Исследовательская работа «Изучение читательских интересов и ценностных ориентаций школьников.»
Исследовательская работа
Изучение читательских интересов и ценностных ориентаций школьников
Педагог-библиотекарь
Коновалова Н.В.
Средняя школа №15
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Оглавление Стр.
Введение
4
Глава 1.Динамика читательских предпочтений
5
Глава 2.Чтение периодических изданий
11
Глава 3.Информационная культура школьников
12
Глава 4.Ценностные ориентации школьников
16
Заключение
17
Список использованной литературы
19
Введение
Невозможно представить жизнь без книги. Она сопутствует человеку с младенчества и глубокой старости. Первые попытки подойти к чтению и читателю как к научной проблеме были сделаны почти полтора столетия назад. История изучения чтения и читателей в дореволюционной России исследована ученым Б. В. Банком. Н. Г. Чернышевский предпринял попытку проанализировать состав читательской аудитории журнала «Современник». Масштабы этого исследования были небольшими, но оно позволило сделать интересные для того времени наблюдения о зависимости чтения от условий социально-экономической жизни и о росте интереса к печатному слову.
Среди дореволюционных работ, посвященных исследованию этой темы, важное место занимают труды Н. А. Рубакина. Он впервые дал наиболее обстоятельную картину состояния книжного дела в России и высказал ряд прогрессивных идей об использовании книжных богатств в интересах просвещения народа. В 1895 году вышел в свет капитальный труд Рубакина «Этюды о русской читающей публике». Эту книгу можно считать одной из лучших работ по вопросам изучения читателей.
В наше время складываются новые направления в исследованиях аспектов чтения. Читающий ребенок – надежда на хорошее будущее России. Что значит чтение для современных подростков? Какие у них ценности и идеалы жизни? Ответы мы попытались получить, проведя специальное исследование среди учащихся школы №15, с 4 по 11 класс, всего в исследовании приняло участие 516 человек. Цель заключалась в том, чтобы выявить уровень кругозора и степень начитанности учащихся.
Глава 1. Динамика читательских предпочтений
Как относятся к чтению учащиеся старших классов? Что они думают по этому поводу?
Респондентам было предложено выбрать один из вариантов ответа, соответствующего их отношению к чтению.
Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 «Как ты относишься к чтению» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов
Класс
9а
9б
9в
9г
Люблю читать, но не хватает времени
19
35,7
28,5
28,5
Когда отдыхаю, люблю почитать что-нибудь легкое,
развлекательное
52,3
14,2
33,3
50
Мне нравится читать, много читаю
4,7
21,4
14,2
·
Читать не люблю
9,5
7,1
4,7
7,1
Читаю только для подготовки уроков
38
28,5
23,8
7,1
Другое
·
·
4,7
7,1
На вопрос «Мне нравится читать, много читаю» лишь в 9б классе ответили 21,4 % опрошенных. В 9г ответ на этот вопрос отрицательный. Самый большой процент приходится на вопрос «Когда отдыхаю, люблю почитать что-нибудь легкое, развлекательное». В 9а классе -52,3% , в 9г - 50%. При ответе на вопрос «Читать не люблю» лидирует 9а класс (9,5%), далее 9б (7,1%), 9в набрал 4,7%. Как видно из таблицы 1, многие учащиеся читают лишь для подготовки к урокам.
«Кто ты
· окрыленный чтением или приговоренный к чтению». Такой вопрос был задан одиннадцатиклассникам. Согласно данным исследования, наблюдается снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения. Смотри таблицу 2.
Таблица 2 (в % к числу опрошенных)
Класс
Любят читать
Не любят читать
Читают, если задано в школе
11а
38,8
27,7
33,3
При ответе на вопрос «Какую книгу ты сейчас читаешь или недавно прочел» исследуемая группа была выделена не по возрасту, а по году обучения: 5, 7, 9 классы. Результаты опроса свидетельствуют, что сегодня дети читают различную литературу. Это можно проследить по данным таблицы 3.
