Роль проектной деятельности учащихся в формировании сознательной гражданской позиции на примере Отстоим правду истории
РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В ФОРМИРОВАНИИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА
«ОТСТОИМ ПРАВДУ ИСТОРИИ!»
(защита от фальсификаций памяти о Великой Отечественной войне)
Хон Ольга Владимировна,
преподаватель ФГБОУ ВПО Южно-Сахалинскогопедагогического колледжа
Сахалинского государственного университета,
г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область
Современная система образования направлена на формирование творческой, коммуникабельной личности с сознательной гражданской позицией [6; 7].
Федеральный институт развития образования в примерной программе по «Истории» (23 июня 2015 года) подчеркивает:
1. Одной из главных задач дисциплины должно быть духовно-нравственное становление молодежи.
2. Основой содержания является ориентирование студентов на осознание базовых национальных ценностей российского общества, формирование российской гражданской идентичности, воспитание гражданина, в том числе через темы о Великой Отечественной войне.
3. Среди личностных результатов освоения дисциплины указывается уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
4. Неотъемлемой частью образовательного процесса является выполнение проекта.
Создание проекта позволяет качественно оценить уровень Общих Компетенций учащихся, прежде всего:
«ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами» и «ОК 3. Принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность».
В мае 2015 года праздновалась одна из самых торжественных дат нашей истории: исполнилось семьдесят лет со дня Победы. В честь этого юбилея наш коллектив разработал и реализовал проект, чтобы привлечь внимание молодежи к проблемам искажения информации о событиях Войны 1941-1945 годов [1; 2; 3, с. 473-503; 4; 5].
1. Цель: формирование сознательной гражданской позиции, российской идентичности, патриотизма у сахалинской молодежи (как у выступающих, так и у аудитории).
2. Задачи:
способствовать пониманию современного значения памяти о Великой Отечественной Войне;
сформировать у молодежи критическое отношение к попыткам фальсификации сведений о Великой Отечественной Войне;
способствовать пониманию ключевой роли СССР в разгроме Германии и ее союзников;
развить чувство гордости за подвиги советского народа.
3. Методы: проведено мероприятие с использованием различных форм работы с аудиторией:
- выступления студентов («Ведущих») на основе научных сведений, включая архивные источники, фрагменты писем, мемуаров, где максимальное внимание уделялось методам фальсификаторов;
- видеофрагменты выступлений политических деятелей и интервью широких групп населения Европы и Америки, что показали катастрофическую ситуацию с сбережением памяти о причинах, событиях и итогах Второй мировой;
- театральная постановка (пьеса-миниатюра о планах фальсификаторов и роли памяти о Великой Отечественной Войне в современной России);
- мультимедийная презентация, которой были иллюстрированы доказательства о подвигах советского народа; данные о преступлениях фашизма; также были продемонстрированы диаграммы (к примеру, о действительной роли поставок по ленд-лизу в Победе, и так далее), документы времен Второй мировой войны и многое другое [2; 3, с. 473-500; 4; 5];
- клипы, сделанные студентами, в том числе в сочетании с декламацией стихотворений;
- художественное чтение поэзии о годах Великой Отечественной Войны.
4. Результаты:
- опрос и эссе выступавших ребят и аудитории показали, что каждая сторона научилась новому – речь идет не только об информации, но и о личном общении (умение тактично вести дискуссию), о командной работе (ответственность за свой сектор проекта, взаимная помощь, совместный поиск решения организационных вопросов и многое другое);
- опрос и эссе показали, что учащиеся осознают современную роль памяти о Великой Отечественной Войне, так как эта память, по их мнению: сплачивает россиян; поддерживает и вдохновляет в самых тяжелых ситуациях; остается лучшей основой для воспитания, показывая примеры мужества, стойкости, верности, гуманизма, упорства; помогает сохранять связи в СНГ и ближнем зарубежье; гарантирует поддержку нашего международного статуса. Студенты подчеркнули: исказив память о Великой Отечественной Войне, враги России сделают ее изгоем мировой политики, отнимут возможность развития как единого государства - лишат нашу страну будущего.
Таким образом, результаты нашего проекта для защиты памяти о Второй Мировой войне и Великой Отечественной Войне максимально соответствуют требованиям ФГОСа. Готовность студентов участвовать в проекте и их высокая ответственность на репетициях и выступлениях, а также внимание и интерес аудитории в самых различных городах Сахалинской области говорят о правильном формировании как общих компетенций, так и личностных результатов освоения дисциплины «История».
Командная работа студентов и преподавателей при создании подобных проектов направляется на то, чтобы помочь нашей молодежи – как организаторам, так и аудитории - обрести твердую, обоснованную гражданскую позицию, быть патриотами своей страны и гордиться своей Родиной.
Список использованных источников
Ильинская И.А. Проблемные ситуации и пути их создания в процессе обучения. М.: Наука, 2014. 312 с.
Кравчук М.И., Погребинский М. Б. Проверенная войной. М.: Политиздат, 2012. 173 с.
Орлов А.С. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. М.: Проспект, 2013. 592 с.
Сидоров П.В., Быстрова М. А. Информационная война: поле битвы – память // Россия сегодня. М.: Опал, 2015. № 17.
Юрьев В.А. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: ключевые проблемы истории в вопросах и ответах. // Военное право: сетевой журн. 2010. URL:dpgaidar. ru/key_problem_history.doc (дата обращения: 29.03.2015).
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 44.02.03 - Педагогика дополнительного образования (приказ Минобрнауки РФ от 13 августа 2014 г. № 998; зарегистрирован в Минюсте РФ от 25 августа 2014 г. № 33825). С. 4-5.
Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах (приказ Минобрнауки РФ от 27 октября 2014 г. № 1353; зарегистрирован в Минюсте РФ от 24 ноября 2014 г. № 34864). С. 4-6.