«Как применение групповой формы работы способствует повышению интереса к урокам физической культуры учащихся 5 класса»
«Как применение групповойформы работы способствует повышению
интереса к урокам физической культуры учащихся 5 класса»
"Как сделать, чтоб ученье в пользу шло?
Гармония нужна - здесь нет сомнений!
От умственной нагрузки - под крыло
Физических активных упражнений"
П.Ф.ЛесгафтПри приезде в новую школу я много думала о том, как провести свои уроки, чтобы детям было интересно. Изучая новые подходы в преподавании и обучении, я поняла смысл слов Пажареса (1992) «что при выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большое влияние, чем его знания, поскольку в процессе обучения влияют на все, что он делает в классе. Устойчивая уверенность учителя в том, как должен осуществляться процесс преподавания учебного предмета оказывает более значимое влияние на его действия в классе, нежели какая-либо применяемая учителем методика преподавания или учебник». Это означает, что поставив себя на одну ступень с учениками, распределяя функции каждому, я пришла к выводу, что ученики и учителя находятся на равных правах, но учитель направляет, а ученик добывает знания и умения путем саморегуляции, при этом ученики получают не готовые знания и умения, а самостоятельно добывают их и учатся умению применять эти знания и умения на практике, развивают свои физические способности, обеспечив использование и применение приобретенных умений вне класса. Я стараюсь на уроках заинтересовать темой, чтобы у ребят была мотивация к учению. Главное для меня, создать комфортную среду, и мне кажется, у меня это получается. На уроке ученики могут и объяснить и показать технику владения тем или иным двигательным действием однокласснику или сравнить свои умения с умениями других. Попробовав применить на своих уроках групповую работу именно при обучении, я увидела результат взаимообучения в положительную сторону. На уроках, чтобы был вызов, я не сообщала учащимся готовых знаний и способов приобретения навыков, а давала возможность самим учащимся приобретать их только через просмотр видеоуроков, после которых учащиеся должны были рассказать и показать, как правильно выполняются двигательные умения и навыки, владение техническими приемами. Все это происходило при диалоговом обучении, с помощью которого происходило общение между учителем и учащимися, когда учащиеся выражали свои мысли, тем самым диалог между учителем и учащимися осуществляется в доброжелательной обстановке.
Обучение обучению - это обучение быть саморегулируемым, организованным, чтобы ученик мог и дальше обучаться самостоятельно. Так, на уроках физичекой культуры показывая ученикам один из методов обучения передач мяча различными способами, направляю учащихся на то, чтобы они нашли другие способы приобрести эти умения, используя различные источники, например просмотр спортивных передач, видеороликов, изучения дополнительной литературы (в нашей библиотеке имеется литература по различным видам спорта). Еще я для себя отметила и то, что я и раньше применяла групповую работу на уроках, но лишь там, где проводились уроки-соревнования между командами. А на этот раз, применив групповую работу и для обучения обучению, я заметила, что моим ученикам нравится работать в группе или в паре, потому что в процессе ведения диалога овладевают и закрепляют полученные умения и знания. Когда то я работала по технологии «Коллективный способ обучения», где было что-то похожее, где «каждый обучает каждого», так и здесь не стала бояться применять прием обучения «каждый каждого», так как это эффективное обучение.
Когда я училась в школе, в начальных классах, я любила играть в учителя русского языка, что-то объяснять, доказывать, показывать и мне было легко запоминать и понимать материал школьной программы таким способом и теперь я просто убеждена, что человек запоминает и понимает больше, когда объясняет материал кому- либо, особенно равным по статусу обучения сверстникам. Еще Александер (2004) утверждал, что «беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, – взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед». В диалоге ученики (а также их учителя) являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие то, что Мерсер (2000) описал как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования. Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. [1].
