляется в рамках двух разделов: «МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» и «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА».
Раздел «МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» представлен следующими главами:
Родословное дерево народов финно-угорского сообщества и исторические этапы угорской этнокультуры.
Природная характеристика территории Западной Сибири.
Поселения, жилища, хозяйственные постройки.
Основные виды хозяйственной деятельности.
Традиционные средства передвижения.
Традиционная одежда.
Традиционная кухня и пища.
Домашняя утварь.
Домашние ремесла.
В содержание раздела «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА» включены тематические главы:
Представление об окружающем мире.
Народные знания.
Нравственные нормы, этика социальных взаимоотношений.
Православие на обском Севере.
Календарный план. Времяисчисление.
Фольклор.
Музыкальное искусство.
Народная хореография.
Декоративно-прикладное и изобразительное искусство.
Советская власть и преобразования в социальной и культурной жизни.
Индустриализация Югры и ее влияние на традиционный уклад обско-угорских народов.
По окончанию курса обучающиеся должны знать:
- происхождение и расселение обских угров;
- основные принципы расположения поселений, типы жилищ;
- материалы и способы изготовления одежды, обуви и предметов утвари;
- основные виды хозяйственной деятельности;
- сложный мир духов, окружающего человека;
-основные жанры устного народного, музыкального, танцевального творчества;
-социально-экономические, экологические проблемы и перспективы этнокультурной ситуации коренного населения округа.
уметь:
- ориентироваться на местности и географической карте;
- использовать народные приметы в повседневной жизни;
- самостоятельно изготавливать охотничьи ловушки, рыболовные снасти;
- владеть терминологией.
Образовательная программа.
Описание учебной программы включают следующие элементы:
· - титульный лист;
· - пояснительная записка;
· - учебно-тематический план;
· - содержание изучаемого курса;
· - информационное обеспечение учебной программы.
Пояснительная записка раскрывает:
образовательную область и предмет изучения, функции данного учебного курса;
новизну, актуальность, педагогическую целесообразность изучаемого курса;
продолжительность реализации учебной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
общие черты методической системы достижения указанных целей, описание средств их достижения (формы и режим занятий);
ожидаемые результаты;
формы подведения итогов реализации учебной программы (выставки, учебно-исследовательские конференции).
Учебно-тематический план образовательной программы включает:
перечень разделов, тем;
количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий;
формы занятий, планируемые по каждой теме (урок, игра, беседа, дискуссия, экскурсия, конкурс);
формы подведения итогов.
Содержание изучаемого курса раскрывается через:
краткое описание тем и разделов;
краткую характеристику форм занятий по каждой теме;
описание методического обеспечения каждой темы (приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий).
1.Категории оценки степени новизны для обучающихся (программа не включает материал, содержащийся в базовых программах);
2. Мотивированный потенциал программы (программа имеет материал, вызывающий интерес у обучающихся);
3. Развивающийся потенциал программы (создание программы, способствующий интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников);
4. Связность и системность изложенного материала (содержание программы построено таким образом, что изучение всех последующих, обеспечивается предидущими, обеспечивая тем самым связь между частями.
Информационное обеспечение образовательной программы включает:
список литературы;
перечень интернет-ресурсов;
перечень видео- и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокассет, аудиокассет).
Методические рекомендации по организации образовательного процесса.
Методические рекомендации надо рассматривать как составляющую образовательной программы, которые способствуют систематизации и осмыслению многолетнего опыта работы. В этом разделе даны разъяснения и рекомендации по дидактическим, образовательным, и организационным требованиям в процессе реализации курса. Так в методических рекомендациях предлагается использовать классификацию оптимальных видов уроков (урок–объяснение, комбинированный урок, урок-лекция, урок–практикум, кино-урок, урок-экскурсия, контрольный урок), предложены темы семинарских занятий по всем аспектам жизнедеятельности коренных народов ханты и манси, даны рекомендации по привлечению к практическим занятиям представителей традиционной культуры и т.д. Методические рекомендации могут быть полезны начинающим педагогам в совершенствовании приемов и форм обучения.
Рабочая тетрадь курса «Культура обско-угорских народов ханты и манси».
