Методические рекомендации по подготовке к выполнению заданий раздела Письмо ЕГЭ по английскому языку
Цыкалюк Ю.А., учитель английского языка МАОУ «СОШ № 6
с углубленным изучением иностранных языков» г.Северодвинск
Методические рекомендации по подготовке к выполнению заданий раздела «Письмо» ЕГЭ по английскому языку
Экзаменационный материал раздела «Письмо» в едином государственном экзамене по английскому языку включает два задания разного уровня сложности: написание личного письма (39)и написание тематического высказывания с элементами рассуждения (40).
Задание 39 «Личное письмо»
Личное письмо оценивается по трем критериям: содержание (2 балла), организация текста (2 балла), языковое оформление (2 балла).
Задание Тип задания Проверяемые умения Требуемый объем Время выполнения
39
Базовый
6 баллов
Письмо личного характера - Дать развернутое сообщение
- Запросить информацию
- Использовать неофициальный стиль
- Соблюдать формат неофициального письма 100-140 слов
+/- 10%
(90-150 слов) 20 мин.
Правила оформления личного письма:
Адрес пишущего в правом верхнем углу, дата под адресом.
например: Moscow
Russia
24 May 2009
2. Обращение: Dear Tim
3. Вступление:
а) благодарность за полученное письмо
например: Thanks for your letter. It was great to hear from you.
б) извинения, что не писал раньше
например: I’m sorry I haven’t written for ages/for so long.
в) ответная реакция на информацию или причина для написания письма
например: It was great to hear that you are going on holiday to London. Your plans sound fantastic. или I’m writing to you from Paris. I arrived four days ago with some friends.
4. Основная часть
5. Заключение:
а) причина для завершения письма
например: Well, that’s all my news for now. Well, I’d better go now as ….;
б) упоминание о дальнейших контактах
например: Hope to hear from you soon. I’m looking forward to your next letter. Write back soon.
6. Завершающая фраза. Love, Best wishes, All the best, Yours…
7. Подпись автора.
В письме личного характера используется неофициальный стиль письма, а именно:
Сокращенные формы: I’ve got, don’t, there’s, Hope everything’s OK.
Простые короткие связки: but, so, then, also, and ….
Простая лексика, разговорные выражения, фразовые глаголы
Активный залог
Прямые вопросы
Допускаются восклицательные знаки
Неофициальное начало и окончание: Hi, how are you?, I’d better run, I’ll see you on Sunday
Для успешного выполнения данного задания учащимся предлагается следовать следующей стратегии:
внимательно прочитать инструкции и текст-стимул;
выделить главные вопросы, которые следует раскрыть в ответном письме;
написать адрес и дату в правом верхнем углу;
во вступлении выразить благодарность и, возможно, извинение, что не сразу написал ответ;
в основной части ответить на вопросы, задать вопросы другу по переписке;
в заключительной части упомянуть о дальнейших контактах;
проверить как содержание, так и правильность организации текста.
После выполнения каждого тренировочного задания учитель оценивает письма учащихся по трем критериям и анализирует их. В результате такого анализа были выделены типичные ошибки учащихся при выполнении задания 39:
невнимательное прочтение письма, данного в задании;
нет решения коммуникативной задачи;
отсутствие благодарности;
слабая аргументация своего мнения;
нарушение логики;
неправильное написание адреса или даты;
неправильное деление на абзацы;
небрежный почерк.
Задание 40 «Сочинение – мнение»
Задание Тип задания Проверяемые умения Объем Время выполнения
40
Высокий
14 баллов
Письменное высказывание
с элементами рассуждения - Правильно определить тип высказывания с элементами рассуждения: «ваше мнение» или «за и против»
- Высказать свое мнение
- Привести аргументы, доказательства, примеры
- Сделать выводы
- Основываясь на предложенном плане, последовательно и логически правильно строить высказывание с целью решения поставленной коммуникативной задачи
- Использовать соответствующие средства логической связи
- Правильно оформить стилистически в соответствии с поставленной задачей 200 - 250 слов
+/- 10%
(180-275 слов) 60 мин.
Письменное высказывание с элементами рассуждения оценивается по пяти критериям: содержание (3 балла), организация текста (3 балла), лексика (3 балла), грамматика (3 балла), орфография и пунктуация (2 балла).