Таблица 3 «Какую книгу ты сейчас читаешь или недавно прочел» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов
Классы
5-й
7-й
9-й
Классика, поэзия
4,1
·
63,6
Сказки
37,5
5,5
·
Приключения, «ужастики»
62,5
36,1
9,1
Детективы
37,5
41,6
18,1
Фантастика
41,6
38,8
9,1
О природе, о животных
25
13,8
·
Романы о любви
11,1
18,1
О сверстниках
4,1
13,8
36,3
По истории
25
2,7
·
О науке, технике
16,6
8,3
·
О войне
4,1
13,8
9,1
Энциклопедия
33,3
30,5
27,2
Другое
·
·
9,1
Первое место в шкале читательских интересов у 5, 7 классов занимает приключенческая книга, фантастика и детектив. У этой литературы есть ряд общих характеристик: динамичность и напряженность действий, загадочность и непредсказуемость сюжетных поворотов.
Данной тематике отдают предпочтения 5-й (62,5%) и 7-й (41,6%) классы. С возрастом растет доля тех, кто читает литературу преимущественно по школьной программе (9-й класс
·63,6%). Сказки привлекают главным образом младших школьников (37,5%). Низким оказался интерес к литературе о науке и технике, по истории, о войне, о природе и животных у учащихся 9-х классов. И, к сожалению, только 30% учащихся школы пользуются энциклопедиями.
Мотивацию чтения можно проследить по таблице 4.
Таблица 4 «Мотивация чтения» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов
Классы
5-й
7-й
9-й
Рекомендовал учитель
4,1
2,7
9,1
Интересно
87,5
86,1
45,4
Понравилось название
25
19,4
·
По совету друга
20,8
25
9,1
Знаю автора
8,3
13,8
18,1
По школьной программе
12,5
11,1
54,5
Понравились картинки, обложка
12,5
5,5
·
Рекомендовали родители
33,3
16,6
36,3
Другое
4,1
·
·
Нет ответа
8,3
8,3
·
Ведущий мотив «интересно». Его назвали 87,5% в 5-х классах, 86,1% в 7-х. У 9-х классов мотив «интересно» уходит (45,4%), его заменяет «читаем по школьной программе» (54,5%).
Детство и отрочество – это также периоды в жизни человека, когда читательские интересы и предпочтения еще только формируются, поэтому не маловажную роль для детей в выборе книг имеет мнение окружающих их людей. Во всех классах мотив «рекомендовали родители» опережает мотив «рекомендовал учитель». Совет друга при выборе книг остается значимым лишь в 5-м (20,8%) и 7-м (25%) классах.
В 11 классе был проведен опрос на тему «Ваше самое любимое и нелюбимое произведение». Итоговым результатом социологического исследования читательских предпочтений явилось определение 10 самых популярных и нелюбимых произведений.
Самые любимые произведения
1. Куприн А. «Олеся» 19,7%
2. Толстой Л. «Война и мир» 14%
3. Достоевский Ф. «Преступление и наказание» 14%
4. Пушкин А. «Евгений Онегин» 11,2%
5. Булгаков М. «Мастер и Маргарита» 11,2%
6. Ахматова А. Стихи 11,2%
7. Цветаева М. Стихи 9,8%
8. Воинич Э. «Овод» 7,2%
9. Горький М. «Старуха Изергиль» 7,1%
10. Горький М. «На дне» 7%
Самые нелюбимые произведения
1. Толстой Л. «Война и Мир» 30,9%
2. Горький М. «На дне» 14%
3. Гоголь Н. «Мертвые души» 11,2%
4. Достоевский Ф. «Преступление и наказание» 8,4%
5. Гумилев Н. Стихи 8,3%
6. Гончаров И. «Обломов» 7%
7. Булгаков М. «Мастер и Маргарита» 5,6%
8. Бунин И. «Господин из Сан - Франциска» 4,2%
9. Гоголь Н. «Ревизор» 4,1%
10. Блок А. «Двенадцать» 3%
Как видим, мнение по нескольким произведениям у учащихся не совпадают. К сожалению, названы были произведения только по школьной программе, хотя такая цель при опросе не ставилась.
