Роль чтения в формировании ценностных ориентаций младших школьников
Роль чтения в формировании ценностных ориентаций детей 7-12лет
Необходимым условием успешного литературного образования школьников на современном этапе является активизация тех педагогических методов и приемов, которые наибольшим способом содействуют выработке активного, творческого становления школьников к художественной литературе, стимулируют фантазию и читательские представления, непосредственно эмоциональное восприятие художественных произведений.
Согласно учебной программе по «Литературному чтению» в начальных классах, в развивающей образовательной среде особое место должна занять культуролого-личностная подготовка учащихся, которая имеет целью приобщить младших школьников к овладению национальными и общечеловеческими ценностями, к осознанию культуры, социального опыта человечества.
Литературное чтение во II—IV классах — первое звено в системе единого непрерывного литературного образования и культурологической подготовки учащихся.
Культурологическая подготовка предполагает овладение той культурой, тем социальным опытом, которые выработало человечество.
На I ступени общего среднего образования процесс освоения культурных ценностей происходит через систему учебных предметов и внеклассной работы. В этой системе одно из первостепенных значений приобретает литература, которая посредством отражения человеческого опыта способствует социализации личности. Процесс социализации — это овладение культурой и вместе с тем развитие индивидуальности, ибо образование через ценности культуры определяет индивидуальность человека, его характер, нравственный потенциал.
Литература также является одним их самых мощных средств приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения, воспитания. Отсюда следует определяющая роль уроков литературного чтения в системе начального образования.
Литература как искусство слова имеет свои функции (воспитательную, образовательную, коммуникативную, эстетическую) и воздействует не на отдельные стороны психики человека, а на личность в целом. С помощью литературы можно воспитать у ребенка высокие нравственные качества, развить его эмоциональную сферу, творческие способности.
Образовательный стандарт по учебному предмету «Литературное чтение» предполагает следующее содержание на 1 ступени общего среднего образования :-произведения устного народного творчества: загадки, песни, потешки, легенды, сказки и т.д., произведения детской литературы (как классика так и современная), периодика: детские журналы и газеты, словари, справочники.
Программа по литературному чтению состоит из пяти взаимосвязанных образовательных компонентов: читательская деятельность, выразительное чтение, чтение-восприятие-исследование, литературное творчество, внеклассное чтение.
Литературное чтение в каждом из классов имеет свои специфические особенности. Во 2 и 3 классах литературное чтение построено на литературно-эстетическом принципе с элементами монографического. В 4 классе- литературно-эстетическом и жанрово-монографическом принципах. Содержание первого раздела «Страна народного творчества» знакомит учеников 2-4 классов с фольклором, его лучшими произведениями для детей: пестушками, потешками, небылицами, колыбельными, обрядовыми песнями, былинами, легендами, сказками народов мира.
Эффективным средством для достижения этой цели в работе с детьми начальных классов может служить сказка, в которой содержится в форме метафоры жизненный опыт многих предшествующих поколений, традиции разных народов, многогранность и многоуровневость хранимой информации.
Цель предусматривает решение следующих задач:
-овладение социальным и нравственным опытом, представленным в сказках разных народов и авторских произведениях;
-приобретение нового жизненного опыта и проявления нравственных качеств на новом уровне (любви и уважения в семье, милосердия, сострадания, чуткости, чувства долга, трудолюбия и т.д.)
-обогащения эмоционально-ценностной сферы младших школьников, их представление о мире и природе;
-формирование индивидуальности личности, её творческой активности, самостоятельности, критичности мышления;
-развитие читательского интереса;
-создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
В разделе «Страна живой природы» учащиеся 2-4 классов изучают произведения, которые позволят представить природу не только в постоянной изменчивости, гармонии, целостности, нерушимости, красоте, но и во взаимоотношении её с человеком, повысит ответственность ребёнка за все живое, будет формировать его экологическое сознание.
Эти трогательные рассказы вызывают интерес у детей, заставляют быть ответственными за своих питомцев.
Отдельно в программе 2-3 классов по литературному чтению отведена тема воспитанию чувства юмора, формирования представления о сатире, иронии- «Страна улыбки и смеха».