План сочинения с элементами рассуждения
1 абзац Постановка проблемы To my mind, in my opinion/view, I think (consider, believe, suppose), It seems to me…
2 абзац Своя точка зрения и 2 или 3 аргумента, подтверждающие свое мнение I support this view for a variety of reasons. My opinion finds a wide support. Here are some arguments which support my point of view.
Аргументы соединяются словами-связками.– In the first place, First(ly), First of all, To begin with, Secondly, The last but not the least, Finally, Besides, Apart from this, In addition to this, Moreover, Furthermore, What is more…
3 абзац Противоположное мнение (других людей), его аргументация However, some people think differently. Some people don’t agree with me…. There is an opinion which is different from mine… Opponents of this view say… There are people who oppose…
People аrgue that …
Слова-связки: although, yet, however, nevertheless, but, in spite of /despite (the fact that), even if, still, on the other hand, whereas
4 абзац Возражение противоположному мнению, объяснение, почему не согласен I am absolutely sure that they are wrong, because…, From my point of view these arguments are …, Actually, such attitude is wrong/I can agree with this opinion…, However, I disagree with this opinion…, Nevertheless, I think/believe…, In my opinion, it is unfair …
Связки, выражающие причины, примеры, эффекты: because of, due to, for this reason for example/instance, such as, like, in particular, therefore, because, as, as a result, consequently, so
5 абзац Заключение To sum up, I strongly believe that…, All in all, In conclusion, I would like to stress/ underline, that in my opinion…, All things considered, it seems that …
Сочинение-мнение пишется в официальном стиле, который характеризуется использованием полных форм и сложных предложений, сложной пунктуации, инверсии, косвенных вопросов, страдательного залога, а также использованием устойчивых словосочетаний и средств логической связи официального стиля.
Для успешного выполнения задания 40 учащимся предлагается следовать следующей стратегии:
строить высказывание в соответствии с предложенным планом;
начинать введение следует с общего представления темы и предложения, отображающего ее проблемный характер;
логично делить текст на абзацы (первое предложение абзаца рекомендуется делать тематическим, то есть оно должно выражать основную мысль и далее развивать ее, подкреплять примерами и аргументами);
представить другие точки зрения и дать аргументацию, почему вы с ними не согласны;
введение и заключение должны быть приблизительно одинаковы по объему;
в основной части должно быть три абзаца, приблизительно одинаковых по размеру; общий объем основной части не должен быть меньше общего объема введения и заключения;
в заключении еще раз указать на проблемный характер темы; показать, что вы способны видеть другие точки зрения, но своя кажется вам более убедительной.
Проанализировав письменные высказывания учащихся, были выделены следующие типичные ошибки выпускников при выполнении задания 40:
нет постановки проблемы;
повтор мыслей, проблема рассматривается только с одной позиции;
простая лексика и грамматика, использование сокращений, простые связки или недостаточное их использование;
короткое заключение, в котором чаще всего не вывод, а повтор вступления;
нарушение логики;
отсутствие пунктуации.
В заключении необходимо отметить, что при подготовке учащихся к выполнению заданий раздела «Письмо» важно помнить, что при получении 0 баллов по критерию «содержание», а также, если объем сочинения не соответствует установленному параметру, все задание оценивается в 0 баллов. Поэтому при выполнении тренировочных упражнений учителю необходимо, прежде всего, развивать умение учащихся правильно отбирать материал для решения коммуникативной задачи и строить высказывание в соответствии с заданным объемом.
Литература
1. Вербицкая М.В., Манн М., Тейлор-Ноулз Тесты для подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Macmillan Exam Skills for Russia. Macmillan Publishers, 2015.
2. Корчажкина О.М. Английский язык 10-11 классы. Пишем сочинение-рассуждение на ЕГЭ: практика аргументации. Ростов н/Д: Легион, 2015
3. Музланова Е.С. Английский язык: Раздел «Письмо» на едином государственном экзамене. Москва: АСТ: Астрель, 2015
4. Музланова Е.С. Английский язык: 120 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ: «Письмо». М.: Владимир, 2010
5. Соловова Е.Н. John Parsons ЕГЭ. Английский язык. Практикум. Письмо. М., 2011
6. Фоменко Е.А. Английский язык. Подготовка к ЕГЭ-2016. 20 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2015