«Толстой, Пушкин, Достоевский. Вы верите, что эти имена могут скоро забыть» - Такой вопрос был задан в 9А классе. 47,6% учащихся ответили положительно: « будущее за молодежью, но у них новые, свои взгляды, они не читают старые произведения, их воспитывает общество» - говорится в одной из анкет. 52,4% считает, что «Эта классика, она всегда вечна».
В 4 классах проводился опрос по теме, «С каким литературным героем ты бы стал дружить и почему?». Анализ анкет показал. Что чтение по-прежнему остается одной из ведущих форм время провождения учащихся младших классов. 100% опрощенных любят читать: «мы ходим в школу, учимся читать и писать, начинаем «дружить» с книгами». Что может быть занимательнее, чем чтение хорошей книги? Читая, попадаешь в волшебный мир, переносишься в далекое прошлое или будущее. «Я очень люблю читать» - из анкеты учащегося 4А класса. Литературные любимые герои есть у всех. Это персонажи сказок – Золушка, Незнайка, Царевна Лебедь, Вини Пух, Железный Дровосек, Элли. Несколько человек хотели бы быть похожими на Дядю Федора и Тимура, кумиром стал и Гарри Поттер.
На вопрос «Случалось ли в вашей жизни, чтобы книга повлияла на понятие, какого – либо важного решения?» отвечали учащиеся 6-х классов. Цель была выявить влияние книги на решение важных жизненных проблем. Полученные ответы показали, что у 57,1% опрошенных подростков были случаи, когда именно книга помогла в жизни, называлась, например «Библия» и книги о животных. У 42,8% такого в жизни не случалось. По мнению самих детей, многие книги обладают библиотерапевтическим эффектом.
В 9-х, 10-х классах проведен опрос по теме «Литература о Великой Отечественной войне в круге чтения молодежи». Цель была определить степень начитанности учащихся по этой теме. Для молодежи, к сожалению, тема народного подвига не является источником эмоциональных переживаний и формирования жизненных установок. С большим трудом были названы несколько произведений: Васильев Б. «А зори здесь тихие», Воробьев К. «Убиты под Москвой», Джалиль М. «Красный ромашка», Твардовский В. «Василий Теркин», Фадеев М. «Молодая гвардия». Некоторые учащиеся даже перепутали Великую Отечественную войну с войной 1812 г. Огромный фонд литературы о войне стоит сегодня без движения (за исключением программных произведений). За 2012 г. сентябрь из фонда было взято всего 9 книг о войне, в октябре – 6, в ноябре -2, а в декабре – 5.
Чтобы выяснить отношение к чтению в свободное время, было проведено исследование в 5, 7, 9 классах. Результат представлен в таблице 5.
Таблица 5 «Как ты проводишь свое свободное время» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов
Классы
5-й
7-й
9-й
Просмотр телепередач
58,3
52,7
36,3
Слушание музыки
54,1
72,2
72,7
Игра на компьютере
58,3
58,3
45,4
Разговоры по телефону
37,5
36,1
27,2
Просмотр видеокассет
33,3
36,1
18,1
Чтение
25
52,7
9,1
В 5-х классах лидирует просмотр телепередач (58,3%) и игра на компьютере (58,3%). 7-е и 9-е классы отдали предпочтение слушанию музыки и игре на компьютере. Чтение занимает последнее место у 5-х и 9-х классов.
Итак, результаты анализа свидетельствуют, что картина детского чтения чрезвычайно неоднородна, сокращается доля чтения в структуре свободного времени, возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением книг только по школьной программе.