Задача пособия – вооружить учащихся ключевыми теоретическими знаниями о традиционной культуре обско-угорских народов ханты и манси и закрепление их через выполнение комплекса практических творческих заданий. Рабочая тетрадь, является частью двухгодичного элективного курса «Культура обско-угорских народов», созданного автором данной статьи. Ее функциональное назначение – повторение, обобщение, систематизация и закрепление знаний. Это своеобразный образовательный тренажер, призванный облегчить обучающимся усвоение теоретического материала основного курса. В ходе практической работы подтвердилась эффективность использования в учебно-творческой деятельности данного дидактического пособия. В процессе такого типа занятий осуществляется контроль знаний и умений учащихся, выясняется прочность и глубина усвоения ими учебного материала. Обучающие лучше усваивают содержание основного учебного материала, вырабатывают интеллектуальные и практические навыки, способствующие развитию познавательного интереса к предмету.
При разработке рабочей тетради были предусмотрены определенные требования:
дидактический материал пособия должен вызывать интерес и стремление к самостоятельности обучающихся;
соблюдается доступность и четкость изложения творческих заданий;
творческие задания отличаются разнообразием заданий и художественной выразительностью;
учитывается личностно-ориентированная направленность процесса обучения;
присутствует простота и ясность понятий основных терминов.
Изученный ранее материал систематизирован так, что позволяет к нему вернуться на любом этапе его освоения, но уже на более сложном уровне. Такой ретроспективный метод включения новых знаний в систему уже усвоенных создает благоприятные условия для планирования и реализации этнокультурного образовательного процесса как развивающего.
Главы и темы тематического материала учебника «Культура обско-угорских народов» и творческие задания рабочей тетради структурно взаимосвязаны, последовательны в культурно-историческом развитии. Таким образом, в процессе познавательной деятельности от темы к теме, с различных точек зрения раскрываются взаимосвязи внутри самих тем, осознаются обучающимися определенные закономерности во всей структуре теоретического материала курса.
По-моему мнению, такой интерактивный принцип обучения обеспечивает более продуктивное усвоение знаний. Основанный на единстве этнографических и краеведческих знаний, этот синтез обеспечивает достаточно полное представление о культуры народов ханты и манси на различных этапах исторического развития, прослеживается процесс этнокультурного взаимодействия с культурами других народов.
Следующий действенный принцип обучения, который тесно взаимодействует с первым – коммуникативно-деятельный. Коммуникативная направленность в этнокультурной составляющей образовательного процесса рассматривается как важнейшее средство общения (устного и письменного). Сущность данного принципа состоит в сочетании различных форм коммуникации (учитель – ученик, ученик – ученик, обучающийся – учебная литература). Коммуникативно-деятельная составляющая образования с использованием проблемного метода обучения является основой для развивающего обучения. Педагогическая практика показала, что использование этого метода существенно способствует усвоению и закреплению учебного материала основного курса, активизирует мышление обучающегося. Чтобы обучение носило не только интерактивный характер, но и было развивающим, многие вопросы носят форму учебной задачи, требующей аналитических навыков: анализа, сравнения, обобщения, например:
Сделайте анализ:
- причин возникновения княжеств на территории Обь-Иртышья;
- влияния интенсивного развития нефтегазовой отрасли на жизнедеятельность аборигенов округа.
Сравните:
- покрой хантыйского и мансийского женского платья;
- животный мир тайги и лесотундры;
- жанровую особенность инструментальной музыки: танцевальной, ритуальной, программной.
Охарактеризуйте:
- виды фольклора (мифы, героические сказы, сказания, сказки);
- виды песенного творчества (песня-плач, песни мифические, детские песни, песни лирические;
- универсальность и сокральность вороньего праздника.
В процессе общения с преподавателем в поисках ответов на некоторые поставленные вопросы учащиеся должны сформулировать и доказать свою точку зрения. Например:
- фольклор – историко-культурный источник;
- медвежий праздник – картина мира в представлении обских угров;
Одни вопросы предполагают использование вербальных форм обучения, другие требуют практические действия.
Вербальные:
- объясните отличие «избного» способа оленеводства от «отгонного»;
- назовите особенности пошива изделий из ткани, кожи, меха;
Практические:
- нарисуйте схему жизненного пространства хантыйской избы;
-.прочитайте текст и придумайте заголовок к нему.
Эти две формы обучения в учебных заданиях могут сочетаться, например:
- изобразите основные орудия лова и охоты и объясните способы их применения;
- изготовьте и объясните смысл выполненного вами орнамента.
Некоторые задания предполагают работу с географической картой. Такой вид работы используется в тех случаях, когда необходимо дать описание географического положения Западной Сибири, округа, характерного для той или иной общности, взаимодействие культур на различных этапах исторического развития, например:
- определите на карте крупнейшие месторождения нефти и газа в округе;
- проследите по карте основные направления «великого передвижения народов»;
- укажите на карте основные притоки реки Оби.
