Общекультурное, личностное познавательное развитие учащихся

Общекультурное, личностное познавательное развитие учащихся.
В рамках внедрения ФГОСа нового поколения приоритетной целью начального образования является – «Общекультурное, личностное познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ»
Ребенок, 6-7 лет, придя в школу воспринимает предмет целостно, но односторонне, не охватывает всех его признаков. Он выделяет чаще всего цвет предмета; «огурец зеленый», «помидор красный».
Начиная работать с первоклассниками, я учу их видеть предметы, выделяя в них различные признаки. Далее, наблюдая отдельные предметы, учащиеся переходят к сравнению. Определяют в чем сходство и различие, группируют предметы по общим признакам. Постепенно учащиеся видят не только цвет, но и форму, величину, материал, понимают назначение предмета, т.е. видят предмет разносторонне, в многообразии его особенностей и отличительных признаков. Такая работа по развитию наблюдательности и мышления ведется на всех уроках: на уроках математики и чтения, русского языка и рисования, на экскурсиях и уроках окружающего мира. Меняются только объекты наблюдений. На уроках математики учащиеся наблюдают и сопоставляют числа, геометрические фигуры, математические факты и явления; на уроках грамматики ведут наблюдения над языковым материалом; на уроках рисования дети учатся видеть отдельные части предмета, соотношение этих частей по длине, ширине, высоте, учатся различать цвет и его оттенки.
Такая методика работает на развитие мышления и его важнейшей особенности – наблюдательности. Анализирующее наблюдение, способность к выделению разных сторон и свойств предмета, становится постепенно одной из особенностей мыслительной деятельности моих учеников. Если ученик одновременно видит и называет много признаков и особенностей в слове (может без вопроса учителя указать что обозначает, из чего состоит, назвать слоги, ударение, сказать, в чем расходится написание и произношение слова, к какой части речи относится и др.), он сможет назвать и многообразные свойства математического явления – числа, геометрической фигуры, а также он может назвать многообразные стороны любого предмета, с которым он имеет дело на других уроках, т.е. он может применить свои знания в новой ситуации. Это есть формирование познавательной компетенции.
Следовательно, общим условием формирования компетентности является создание в образовательном процессе пространств самостоятельного, продуктивного, ответственного действия ребенка. Это означает, что направленность образовательного процесса на формирование самостоятельности ребенка должна выступить как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Учебная самостоятельность является той ключевой компетентностью к развитию которой стремится современная начальная школа.
Разнообразие форм совместности в учебном процессе . способствует развитию учебного сообщества, внутри которого происходит становление учебной самостоятельности каждого ребенка.
Характер учебного материала в системе РО помогает мне использовать различные формы совместности в учебной деятельности:
учитель – класс (содружество детей)
работа в группах
работа в парах
Основания для объединения детей в учебные сообщества, цели и формы их работы могут быть весьма разнообразными: от обще классной дискуссии или коллективного диалога до игровых проектов
При коллективном диалоге, по словам Г.А. Цукерман «ученик действует не рядом с другими учениками, а вместе с ними». Учение идет от учеников, а я (учитель) – направляю коллективный поиск, пробуждаю самостоятельную мысль учеников, подхватываю нужную мысль и веду их к выводам и обобщениям. Вступая в активный диалог с участниками образовательного процесса, учащиеся самостоятельной выходят за пределы собственных знаний для поиска общих способов действий в новых ситуациях,
Наращиваются познавательные универсальные действия:
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
что является главной ценностью и целью образования – формирование умения учиться.
На моих уроках отвечают и слабые, и сильные, учащиеся не боятся допустить ошибку в ответе, т.к. знают, что им всегда придут на помощь одноклассники и все они примут правильное решение.
Воспитывая толерантность, терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей, учу своих учащихся применять следующие правила в диалоге:
правило 1 – отвечать на поставленный вопрос
правило 2 – каждый имеет право на свою версию
правило 3 – каждый имеет право поддержать версию другого
правило 4 – каждый имеет право критиковать версию другого
Взаимодействие в учебной дискуссии строю, не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но и на содержательно направленной самореализации участников, общение строю по схеме: учитель-ученик, «ученик - учитель», ученик – другие ученики – учитель. Моя роль при дискуссионном обучении «подобна роли дирижера, задающего тему импровизаций и следящего за тем, чтобы струнный оркестр не развалился» (Г.А. Цукерман).
Основное средство, имеющееся в моих руках при дискуссионном обучение - это вопросы.
Для эффективности проведения направленной беседы (диалога) заранее готовлю конкретные вопросы для обсуждения темы:
по мере возможности стараюсь не задавать вопросы, на которые можно ответить «да», «нет»;
избегаю вопросов, которые не способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся;
исключаю вопросы, на которые, по мнению ученика, можно дать только один правильный ответ, например: Какова главная мысль рассказа? Лучше спросить: Какие мысли и чувства у вас вызвал этот рассказ?
пользуюсь эстафетными вопросами. Например: Это интересная мысль, Коля! А что об этом думает Саша?
применяю открытые вопросы: «А кто думает иначе?», «А что думают об этом другие?»
задаю вопросы отдельным ученикам, тем, кто не проявляет инициативы при ответах : «Саша, а что ты думаешь по этому поводу? Расскажи нам об этом».
избегаю соблазна самой давать ответ на свой вопрос, если дети затрудняются, продолжаю задавать вопросы, перефразируя их, чтобы помочь ученикам самим отыскать ответ.

Между своим вопросом и ответом учащихся выдерживаю «паузу ожидания». Как показывает практика, эта «мелочь» является одной из важнейших задач при проведении дискуссии, так как:
увеличивается продолжительность ответов учащихся
увеличивается число высказываний учащихся
повышается уверенность детей
усиливается творческая направленность мышления детей, взаимодействие между учениками
возрастает включенность детей с низким темпом учения.
Постепенно диалог приобретает форму развернутого общения между субъектами коллективной учебной деятельности. Таким образом, дети становятся «говорящими», приобретают коммуникативные навыки. Коммуникативная культура одна из компетенций младших школьников. Кроме того, диалог стимулирует инициативность учащихся, развивает рефлексивное мышление, способствует формированию познавательной компетенции. Используя на уроках право свободного выбора, учу своих учеников думать и говорить, и всегда слышу: «Я думаю», «Я хочу сказать», «Я не согласен», «Я могу сказать по-другому», «Хочу добавить» Каждый имеет свое мнение, а, значит ученик не просто присутствует на уроке, а является его активным участником, вовлекается в активную познавательную Де при разрешении проблемы, думая вместе, оспаривая друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемого вопроса.
Стараюсь моделировать на уроке такие ситуации, когда ученикам приходится прибегать к помощи разнообразной научно-популярной литературы. В учебном кабинете оборудован «справочный стол», где имеются разнообразные справочники, словари, энциклопедии и т.д. Многие учащиеся пользуются компьютером, самостоятельно или с помощью родителей. Это стимулирует развитие познавательного интереса у всех учащихся, в том числе с низким уровнем развития.