Глава 2. Чтение периодических изданий
Цель: проанализировать читательские интересы и предпочтения в сфере периодических изданий. Изучение проблемы чтения и использование детской и подростковой периодики так же важно, как и изучение книжного чтения. Репертуар детских журналов сейчас достаточно интересен и разнообразен. Журнальная продукция прекрасно иллюстрирована, издана на хорошей бумаге. На вопросы анкеты ответили учащиеся 9-х классов. Результаты представлены в таблице 6.
Таблица 6 «Какие журналы ты читаешь или просматриваешь раз, два в месяц» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов
Класс
9а
9б
9в
9г
Молодежные
66,6
78,5
66,6
57,1
Женские
33,3
35,7
23,8
7,1
Развлекательные
23,8
14,2
47,6
14,2
Познавательные
23,8
7,1
42,8
7,1
Автомобильные
28,5
14,2
28,5
57,1
Спортивные
23,8
21,4
33,3
21,4
Комиксы
9,5
·
14,2
·
Кроссворды, сканворды
61,9
28,5
52,3
28,5
Юмористические
28,5
14,2
28,5
21,4
Журналы для детей
4,7
·
4,7
·
О животных, о природе
14,2
·
19
·
Компьютерные
28,5
21,4
33,3
28,5
Другие
9,5
·
14,2
7,1
У девочек популярны журналы «COOL», «Маруся», «Лиза», «Ровесник». Среди мальчиков популярны автомобильные журналы («За рулем»), спортивные («ФИС») и компьютерные («Хакер», «Компьютерные игры»).
Учащимся интересны кроссворды и сканворды. Невысок процент у познавательных изданий, у журналов о животных, о природе. Комиксы были названы в числе желаемых для чтения в 9а (9,5%) и 9в (14,2%).
Можно назвать две причины чтения журналов. Первая: от нечего делать, приятное время провождения. Другая группа мотивов – для самовоспитания, самообразования, получения новой полезной информации. Периодика, как правило, покупается, берется у друзей или в библиотеке. Библиотека сейчас, к сожалению, не может максимально комплектовать свои фонды журналами. Это очень дорого. Ввиду большой стоимости печатной продукции периодические издания отсутствуют и в семьях, где выписываются иногда одна, две газеты. К тому же, их содержание не соответствует интересам ребенка.
Делаем вывод, что круг интересов у учащихся растет, актуальным становится поиск своего места и моделей для подражания, желание быстро получить нужную информацию.
Глава 3. Информационная культура школьников
Сегодня на нас обрушивается целая лавина информации. «Информационный взрыв» - так называется это явление. В 2000 году была создана программа ЮНЕСКО «Информация для всех». Один из ее разделов звучит так: «Развитие потенциала человека, навыков и умений в век информации». Поэтому и родился термин библиотечно – биографическая грамотность. Современному подростку предстоит жить в информационном обществе, поэтому так важно, сегодня его приобщение к миру книг, периодики, других носителей информации. Энциклопедии, словари, справочники, каталоги, картотеки дают возможность библиографического поиска необходимой информации. Целью анкетирования был ответ на вопрос: «Какой частью справочного аппарата библиотеки ты умеешь пользоваться?»
Таблица 7 «Какой частью справочного аппарата библиотеки ты умеешь пользоваться?» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов
Класс
9а
9б
9в
9г
Энциклопедия
100
100
100
100
Словари, справочники
100
100
100
100
Алфавитный каталог
80,9
100
85,7
71,4
Систематический каталог
·
92,8
47,6
·
Систематическая картотека статей
28,5
85,7
42,8
7,1
Выяснилось, что самые популярные при поиске информации энциклопедии, словари, справочники. Ими пользуются 100% подростков. Успешно могут работать с алфавитным и систематическим каталогами лишь учащиеся 9б класса. Вообще не слышали о систематическом каталоге учащиеся 9а и 9г классов. Вызывает затруднение и работа с систематической картотекой статей.
В ходе исследования был задан вопрос: «Какую информацию подростки считают для себя самой важной?»
Таблица 8 «Какую информацию подростки считают для себя самой важной?»