С целью формирования навыка грамотного речевого воспроизводства содержания теоретического материала курса, закрепления ключевых понятий учебного материала к творческим заданиям прилагается глоссарий.
Следующий принцип – личностно-ориентированный - один из ключевых принципов в процессе обучения. В процессе создания рабочей тетради рассматривалась ее функция не только как обучающего инструмента, но и как методическое сопровождение в контексте гуманизации всего учебного процесса, оказывая воспитательное воздействие на личностьи и создавая предпосылки для развития таких личностных качеств и познавательных интересов обучающегося. Личностно-ориентированная направленность процесса обучения проявляется в самом характере коммуникативной особенности творческих заданий:
- чем обусловлена система запретов в жизнедеятельности обских угров?; славянских народов в воспитании детей, обрядах, календарных праздниках, фольклоре;
- опиши и сформулируй свое мнение об обряде посвящения подростка в мужчину.
Такие задания с определенной выраженной направленностью необходимы не только для формирования общепознавательных представлений о традиционной культуре обско-угорских народов, но и для формирования потребности у учащихся соотносить себя с событиями окружающей действительности, поступкам людей, своими собственными поступками.
Процесс трансляции системы этнокультурных ценностей в образовательное пространство нельзя рассматривать без определения уровня компетентности личности педагога. В современных условиях составляющими элементами образовательных технологий в подготовке молодых специалистов этнокультурной направленности необходимы:
-этнокультурная грамотность;
-межкультурная компетенция;
-навыки этнокультурного диалога.
Преподавание этнокультурного компонента образования сегодня нуждается в педагоге, принявшем и усвоившем систему духовно-нравственных ценностей отечественной национальной и мировой культуры, способного транслировать этнокультурное содержание (систему знаний, понятий, представлений о традиционной культуре определенного этноса) в конкретные образовательные задачи. В решении профессиональных задач педагогу важно владеть знаниями передового педагогического опыта, проявлять инициативность.
В учебно-творческой деятельности рабочая тетрадь, как дидактическое пособие, при эффективной организации образовательного процесса, при личностно-ориентированном и системном подходе, при профессиональной компетенции учителя, может служить действенным образовательным компонентом в общей интеграционной образовательной модели в условиях поликультурной среды.
Комплект№2. «Обучение на традиционных инструментах обско-угорских народов» включает в себя комплект учебно-дидактических пособий: «Образовательная программа», учебное пособие «Школа игры на традиционных музыкальных инструментах обско-угорских народов», «Сборник упражнений».
Инструментальное искусство, как часть национальной культуры, имело большое значение в духовной жизни обских угров. Танцевальные мелодии, ритуальные наигрыши, исполняемые на традиционных инструментах, были обязательным элементом национальных праздников. К сожалению, с уходом из жизни последних исполнителей на народных инструментах в настоящее время традиционное инструментальное искусство обских угров почти исчезло из культурного оборота. Созданное мной учебное пособие «Школа игры на традиционных музыкальных инструментах» является результатом многолетней исследовательской работы, цель которого систематизировать музыкальный материал в единое учебное пособие, сделать его доступным для всех желающих освоить технику игры на музыкальных инструментах. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность воспитания восприятия музыки детьми при индивидуальном обучении игре на национальных инструментах, являются: воплощение принципа выразительности в исполнении учащегося при экономии его временных ресурсов на преодоление технических трудностей музыкальных пьес; обогащение эмоционального опыта обучающегося на основе синхронизации выразительных движений педагога и ученика; соотнесение содержания воспитания навыков восприятия музыки ребенком с его эмоциональными предпочтениями в выборе репертуара.
Образовательная программа курса рассчитана на 1 или 2 года. Общий объем учебных часов – 72 часа (2 ч. или 1ч. в неделю).
Программа получила рецензию Шесталова В.И., композитора, музыковеда, дипломанта международных конкурсов, город Ханты – Мансийск. В учебное пособие включены разделы: основы нотной грамоты, практическое освоение навыков игры, организация домашней работы, пьесы для санквылтапа, упражнения.
