Доклад руководителя методического объединения гуманитарного цикла: Формирование навыков самоконтроля у учащихся с ОВЗ
Доклад составлен руководителем методического объединения гуманитарного цикла Сотниковой Светланой Николаевной ОГСКОУ СКОШ г. Усть-Илимска Иркутской области
Тема: Формирование навыков контроля и самоконтроля у учащихся.
Школьного обучение и воспитание ребёнка является переломным моментом во всей его жизни. Внешние признаки этого переломного момента обнаруживаются в её организации, в новых обязанностях ребёнка как ученика. Поэтому закономерно стремление учителя к развитию у детей способности к самостоятельной организации прежде всего учебной. «Учебная деятельность – это деятельность, направленная на приобретение опыта одним из ее участников» (Т.В. Габай).Учебная деятельность как специфическая форма индивидуальной активности осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе.Важным компонентом учебной деятельности ученика является действие самоконтроля. В отличие от контроля, осуществляемого учителем с целью проверки знаний , действия самоконтроля должно осуществляться на протяжении учебной деятельности.Задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к дальнейшему развитию и самообразованию, но и развить умение самостоятельно оценивать себя.Мы должны развивать у учащихся универсальную способность человека – самоконтроль.Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся.« Самоконтроль школьников – развивается на основе их природных задатков и имеющихся психологических особенностей умение критически оценивать свое внешнее поведение и умственную деятельность под руководством педагогов и семейного окружения в процессе учебной деятельности».«Самоконтроль – это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли я ответил? Все ли я ответил?».«Самоконтроль – это умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам и мыслям, регулировать свое поведение и управлять им». (Г.А. Соболева).
Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений навыков стимулирует творческую активность, и самостоятельность .Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы на уроке, т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только сами исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы на уроках и дома.Существует две формы самоконтроля:
Внешняя (осознаваемая) произвольная;
внутренняя (автоматическая) непроизвольная.
В условиях школы полное формирование внутреннего непроизвольного (автоматического) самоконтроля затруднительно, возможно формирование только некоторых его элементов. Если ученик осуществляет учебные действия, достаточно быстро извлекает из памяти знание, которое требуется в той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм самоконтроля.Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит коррективы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля, однако самоконтроль меняет свою форму после совершения ошибочного действия.Если учащийся совершает ошибочные действия, не может вспомнить информацию, которая нужна, и не осознает этого, значит, механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае нужна помощь извне - от учителя.
О ребёнке мы говорим как о личности, поскольку он осознает своё поведение, может сравнивать себя с другими, у ребенка формируется ряд психических образований: -осознание своего «Я», своего «Я» из мира объектов;-стремление к общественно- значимой деятельности;-способность управлять своим поведением;-умение делать простые обобщения; овладения речью;-умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми. Ответственным моментом в обучении учащихся самоконтролю является уяснение цели деятельности и ознакомление с образцами, по которым они будут сравнивать применяемые способы выполнения работы и полученные результаты. Очень важно с самого начала дать учащимся исчерпывающие указания о правильном выполнении предстоящей работы и ознакомить их с образцами.Общая эволюция самоконтроля представляется в таком виде: первоначально дети могут контролировать себя лишь по готовым образцам, представленным учителем.
Выделяются следующие направления формирования самоконтроля:- контроль со стороны учителя;- контроль со стороны родителей;- взаимоконтроль «ученик-ученик»; Важную роль воспитании самоконтроля играет контроль со стороны учителя за деятельностью школьников, который обычно направляется на:- выявление пробелов и недочетов в их знаниях и умениях;- выявление сформированности приёмов взаимоконтроля;- выявление потребности в самоконтроле. Ученику необходимо научиться понимать и принимать контроль учителя. Для этого учитель должен:
- ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;- сообщать учащимся, после какого объема начинается контроль.
- просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии; Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей (взаимоконтроль «ученик-ученик»). При взаимопроверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и правильно понята тема, может ли ученик самостоятельно найти решение той или иной задачи, может ли проанализировать чужую работу. Для этого учитель должен:- предлагать учащимся оценить ответ товарища, сделать замечания по существу ответа, попытаться предложить другой вариант ответа или решения;- приучать учащихся контролировать деятельность учителя;- демонстрировать учащимся типичные ошибки; Ученик должен научиться осуществлять наблюдения за своей учебной деятельностью.
Для этого учитель должен: - вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты, проверять правильность выполнения заданий;- не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, а дать ученику возможность найти свою ошибку;-не спешить с упрёками, не обвинять учащегося в стремлении завысить свою оценку, а помочь разобраться в нормах оценки, чтобы ученик мог правильно пользоваться ими в дальнейшем;- формировать у учащихся умение контролировать свою деятельность непосредственно в ходе выполнения задания. При формировании у учащихся навыков самоконтроля учителю важно руководствоваться принципами посильности и доступности. Вначале следует давать установку на контроль одного из аспектов деятельности, затем усложнять задачу .
Изменения самоконтроля проявляются в том, что первоначально он направлен на результат деятельности и лишь постепенно вырабатывается умение контролировать и сам процесс деятельности.