(в % к числу опрошенных)
Варианты ответов
Классы
5-й
7-й
9-й
О жизни на Земле
58,3
52,7
9,1
О музыке
16,6
36,1
45,4
О спорте
33,3
27,7
18,1
О компьютерных играх
37,5
22,2
9,1
О будущем
62,5
69,4
54,5
О животных
41,6
27,7
·
О моде
37,5
38,8
27,2
О здоровье
29,1
47,2
27,2
Об экономике и политике
8,3
13,8
·
Самой важной в 5, 7, 9 классах считают информацию о будущем. Здесь учащиеся были единодушны. С возрастом растет интерес к музыке (в 9 классах – 45,4%). О спорте желают знать ученики 5-х классов (33,3%). Падает значимость информации о животных в старших классах. Парадокс, но экономикой и политикой по результатам исследования интересуется меньшинство учащихся.
Вывод можно сделать следующий: у учащихся есть потребность в информации.
Так как многие получают информацию с помощью компьютера, был задан вопрос: «Вытеснит ли компьютер книгу?».
Таблица 9 «Вытеснит ли компьютер книгу?» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов
Класс
9а
9б
9в
9г
Нет
92,5
85,7
71,4
57,1
Да
4,7
14,2
28,5
42,8
По мнению учащихся в 21 веке книгу не заменит никакое техническое чудо. Она была и останется связующим звеном между людьми.
Очень важен был ответ на вопрос, откуда берут информацию учащиеся. Анкетирование проводилось в 5, 7, 9 классах.
Таблица 10 «Источники информации, из которых ты узнаешь о самом интересном» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов
Классы
5-й
7-й
9-й
По телевизору/радио
54,1
88,8
63,6
От друзей
30,5
58,3
54,5
На уроках в школе
50
66,6
9,1
Из книг
41,6
61,1
18,1
Из учебников
11,1
19,4
18,1
В Интернете
37,5
36,1
9,1
В библиотеке
33,3
30,5
27,2
Главным источником информации у всех групп учащихся является телевизор. Книги и уроки важны лишь для 5-х и 7-х классов. 7-е (58,3%) и 9-е (54,5%) классы больше ценят в качестве источника информации, чем 5-е (30,5%) классы.
По результатам этого анкетирования 8-х, 9-х классах был проведен опрос для выявления рейтинга жанров телепродукции. Суть проблемы можно выразить словами одного американского политика: «Любое телевидение является образовательным. Вопрос лишь в том, чему оно учит»
Таблица 11 (в % к числу опрошенных)
Жанры телепродукции
Классы
8в
9в
Экранизация литературных произведений
12
44
Боевики
36
28
Детективы
16
28
Комедии
92
76
Фантастика
52
56
Мелодрамы
16
40
Триллеры
12
36
Мультфильмы
48
24
Истерические ленты
12
36
Наиболее предпочитаемым жанром в исследуемых группах выявились комедии (92%), (76%).
Второе место занимает жанр фантастики (52%), (56%).
Жанр боевиков занимает третье место по популярности (36%), (28%). С одной стороны это выглядит естественно, но с другой, вызывает определенные опасения. Триллеры назвали (36%) 9-и классников. Поэтому можно сказать, что на агрессивное поведение школьников оказывают влияние сцены насилия и убийств на телеэкране. Экранизация литературных произвидений стимулирует интерес к чтению, но этот жанр предпочли (12%) и (44%) учащихся.
Подводя итог, можно с уверенностью говорить о том, что телевидение занимает огромную роль в жизни подростка.
Место книги в жизни подростков меняется, поскольку огромное влияние на них оказывают информационные технологии и телевидения, как источники сведений.
Глава 4. Ценностные ориентации школьников
Анализ ценностных ориентаций – следующий аспект исследования.
В Философском энциклопедическом словаре модно прочитать: «Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренне структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного».
Нарисовать своего рода портрет молодежи можно, используя таблицу 12.