Сборник упражнений. Цель упражнений – формирование технических навыков, необходимых для освоения музыкальных произведений. Лаконичные и доступные, они дают возможность сосредоточить внимание на конкретной задаче, досконально изучить элементы фактуры в спокойном состоянии, выяснить мышечное напряжение для исполнения. Добившись полной свободы в упражнениях, музыкант может овладеть более сложным и разнообразным текстом. Упражнения объединены в комплексы по мере возрастания сложности, что очень важно, так как дает возможность в процессе обучения учитывать индивидуальные возможности каждого обучающегося. Упражнения разработаны с учетом специфики традиционных музыкальных инструментов народов ханты и манси: санквылтапа, нарсь-юха, нин-юха, бубна, тари сиплув йива.
Особенности организации внеурочной деятельности. В процессе реализации образовательных программ кружковой работы предполагается включение тем по изучению материальной и духовной культуры народов ханты и манси. Содержание и структура образовательной программы при этом может не соответствовать традиционной системе обучения, где доминирует предметный принцип формирования плана, поскольку несут в себе элементы сензитивности (чувственности) и вариативности, заданные спецификой народной культуры. При этом надо понимать, что это является не самоцелью, а всего лишь средством воспитания и развития ученика. Например, освоение навыков народного пения с особой манерой звукоизвлечения для детей не обязательны, но развивает голосовой аппарат, дает сведения о народной музыкальной речи; умение отгадывать народные загадки не самоцель, но развивает мышление и фантазию, дает представление о структуре жанра; обрядовое действие сегодня вроде не современно, но актуален смысл обряда как особый, игровой, смоделированной жизненной ситуации.
Для достижения поставленных целей и задач этнокультурного компонента программой внеурочной деятельности выделяются два блока: блок познавательной деятельности и блок эстетически продуктивной деятельности. В содержании первого блока может доминировать ознакомление с семейно – бытовой культурой (4-5 кл.). календарными обрядами (6 - 7 кл.), с народной словесностью (8кл.).
Основные формы реализации блока познавательной деятельности: игры, экскурсии в музеи, разыгрывание обрядов, сказок, ролевые игры, встречи с носителями традиционной культуры. Во втором (основном) блоке совершенствуются умения и навыки в соответствии с художественной направленностью творческого объединения. Задача второго блока - учить вслушиваться и воспринимать песенное искусство, воспринимать произведения декоративно-прикладного искусства, обучать учащихся технике росписи орнамента, освоить основы народной хореографии, знать особенности покроя национальной одежды, участие в школьном национальном театре, игра в ансамбле национальных инструментов, шитье костюмов для кукол. Сверхзадача этого блока: - развивать творческие способности методом освоения различных видов народного творчества.
Воспроизводимость педагогического опыта
Данный педагогический опыт может быть использован на базе образовательного учреждения: общеобразовательной средней школы, среднего специального и высшего учебного заведения, в учреждениях досуговой направленности. Занятия внеурочной системы не требуют дополнительных материальных затрат, предполагается творческий подход в его использовании.
Ресурсное обеспечение педагогического опыта:
- наличие у педагогов педагогических компетенций (компетентный подход в тематике темы, обозначенной в содержании проекта, владение методами личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, знания детской психологии);
- наличие учебно-методических условий (создание научно-методического обеспечения реализации; педагогического опыта);
- обеспечение информационных условий (сбор и анализ информации, необходимой для реализации педагогического опыта, видео и аудиозаписи, печатные издания);
- наличие материально-технических условий (технические средства обучения, наглядные пособия, музыкальные инструменты).
Ожидаемые результаты и социальный эффект
В результате апробации опыта у обучающихся экспериментальной группы были сформированы следующие качества:
1. Предметные:
активность, заинтересованность обучающихся к предмету «Обучение на традиционных музыкальных инструментах обско-угорских народов».
грамотность и осознанность в исполнении музыкальных произведений;
эмоциональную отзывчивость и выразительность исполнения музыкальных произведений;
аккуратность в прочтении нотного текста;
умение различать и воссоздавать в своем исполнении различные характеры музыкальных произведений;
положительное отношение к выступлениям;
стабильность в выступлениях.
2. Метапредметные:
возрос интерес к теоретическим предметам;
расширился музыкальный кругозор обучающихся;
освоены базовые межпредметные понятия;
появился интерес к творческому музицированию.
3..Личностные:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к учению и познанию;
развитие этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;
сформированность личностного смысла учения;
наличие мотивации к творческому труду.
Использован опыт работы со студентами Нижневартовского государственного университета.