Цель раздела «Страна вопросов и ответов» -развивать познавательные интересы учащихся, творческий потенциал, жизненную активность. Его материал направлен на расширение кругозора детей, вызывает стремление ставить вопросы и находить на них ответы в научно-познавательной, справочной литературе.
Одной из объёмных тем является сквозная тема «Страна детства». Она предполагает приобщение учащихся к пониманию морально-эстетических ценностей, помогает маленькому человеку осознать себя в природе и обществе.
Внеклассное чтение на 1 ступени общего среднего образования является обязательной частью подготовки к самостоятельной читательской деятельности.
Для успешной самостоятельной работы с книгой учащихся 2-4 классов необходимо научить пользоваться сначала классной, затем школьной или районной детской библиотекой.
Литературное творчество развивает и активизирует потенциальные способности и возможности учащихся.
Каждая встреча с произведением, с его героями и их поступками заставляет маленького читателя задуматься, а эмоции, пережитые ребёнком во время этой встречи, становятся его нравственно-эстетическим опытом. Учитель является мудрым другом, который помогает разобраться в поступках героя, понять, что есть добро и зло. На каждом уроке, работая с текстом произведения, учащиеся должны получить нравственный урок.
Отличительной особенностью каждого урока литературного чтения – высокая степень эмоциональности. В ином случае урок общения с художественным текстом как произведением искусства превращается в формальное рассуждение и воспитательно-образовательных целей не достигает. Позитивный эмоциональный фон способствует тому, что у детей появляется желание читать и понимать прочитанное, различать добро и зло, сопереживать, любить и ненавидеть, быть похожими на положительных героев в своих реальных поступках. Таким образом, и формируются ценностные ориентации.
Ценностные ориентации- важнейшая характеристика личности человека, поскольку определяет его отношение к окружающему миру и поведение. Формирование ценностных ориентаций личности- длительный и сложный процесс. Важная роль в формировании ценностных ориентаций принадлежит образованию. В современной начальной школе перед учителем стоят задачи: открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников.
Уроки чтения играют особую роль в формировании нравственных ориентаций младших школьников. Писатели- художники слова-, создавая произведения, закладывают в него нравственную, научно-познавательную или эстетическую ценность; делясь своими ошибками , предупреждают наши, учат разбираться в жизненных коллизиях, искать выход из различных ситуаций.
На каждом уроке литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности.
В методический аппарат учебника введены упражнения и задания, направленные на формирование ценностных ориентаций детей.
Такие вопросы и задания направлены на осмысление качеств героев, которые заслуживают уважения, поощрения, или, наоборот, осуждения. По заданию учителя дети пытаются определить характер героя по его поступкам, дают оценку его действий, высказывают свое отношение к положительным и отрицательным героям.
Описания людей и событий, представленных в текстах, способствуют более глубокому осмыслению нравственных категорий, норм поведения в обществе. Под руководством учителя дети вычленяют из содержания текста нравственные аспекты, положительные черты характера героя, сравнивают действия героев с собственными.
Задания подобного рода встречаются систематически на протяжении всего курса обучения чтению. Это позволяет учителю, используя материал учебника, в полной мере решать учебно-воспитательные задачи по формированию системы ценностей у школьников.
Литературное чтение тесно связано с уроками русского языка, на которых учащиеся овладевают речевой этикой, культурой общения, написанием различных творческих работ. Подготовка к этим занятиям в значительной степени проводится на уроках литературного чтения.
Урок литературы- это процесс жизнепознания, направленный на выработку критического и моделирующего типа мышления. Особое внимание при этом уделяется развитию творческих способностей и умений самостоятельной работы. Изучение литературы помогает учащимся увидеть многообразие окружающего мира, открыть тайны писательского мастерства, приобрести опыт речевой и творческой деятельности, овладеть культурой чтения, с уважением и любовью относится к художественной книге. Таким образом, в органической связи с познанием литературы как искусства идёт и процесс формирования системы ценностных ориентаций учащегося, его отношения к жизни, к людям, процесс осознания себя личностью.