В работе по формированию действий самоконтроля у школьников следует придерживаться принципа преемственности в обучении.Наши дети с удовольствием выполняют задания в игровой форме: «Сделай как у меня», «Сделай так же», «Найди различия», и другие, способствующие развитию устойчивости, концентрации внимания на сравниваемых предметах. Такая игровая практика полезна в целях отработки навыков самоконтроля. Для формирования действия самоконтроля важны такие задания, которые специально нацеливают на:- анализ своих действий, обнаружение и исправление различных погрешностей в их выполнении;- сопоставлении своих действий с образцами, представленными в полном или схематичном, конкретном или обобщенном виде. Очень часто у ученика возникает убеждение, что «он понял» и «знает» на том основании, что в классе после объяснения учителя он смог привести свой пример и заслужил одобрение, больше к этому предмету не возвращается, не попытается сам убедиться, запомнил он материал или нет. В этом случае отсутствует контроль над результативностью своего труда. По существу дела учащийся не знает, выучил он урок или нет.Несформированность контроля приводит еще и к неумению оценить, в чем заключаются встреченные им трудности в учебе. Ученик может только констатировать факт «Я не умею решать задачу», « Я не могу выучить стихотворение» - и не понимать, что именно вызывает трудность, что мешает решить задачу или выучить стихотворение. Если начать его расспрашивать, он называет причины, подчас очень далёкие от действительности, ссылаясь на плохую память, на собственную неспособность. В формировании у школьников самоконтроля неоценима помощь родителей. Прежде всего, необходимо довести до сознания ребенка со всей ясностью одну простую истину: только повторяя урок самому себе, товарищам, родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет. Иначе говоря, показать контролирующую функцию повторения. Необходимо приучить ребенка (и в процессе работы и по её окончании) сравнивать свою работу с каким-то образцом: если это стихи, то с текстом, напечатанным в книге; если «письмо», то с прописями и т.д. Нередко случается так, что в классе ребенок действует совершенно правильно, потому что учитель постоянно напоминает ему об этом. Но, готовя уроки, словно забывает о необходимости сравнения выполняемой работы с образцом. В качестве образца для сравнения может выступать не только то, что демонстрировал учитель в классе, но и ответы лучших учеников. Вообще, чем раньше ученик поймёт необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше. Необходимо предупредить родителей, что большую ошибку делают те из них, кто берёт функцию контроля на себя и стремится, как можно дольше удержать ее за собой. Они беспокоятся, всё ли он взял с собой, когда уходит в школу, и собирают ему портфель; следят за тем, чтобы он вовремя принялся за уроки.Но главная цель заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребенка. В противном случае ребенок, как правило, не чувствует ответственности за плохо выполненное задание. Виды самоконтроля Итоговый контроль. Итоговый контроль или контроль по результату. Это первоначальная и простейшая форма самоконтроля, которая осваивается учащимися: совершается проверка. Так, для того чтобы проконтролировать правильность арифметического действия, ученикам рекомендуется проверить его другим действием: сложение - вычитанием, деление - умножением и т. д. Таким образом, проверяется полученный результат.По формам организации работы учащихся самоконтроль делится на:-фронтальную проверку При фронтальной проверке проводится коллективный разбор правильности написанного текста, выполненного упражнения, задачи, решенной в классе или дома, изготовленного изделия и т. д. В ходе этой проверки учащиеся разбирают допущенные ошибки, их причины и пути устранения, знакомятся со способами реализации самоконтроля, обсуждают и оценивают предложения своих товарищей по исправлению ошибок. Взаимный контроль проводится при проверке письменных и графических работ, изделий и т. д., а также при устных ответах. Учащиеся обмениваются работами, и каждый из них выступает в роли рецензента. Они должны отметить допущенные их товарищем ошибки, объяснить их причины, способы исправления и предупреждения при выполнении аналогичной работы. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля. Это более высокая форма действия контроля, представляющая собой средство обучения учащихся самоконтролю.
-Индивидуальная проверка К индивидуальному контролю относятся все виды самоконтроля, проводимого по этапам выполняемой деятельности. Это основная и самая сложная форма самоконтроля. Каждый выполняет все его элементы самостоятельно. Рефлексия- умение размышлять, заниматься самонаблюдением.
При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебных рефлексий, отражающих четыре сферы сущности: - физическую (успел - не успел)- сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);- интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал);- духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя других). 1. Иногда можно предлагать учащимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки.2. Надо сообщать учащимся способ проверки. Разъяснять, что проверять надо не только окончательный ответ, но и промежуточные результаты.3. Иногда учитель преднамеренно допускает ошибки на доске.4. Полезно иногда предлагать самим оценить свою работу. Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитанию умения и привычки самоконтроля.5.Полезно иногда предлагать учащимся проверить и оценить работу товарища Приёмы формирования самоконтроля на уроках.Русский язык. 1 ошибка - «4», 2 ошибки - «3»1.Словарная работа.(работа со словарем)
Предлагаю словарные слова: авт_м_биль, д_рога, п_сок.
Предлагаю детям написать самостоятельно, потом проверить написание на доске. Теперь проговорим их написание по слогам.А теперь составьте предложение с одним из этих слов, подчеркните орфограмму.2.Специально организованное списывание.
Дается текст для списывания. Дети обмениваются тетрадями и проверяют данную работу. Исправляют ошибку.
3. Комментированное письмо с указанием орфограмм. Пример текста, проверяемые безударные гласные в корне.4.Дидактическая игра-«Третий лишний»-«Назови ошибку». Учитель пишет слова с ошибками, дети должны исправить ошибку и написать проверочное слово.
-диктант «Проверяю себя». Пишется текст поддиктовку, далее дается текст и дети проверяют себя самостоятельно.
- умение объяснить ошибку.Приёмы самоконтроля при работе над ошибками.-неправильная буква зачёркнута; пример: На пОлях-подчёркнуто слово с ошибкой; на полях-подчёркнуто слово с ошибкой, в нём выделена часть слова с ошибкой;-подчёркнуто слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком названа часть слова, содержащая ошибку;
Заголовок 215