Психологическая готовность родителей к школьному обучению своего ребёнка
Психологическая готовность родителей
к школьному обучению своего ребёнка
Он взрослых изводил вопросом «Почему?».
Его прозвали маленький философ.
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «Почему?»
С.Я. Маршак
Начало школьного обучения сопровождается переломным моментом в жизни ребенка, так называемым «кризисом 7 лет» (название кризиса условно, его проявления могут возникать в период от 6 до 8 лет). Сущность его состоит во внутренних противоречиях между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфически дошкольными способами их удовлетворения. Это период рождения социального «Я» ребенка, который связан с изменением социальной ситуации. То, что было значимо для ребенка-дошкольника, становится второстепенным, а именно:
ведущая деятельность дошкольника – игра – меняется на ведущую деятельность младшего школьника – учение;
появляется осознание ребенком своей новой социальной позиции – позиции школьника;
формируется осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, в связи с чем возникает новое отношение к себе в виде самооценки и самолюбия;
ребенок начинает принимать систему требований, связанную со школьной жизнью, ограничения и установки, регламентирующие его поведение;
утрачивается детская непосредственность.
Такие внутренние перемены ребенка знаменуют новый этап жизни ребенка, что часто отражается на его внешнем поведении. Поэтому очень важно, чтобы родители были психологически готовы к предстоящему обучению своих детей и понимали, что за внешними проявлениями ребенка кроются внутренние переживания, связанные с наступлением вышеназванного кризиса.
Внешние признаки проявления кризиса 7 лет:
Искусственная натянутость поведения, кривляние, манерность, склонность к капризам.
Возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повторить»).
Эмоциональные реакции на критические ситуации, возникающие в школе и дома.
Непослушание в обычных делах и обязанностях.
Оспаривание ребенком необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения.
Демонстративная «взрослость».
Обостренное внимание к своему внешнему виду, чтобы не выглядеть «как маленький».
Психологическая готовность родителей понять и помочь своему ребенку на этапе предстоящего школьного обучения должна отражаться
- с одной стороны: во внутреннем принятии своего повзрослевшего ребенка с его новыми потребностями и ожиданиями, занявшего новое место в системе общественных отношений;
- с другой стороны: во внутреннем понимании, что переход на данную ступенькувзросления связан со сложным, переломным моментом в развитии ребенка, а поэтому сопровождается неустойчивостью его эмоционально-волевой организации, в связи с чем необходимо адекватно и терпимо реагировать на внешние, порой негативные, его проявления.
Уважаемые родители!
Ваш ребенок может переживать внутренние трудности, связанные с переломным моментом в его жизни, в среднем от 2 месяцев до 1,5 лет. В Ваших силах поддержать его в благополучном переходе к школьной жизни и смягчить кризисные противоречия до минимума. Представленные рекомендации помогут Вам лучше понять своего 6 - 7-летнего ребенка и помочь ему безболезненно освоить совокупность требований учебной ситуации.
Необходимо разъяснять ребенку (и не жалеть на это время) причины основных требований (почему надо делать что-то именно так, а не иначе).
Очень важно тактично и ненавязчиво напоминать ребенку о необходимости выполнить поручение, данное воспитателем или родителем.
Необходимо постоянно выражать уверенность в способности ребенка справиться с конкретными заданиями, поручениями, требованиями.
Родительская поддержка должна осуществляться в любых, даже мелких деталях подготовки и организации учебной деятельности в домашних условиях, особенно, если ребенок в этом нуждается (сбор портфеля, выполнение домашнего задания).
В аналогичных ситуациях необходимо прививать ребенку и самостоятельность, предоставлять возможность и создавать условия для осуществления новых форм самостоятельной деятельности.
Родителям нельзя демонстрировать собственные страхи и опасения по отношению к школьной жизни и учителям, что аналогичным образом отражается на личности ребенка.
Нельзя открыто осуждать и негодовать по поводу несовершенства учителя, его методов работы, школьной программы (как правило, это лишь субъективная оценка родителей) во избежание внушения такой же позиции своему ребенку, что может осложнить школьное или личное общение учителя с ним.
Нельзя ожидать от ребенка только очень высоких достижений и проявлять недовольство тем, что он с чем-то не справляется, что-то не умеет.
Не позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка затрагивала его личность («Ты не умеешь писать, ты бестолковый и т.д.»), что понижает его мотивацию учения и уверенность в себе. Очень важна также эмоциональная окраска высказывания.
Нельзя «оставлять» ребенка в трудной ситуации наедине с самим собой, рассчитывая, что он самостоятельно с ней справится, однако нельзя поддаваться и другой крайности – перехватывание инициативы, навязчивость и давление со стороны родителей в любой (даже незначительной) ситуации.
Недопустимо сравнивать ребенка, его действия и поступки с проявлениями других детей, что травмирует его и одновременно формирует негативизм и зависть. Если допускать сравнения, то только со своими собственными на предыдущем этапе.
Данные рекомендации, учитывающие психологические особенности детей рассматриваемого возрастного этапа, позволят Вам, уважаемые родители, достигнуть максимального понимания своего ребенка на одном из важных этапов его развития, установить конструктивные и доверительные взаимоотношения с ним, что поможет ему с меньшими потерями преодолеть трудности адаптации и благополучно войти в мир новой общественно значимой учебной деятельности и соответствующих общественных отношений.
Удачи ВАМ!
Психологическая служба МБДОУ № 12 «Ладушка» г.Тихорецка
15