Таблица 12 «Ценностные ориентации подростков» (в % к числу опрошенных)
Варианты ответов
Классы
8
9
Красота
44,4
29,1
Доброта, терпение
81,4
66,6
Умение дружить
88,8
75
Духовная сила
33,3
37,5
Интеллект образование
40,7
41,6
Самостоятельность, независимость
48,7
37,5
Скромность
18,5
12,5
Честь, достоинство
55,5
50
Физическая сила
40,7
16,6
Напористость, энергичность
37,1
25
Свобода и раскрепощенность
37,1
50
В ходе исследования структура ценностей и жизненных позиций была выделена в 3 группы:
в первую попали: доброта и терпении, умение дружить;
во вторую: честь и достоинство, интеллект и образование;
в третью: красота, физическая сила, свода и раскрепощенность.
Скромность оказалась самой малопопулярной у опрошенных подростков (18,5%), (12,5%).
«Кто из числа широко известных людей вызывает у тебя чувства уважения, восхищения?» - на этот вопрос отвечали учащиеся 8-х, 10-х классов.
10 наиболее встречаемых имен (в скобках сколько раз фамилии были названы)
1. Фабрика звезд (20)
2. Пушки А.С. (16)
3. Путин В.В. (9)
4. родители (6)
5. Гоголь Н.В. (6)
6. Жириновский В.В. (4)
7. Сталин И.В. (3)
8. Брежнев Л.И. (2)
9. К. Дзю (2)
10. Эйнштейн (2)
У 30 % опрошенных никто не вызывает ни уважения, ни восхищения. В связи с этим, хотелось бы вспомнить слова В.И. Ключевского « У каждого поколения могут быть свои идеалы: у моего свои, у вашего другие, но жалко, то поколение у которого нет ни каких».
Результаты исследований дают представления о том, что мир ценностей у подростков чрезвычайно противоречив.
Заключение
В научно – исследовательской работе «Изучение читательских интересов и ценностных ориентации школьников» были поставлены вопросы: «Не угрожает ли чтению опасность? В чем именно она заключается? Каковы причины, и какими будут последствия, если мы станем меньше читать? Как меняется сегодня чтение детей, в эпоху новых технологий?».
Кроме экспериментальной части в работе рассмотренны теоретические материалы о библиотечно – библиографической культуре, о проблемах читателя в литературе и науки, об учении чтения и читателей в дореволюционной России, о факторах становления и развития информационной культуры личности.
По результатам исследования можно сделать вывод: чтение становится национальной проблемой и нуждается в защите и поддержке не только обществом, но и на государственном уровне.
Главная задача научно-исследовательской работы – изучение читательских интересов и ценностных ориентаций учащихся школы №15 выполнена.
Список используемой литературы
1. Бубекина Н. Деловые интересы современных старшеклассников. //Библиотека – 1998. - № 9. – с. 48-49
2. Воспитание творческого читателя /С. В. Михалков, Т. Д. Полозова, М. П. Бархота.-М.: Просвещение, 1981. – с. 109-138
3. Гендина Н. И. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно – метод. Пособие.-М.: Школьная библиотека, 2003. – с. 22
4. Дети и библиотеки в меняющейся медиасфере.-М.: Школьная библиотека, 2004. – с. 336
5. Киселева Н. Больше всех читают меланхолики.// Библиотека, 1997.-№7. – с. 23-24
6. Ленский Б. В. Детское чтение – индикатор отношения общества к его будущему.// Школьная библиотека, 2000.-№1. – с. 4-5
7. Пищалева О., Что читают сегодняшние ученики.// Библиотека, 1998.-№7. – с. 49-50
8. Тихомирова И. И. Стимулы и мотивы чтения.// Школьная библиотека, 2002.-№5. – с. 22-24
9. Тихомирова И. И. Читают ли наши читатели?// Школьная библиотека, 2001.-№5. – с. 6-9
10. Философский энциклопедический словарь./ Гл. редакция Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев и др.-М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – с. 764
13PAGE 15
13PAGE 14215
15