Педагогический опыт в учебной практике направлен и на обеспечении здоровья обучающихся:
- смена вида деятельности пассивной в первой половине дня, на активно - творческую
- во второй половине дня. Полезно для здоровья, особенно для обучающихся младших классов;
- удобное для обучающихся расписание занятий;
- позитивное отношение к творческим занятиям способствует снятию учебной тревожности у обучающихся;
- мелкая моторика рук при игре на национальных музыкальных инструментах, в занятиях в кружках ДПИ способствует умственному развитию;
- работа над голосовым аппаратом на занятиях хора является хорошей профилактикой простудных заболеваний.
Занятия в кружках народная хореография, национальные виды спорта способствуют общему укреплению организма.
Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.
Системный подход к освоению этнокультурного компонента позволяет целенаправленно, качественно, осуществлять образовательный процесс. Цели, задачи педагогического опыта по формированию этнокультурной компетенции отвечают требованиям современной школы.
Подтверждением эффективности педагогического опыта являются результаты участия обучающихся в конкурсах, фестивалях, муниципального, окружного, всероссийского и международного уровня.
На городском уровне:
2011 г. Школьный хор- призер
«Самотлорские роднички»
2013 г. Вокальный ансамбль - 1 место
фестиваль работников образования.
2013 г. Хор мальчиков – 2 место
«Самотлорские роднички»
2014 г. Вокальный ансамбль - 1 место
фестиваль работников образования.
2014 г. Школьный хор мальчиков – 3 место
«Самотлорские роднички».
2014 г. Школьный хор девочек – 3
место «Самотлорские роднички».
2015 г. Школьный хор девочек – 2 место
«Самотлорские роднички».
2015г. Вокал. Пахомова Анастасия - 3 место
На окружном уровне:
- окружной конкурс «Золотой Югорка» - диплом 1степени; 2008г.;
- окружной конкурс «Золотой Югорка» - диплом 2степени. 2009г.;
- окружной конкурс «Золотой Югорка» - диплом 1степени. 2010г.;
- грант Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в номинации «Поддержка талантливой молодежи». 2009 г.;
- победитель конкурса на получение премии Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в номинации «Лучший педагог дополнительного образования детей». 2011г.
На уровне Российской Федерации:
Являюсь победителем конкурса на присуждение гранта Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. 2009 г.
На международном уровне
- 2015г. Международный конкурс. Нижний Новгород. Вокал Пахомова Анастасия - 3 место;
- 2015г. Международный конкурс. Вокал Пахомова Анастасия – диплом участника;
- 2015г. благодарность Министерства культуры Новгородской области за участие в международном конкурсе-фестивале;
- 2015 г. – Диплом участника Всероссийского педагогического конкурса: «Формирование универсальных учебных действий на уроках и внеурочной деятельности» - 1 место;
- 2015 г. – Диплом участника во Всероссийской педагогической викторине - 3 место.
Распространение педагогического опыта
Педагогический опыт получил распространение в общеобразовательных школах г. Мегиона (участие в заседании городского МО), п.г.т., Излучинска (приобретение УМК), в Центре для одаренных детей Севера (обеспечил УМК
класс преподавателя Шесталова В.И. В.Центре детского творчества г. Нижневартовска (реализовывался двухгодичный курс игры на национальных инструмнтах), в ДШИ г. Югорска, ДШИ№1 г.Нижневартовска были открыты классы игры на национальных инструментах, в Нижневартовском государственном гуманитарном университете читал курс лекций «Культура обско-угорских народов ханты и манси», участвовал работе университетского театра «Сорни най».
Стабильность педагогической эффективности заявленного этапа
Показателем эффективности педагогического опыта является стабильность показателей качества обучения школьников, результаты участия в конкурсах.
В течение многих лет обучающиеся являются участниками, лауреатами и призерами конкурсов, фестивалей, смотров различных уровней.
Репрезентивность внедрения педагогического опыта
Презентация учебно-методических материалов на международной научно-практической конференции «Деятельная культура в понимании окружающего мира». (50 человек). НГГУ. 2007 г.
Презентация учебно-методических материалов на заседании школьного методического объединения МОУДОД «Детская школа искусств№1».(25 человек).
Презентация учебно-методических материалов на окружном совещании директоров детских музыкальных школ и детских школ искусств ХМАО-Югры. (100 человек).
Организации курсов по обучению игре на традиционных музыкальных инструментах обско-угорских народов работников образования и культуры ХМАО Югры и ЯМАО. 2009г. (в рамках грантов Губернатора ХМАО - Югры и гранта Президента РФ). 2009г. (17 человек).
Фотодокументы прилагаются.