Изучая различные стратегии критического мышления я встретила стратегию «Ассоциации», побуждающую к диалогу. Применив эту стратегию на своем уроке, я увидела, что, создавая всеобщее обсуждение, путем постановки правильных вопросов учащиеся пришли самостоятельно к правильным ответам. После окончания диалога мы вместе делаем вывод: правильно или неправильно. Создается ситуация успеха. Мне понравился также прием “Лови ошибку”, когда ученики, работая в группах, находят неправильные варианты ответов и объясняют все вместе. Используя этот прием, я могла увидеть коммуникативные умения учащихся, умение работать в команде и реализацию целей урока, когда новый материал разобран и закреплен всеми учащимися. Применяя этот прием, я раскрыла для себя учеников, которые чаще отмалчиваются на уроке и при групповой работе тоже прилагали минимум усилий. Не без внимания остались и те дети, которые освобождены от физической нагрузки. На уроках они привлекались к разным видам работ: составлению кластера, постера и их презентация, проводили подвижную игру, помогали учителя в проведении эстафет в судействе. осле проведения своего первого урока, анализируя его, я убедилась, что не все ученики активно работают. И на следующих уроках при проведении групповой работы ставила перед учениками цель, что выполнять задания перед всем классом может любой ученик и этот ученик может быть выбран мной, поэтому отсидеться молча кто-то не сможет. Оказалось, что эти ученики просто медлительные или стеснительные и у них не всегда все получается правильно. И при такой групповой работе самое главное для меня было вовлечь учащихся на критическое самооценивание среди учащихся, и взаимооценивание , и оценивание мной работы учащихся. Ведь все заметить и своевременно оценить одна из трудных задач учителя. В этом помогает критериальное оценивание. На своем первом уроке, дав детям оценочный лист с критериями оценивания, к своему удивлению я отметила, что все дети поставили себе высшие оценки, даже те, которые не совсем хорошо работали. Еще меня удивило то, что взаимоценивание тоже было сильно завышено и оценки не соответствовали реальным оценкам. Мои ученики учатся в 5 классе и может быть поэтому они еще не вполне понимают правильность их выставления. До смешного было и то, что некоторые поставили себе оценку 10, хотя оценивание шло по 5 бальной системе, отсюда можно сделать вывод, что их мышление не отличается высоким уровнем обобщения и критической направленности.
Составляя краткосрочный план уроков я старалась выбрать стратегии обучения, соответствующие возрасту моих учеников (5 класс). Конечно, я считаю, это самый сложный вопрос, над которым нужно постоянно думать при составлении краткосрочного плана. 5-й класс постоянно соперничают друг с другом, ревностно относятся к успехам других, любят поспорить, некоторые из них имеют нетерпеливый характер, им хочется всегда находиться в центре внимания учителя, другие наоборот, скромные, стеснительные, их трудно привлечь к организаторским способностям. Поэтому, готовясь к уроку и подбирая дифференцированно задания для учащихся, учитываю способности детей. Развитие способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того, чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху, его нужно понимать. Среди моих ребят есть талантливые и способные, трудолюбивые и те дети, которые хотели бы просто остаться не замечанными на уроке, они конечно выполняют задания, но как то не осознанно, только потому, что так надо. Моя главная педагогическая задача - воспринимать их такими, какие они есть, учить, развивать, находить методы воздействия на каждого ребенка, заинтересовать заниматься физической культурой, чтобы участвовали не только как участники учебного процесса, но и как организаторы этого процесса.
Без применения ИКТ уже невозможно представить себе современного человека, современное образовательное учреждение. Применение ИКТ на уроке делает урок более динамичным, насыщенным, ярким, что заставляет каждого ученика активно работать, способствует развитию познавательного интереса, мотивирует к участию в работе всех групп учащихся, способствует обучению различным умениям и навыкам. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. На уроках физической культуры в данной школе мне не удаются применить просмотр презентаций, видеоуроков, видеороликов, хотя в моей картотеки учителя данный материал имеется.
Литература[1]. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень.[2]. Волков Е. Критическое мышление: принципы и признаки. Введение. 2004, http://evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html[3].Бизяева А.А.Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия.Псков,2004.-216с.[4].Шумова И. В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования . — Челябинск, 2011.
Мак Лариса Вильгельмовнаучитель физической культуры высшей категории,
КГУ «Средняя школа № 2 г.Атбасар,
Акмолинской области, Казахстан