ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ УПО (НА ПРИМЕРЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ)

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ УПО (НА ПРИМЕРЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ)

З.А. Шумкова
ГБПОУ «Курганский техникум сервиса и технологий»
Мастер производственного обучения
Два мира есть у человека,
Один – который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил
Н. Заболоцкий

Основой успешности личности в современных условиях будет конкурентоспособность на рынке труда. А в основе конкурентоспособности лежит профессиональная компетенция. Компетенция - это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования и выполнять определенную деятельность. Поэтому необходимо внедрять новые подходы к оцениванию качества образования.
Одним из критериев качества профессионального образования является подготовленность обучающихся к современным рыночным отношениям, в которых производству и обществу требуются не просто «исполнители», а творческие, компетентные, ответственные, самостоятельно действующие специалисты.
Одной из важнейших задач профессионального обучения является создание педагогических условий для развития способностей творческой личности обучающихся, которые необходимы им для будущей профессиональной творческой деятельности в постоянно изменяющихся условиях рынка. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся, формировать и развивать профессиональную компетенцию обучающихся.
Компетенция должна отвечать:
- индивидуальным требованиям, то есть быть личностным качеством;
- отвечать общественным требованиям, то есть позволять получать общественно значимые результаты;
- способствовать осуществлению практической деятельности, то есть позволять оперативно решать возникающие проблемы и задачи.
Развитие творческих способностей обучающихся связано с применением различных организационных форм, методов и средств учебной деятельности. Для обучающихся создаются педагогические условия, обеспечивающие творческую образовательную среду в УПО и направленные на развитие способностей эффективных творческих решений профессиональных проблем.
Конкурентоспособность на современном рынке труда, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, или компетентности, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Она должна быть нацелена на формирование у выпускника готовности эффективно сорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.
Для того, чтобы обучающиеся смогли самоопределиться в системе творческих ценностей, преподавателями на занятиях декоративно-прикладного творчества и вне их должны быть созданы соответствующие условия:
Творческая мотивация обучающихся:
интерес к прикладным видам творчества;
необычное задание, требующее индивидуального творчества;
радость погружения в творческие увлечения;
незнание, которое при определенных условиях превращается в творческие умения и навыки.
Предоставление права творческого выбора выполнения обучающимися творческих заданий.
Создание атмосферы доброжелательности.
Выявление и развитие творческих способностей обучающихся.
Стимулирование появления творческих микрогрупп для решения творческих задач.
Для обучающихся важно чтобы работа была творческой, интересной, могла приносить радость и какой бы простой она ни казалась, необходимы определенные знания, практические навыки и умения. Чем раньше в своей жизни мы сталкиваемся с каким-либо занятием, тем более простым и привычным оно кажется потом. Но интересным и необходимым для нас оно становится только тогда, когда в этом занятии есть возможность выразить и проявить себя, когда в нем есть место творчеству. Творчество – надежный резерв жизненной активности, увлеченности. Учить творчеству может тот, кто увлечен творчеством сам.
Педагогическая и организаторская деятельность педагога включает:
- умение ставить перед собой и обучающимися цели, которые дадут ожидаемой результат творческой деятельности;
- умение планировать творческую деятельность с теми, кто ее будет осуществлять;
- умение разделить творческие цели на более мелкие задачи и обратить их в дифференцированные творческие задания для групповой и индивидуальной работы;
- способность создать положительную установку на предстоящую творческую деятельность;
- способность использовать различные методы стимулирования работы (состязательность, поощрение, создание ситуации успеха, четкое определение требований к выполнению задания).
Уроки декоративно-прикладного творчества складываются из творчества педагога и обучающихся. Самый опытный педагог оказывается беспомощным, если только он творит на уроке. Лишь совместная творческая работа очень сближает преподавателя и обучающихся, делает обучение эффективным. Уроки декоративно-прикладного творчества носят практический характер. Работы, которые выполняют обучающиеся на этих занятиях, формируют уверенность в своих знаниях, умениях и навыках творческой самостоятельной деятельности. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию обучающихся к обучению. ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Для подготовки конкурентоспособных рабочих кадров в техникуме организована работа факультативов, кружков по интересам: «Технология художественной вышивки», «Прикладное творчество», в которых можно творить, утверждаясь в своем мастерстве и его неповторимости. В каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, преодолеть психологический барьер боязни нового, увлечь, развить способности легче всего в интересном, творческом занятии.
Поскольку вышивка является областью искусства, то обучающиеся знакомятся на занятиях с основами общей композиции, особенностями структуры узора, формы и цвета, изобразительных мотивов в орнаментах, видами узоров, способами составления рисунков.
Компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы своего применения. Педагогические технологии не являются исключением.
Так на этапе подготовки к уроку компьютер предоставляет возможности:
- создавать компьютерные модели конспекта уроков, темы, курсы в целом;
- максимально целесообразно располагать материал;
- обеспечивать основной материал дополнительной информацией;
- подбирать и систематизировать материал с учетом особенностей группы и отдельных обучающихся.
На этапе проведения уроков компьютер позволяет:
- экономить время;
- красочно оформлять материал;
- повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания;
- оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы;
- индивидуализировать обучение;
- концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока;
- в любой момент возвращаться к уже знакомому материалу;
- самостоятельно использовать учебный материал обучающимися.
На этапе методической проработки процесса обучения появляются дополнительные возможности:
- развивать, модернизировать, корректировать электронные материалы;
- систематически накапливать материал;
- повышать мотивацию преподавания и обучения.
Кроме того, компьютерная техника применяется и как средство контроля усвоения знаний обучающихся, значительно расширяет доступ к источникам информации, дает возможность получения обратной связи.
В практике преподавания предмета применяются различные формы информационного сопровождения:
- презентации практически по всем темам;
- тесты;
- технологические карточки;
- ребусы, загадки и т.д.
Использование ИКТ на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.
С помощью мультимедийного проекта демонстрировать слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет, значительно сэкономить время на уроке, увеличить яркость восприятия материала, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Мир не стоит на месте, его прогрессивное развитие происходит на основе усвоения и приращивания опыта поколений, но обучающиеся способны усвоить не только наш опыт, они привносят в него свое, неповторимое, новое, своеобразное: новые идеи, новое предназначение, новые сочетания и созидающие противоречия. Творчество обучающихся – это своеобразный и более чем реальный потенциал общества завтрашнего дня.
Творческое самоопределение личности в условиях рынка – процесс удивительно сложный и интересный, период обучения в техникуме – лишь ступень в его развитии, и очень важно, чтобы в дальнейшем этот процесс не прекращался, а усовершенствовался и обобщался.



Заголовок 215