Обобщение опыта работы предметно-цикловой комиссии дисциплин эстетического цикла (пед.колледж)


Обобщение опыта работы предметно-цикловой комиссии
дисциплин эстетического цикла на тему:
«К вопросу о реализации национально-регионального компонента в рамках дисциплин музыкально-эстетического цикла «Удмуртского республиканского социально-педагогического колледжа»
«Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры».
из Концепции духовно-нравственного воспитания
«Талант создавать нельзя, но можно создать культуру, т.е. почву, на которой растут и процветают таланты».
Генрих Нейгауз, педагог и музыкант
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. При этом содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в системе мировой и национальных культур.
В Образовательном стандарте присутствуют обязательная и вариативная части. Соотношение распределения времени между ними следующее:
- обязательная часть - 70% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ;
- вариативная часть, включающая в себя в том числе и национально-региональный компонент – не менее 30%.
Обязательная часть стандарта  обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения.
Вариативная часть  предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Она отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной культуры.
Данная модель может иметь 4 различных способа реализации национально-регионального компонента содержания образования:
1).      поли предметный - предполагает органическое включение регионального содержания в базовое и его использование для расширения и углубления общенаучных знаний, умений и навыков.
2).      моно предметный - это углубленное изучение регионального содержания с помощью специальных учебных курсов.
При реализации Государственного образовательного стандарта в нашем колледже, например, изучался факультативный курс «История и культура народов Удмуртской Республики».
3).      моно предметный интегративный -  это разработка комплексных курсов, в которых различные аспекты регионального содержания находятся во взаимосвязи.
4).        вариант образовательного учреждения - это элективные учебные курсы по отдельным образовательным областям, например, «Искусство родного края», «Удмуртский язык», «Татарский язык и литература» и др.
В условиях реализации ФГОС наблюдается отсутствие общих подходов к формированию национально-регионального компонента на уровне республики, что приводит к содержательным проблемам его реализации за счет сопряжения обязательной части стандарта с вариативной.
В нашем учебном заведении в рамках дисциплин музыкально – эстетического цикла реализация национально-регионального компонента ведётся по нескольким направлениям:
через моно предметный интегративный вариант -  это разработка междисциплинарных курсов и профессиональных модулей, в которых различные аспекты регионального содержания находятся во взаимосвязи;
через дополнительное образование – музейная деятельность и деятельность «Клуба истории, языка и творчества татарского народа»;
через проведение предметных тематических недель;
через внеурочную деятельность.
При реализации национально – регионального компонента в рамках дисциплин музыкально – эстетического цикла педагоги колледжа стремятся к достижению следующих целей:
ознакомление и овладение знаниями о культурной жизни региона, о его духовных ценностях в области музыки и культуры УР;
изучение отдельных произведений удмуртских композиторов с привлечением сведений по культуре и искусству;
формирование представлений о многообразии этнических культур, воспитание толерантного отношения к национально-культурным различиям, что создает условия для самореализации личности в полиэтнической среде;
организация встреч с композиторами, известными музыкантами и исполнителями, руководителями музыкальных коллективов УР.
Например, в течение последних лет силами преподавателей ПЦК организованы и проведены творческие встречи с Председателем Союза Композиторов УР - Александром Корепановым, композитором УР - Евгенией Копысовой, художественным руководителем Государственного академического ансамбля песни и танца УР «Италмас» Анатолием Мамонтовым, музыкальными исполнителями: Ильёй Петуховым (скрипка), Эльвирой Калабановой (фортепиано), Светланой Руденко (виолончель), Алексеем Коробовым (фортепиано), Геннадием Рузмановым (домра), Марией Павловой (фортепиано) и Народным артистом УР Иваном Русских.организация посещений студентами колледжа театральных и концертных программ города и республики, содействие в организации экскурсий в музеи и на различные творческие выставки, а также организация персональных и тематических выставок студентов УРСПК.
В результате  в ходе реализации национально-регионального компонента преподавателями дисциплин музыкально – эстетического цикла выявлены основные затруднения:
отсутствие достаточного количества часов из вариативной части базисного учебного плана для изучения   специальных учебных курсов по истории и культуре народов УР;
недостаточное осознание значимости национально-регионального компонента и необходимости его реализации со стороны отдельных педагогов.
Таким образом, реализация национально-регионального компонента в колледже обуславливает  особые требования к деятельности преподавателей дисциплин музыкально – эстетического цикла. Педагоги должны выступать не только как носители и передатчики национальной культуры со всеми ее особенностями, но и как широко мыслящие, образованные наставники, способные определить место этнической культуры в общемировой поликультурной системе, как посредники между различными культурами.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что национально-региональный компонент  в содержании образования призван способствовать формированию личности выпускника педагогического колледжа как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций.
БПОУ УР «Удмуртский республиканский
социально-педагогический колледж»,
Председатель предметно-цикловой комиссии
дисциплин эстетического цикла,
преподаватель музыки Михалева Н.Р.