Статья Формирование ценностных ориентаций учащихся: от теории к практике

Статья « Формирование ценностных ориентаций учащихся: от теории к практике».

Романова Алла Владимировна,
учитель истории и обществознания
высшей категории

В современных условиях проблема ценностных ориентаций личности приобретает особую значимость в нравственном самоопределении учащихся. Особенности нынешнего этапа развития российского образования связаны со значительной сменой ценностей.
В условиях резкого социального расслоения, небывалой разнородности нашего общества нынче преобладают сословные ценности, связанные с выживанием, с личным успехом и благополучием. Социально значимые ценности отошли на дальний план, усилились эгоистические тенденции.
Основным институтом общественного воспитания является система образования, её учреждения и структуры. В них произошла разбалансировка двух основных функций: обучения и воспитания. Первая, бурно развиваясь, пошла круто вверх, вторая пришла в упадок. Прошлая система воспитания была разрушена. Робкие попытки реанимировать её в новых условиях успеха пока не имеют.
Актуальность формирования ценностных ориентаций не вызывает сомнения.
Данной проблеме уделялось большое внимание в педагогических исследованиях от Руссо до Амонашвили.
Мне хотелось бы более подробно остановиться на характеристике личностной парадигмы формирования ценностных ориентаций обучающихся В.А. Караковского, основанной на совокупности таких принципов и идей, где обучение и воспитание связаны единой целью. Из всех показателей оценки этой школы главным считается самочувствие в ней человека; воспитание и обучение эффективны там, где есть постоянная заинтересованность взрослых в ребенке.
Для педагога личность школьника – главная ценность и основной объект его заботы. Высокая требовательность к ученику органично включает в себя уважение к его человеческому достоинству.
Воспитание и обучение без уважения – подавление; обучение и воспитание взаимосвязаны. Обучение и воспитание – это взаимодействие педагога и воспитанника, основанное на взаимопонимании.
Главным инструментом воспитания является коллектив школы, действующий на демократических и гуманистических принципах, представляющий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью. Человек испытывает влияние среды как контекст собственного становления, и как «рассол», ингридиентами которого он пропитывается, и как «текст», в рамках которого иначе понимается и интерпретируется окружающими поведение и деятельность ребенка, и как «носитель надличностных смыслов», к которым так или иначе последний относится [2].
В «Воспитательной системе школы» Караковского наиболее распространен клубный вариант. В этом случае школа в первой половине дня работает как образовательное учреждение, а после уроков превращается в подобие центра детского творчества. Это создает условия для учащихся выступать в разных ролях, свободно выбирать среду самореализации. В качестве таких воспитательных центров в школе «Дневной пансион-84» выступают школьный музей, библиотека, медиа-центр, туристический клуб «Арктур», детская школа искусств № 15, совет старшеклассников.
Ядром в формировании ценностных ориентаций являются такие ценности, как:
Родина, неразрывно связанная с патриотизмом;
коллектив (сочетание личных интересов с общественными, взаимная поддержка и помощь, обязательность и ответственность).

1. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., Новая школа, 1992
2. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: учеб. пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений. М., Академия, 2000
15