Методические рекомендации по иностранному языку на тему Аудирование. говорение, чтение, письмо


Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края ГБОУ СПО
«Минераловодский региональный многопрофильный колледж»
Рекомендации для учащихся
Преподаватель: Попова Татьяна Романовна
Минеральные Воды 2014 - 2015г

Овладение учащимися устной речью (подготовка диалогов, ролевых игр, речевых ситуаций, бесед по теме и т. д).
Одной из основных задач курса изучения иностранного языка является овладение учащимися устной речью на более совершенном уровне. В этом могут помочь предлагаемые материалы: диалоги и задания к ним.
Диалоги построены на ранее пройденном учащимися в основном курсе лексико-грамматическом материале и включают в себя новый языковой материал. Таким образом, они репрезентируют употребление знакомой учащимся лексики в новом контексте и дают возможность преподавателю организовать работу по развитию устно-речевых навыков и умений в новых ситуациях.
Примерная памятка правил общения для учащихся.
Один из шагов в организации деятельности общения - знакомство с правилами общения. Примерная памятка может выглядеть так:
1. Учись общаться! (на иностранном языке и на своем собственном)
2.Помни, мы учимся общаться на иностранном языке, а не просто говорить. 3.Общение и говорение – не одно и то же. 4. Говорить могут и роботы. Общаются - только люди 5.Следи не только за тем, что ты говоришь, но и как ты это делаешь. Ведь даже слово «да» произнесенное определенным образом, означает «нет». 6.Будь доброжелательным в общении. 7.Улыбка самый короткий путь к сердцу собеседника. 6.Будь инициативен. 7.Помни, робость и развязность в одинаковой мере тормозят общение, а иногда делают его и невозможным. 8.Не будь роботом. Кроме «да» и «нет» употребляй выражения:
Спасибо. Пожалуйста. Не будете ли вы так любезны! Взаимно. Не стоит благодарности и т. д.
9.Играй! Будь артистом! Умей перевоплощаться во время ролевых игр не только внешне, но и внутренне. 10.Умей забывать, что ты ученик!
11.Будь эмоционален. Эмоции способны заставить собеседника слушать тебя. 12.Не молчи. 13.Не бойся ошибок. 14.Бойся молчания! Молчание-это якорь, который никогда не даст тебе выйти в светлый мир человеческого общения. 15.Не бойся неудач! Неудача - это булыжник, которым вымощен путь к успеху!
Рекомендации для учащихся по проектной деятельности на уроках иностранного языка

При обучении учащихся иностранному языку возникает сегодня немало трудностей. Не имея возможность использовать полученные по иностранному языку знания вне класса, учащиеся теряют интерес к его изучению. Современные мультимедийные технологии пока для них также остаются недоступными из-за слабой материальной базы. Было бы неплохо иметь в каждом классе свой компьютер. Тем не менее, по моему мнению, применять новые обучающие технологии ( в частности, метод проектов ) в учебно-воспитательном процессе можно и нужно в любых условиях. Это способствует не только развитию коммуникативных особенностей личности ученика. Но и обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ученика. Кроме того, повышается профессиональная компетентность преподавателя. Я хочу рекомендовать учащимся, как с помощью проектной работы можно оптимизировать процесс обучения в колледже.
Технология работы над проектом отвечает общим принципам проектной методики. В проектах доминирует творческо-информационная направленность, так как они имеют целью сбор информации по какой –либо теме. Затем ознакомление с этой информацией (облекаемой в определенную форму- газета, видеофильм, коллаж, реферат и т.д.) аудитории- сначала русской, потом иностранной. На подготовительный период уходит 10 -15 дней. Затем проходит презентация проекта.
Например: Тема: « Подросток России»
Цель: наиболее полно раскрыть тему.
Работа над проектом проводится обычно четырьмя группами.
1 группа составляет фотоколлаж по теме. Учащиеся подбирают фотографии, картинки, рисуют рисунки
2 группа занималась темой « Как мы должны выглядеть?».
Учащиеся сами сделали рисунки, собрали вырезки из российских молодежных журналов и газет, рассказывающие о внешнем виде современных подростков, о модных вещах, прическах, которые предпочитает российская молодежь.
3 группа обсуждала проблему «Мое свободное время». Итогом работы стал доклад, составленный учащимися и обобщенный лидером этой группы, в котором была отображена жизнь подростков вне колледжа.
4 группа представила запись интервью, которое она провела среди сверстников на тему: «Есть ли в твоей жизни проблемы? Какие?»
После презентации проекта – ученики оформили коллаж, доклад интервью.
При организации работы над проектом учителю – консультанту целесообразно вести тетрадь контроля за работой, в которой отмечаются следующие моменты:
Группа

Тема проекта
Срок
Состав группы
Задача подготовительного этапа
Форма представления
Индивидуальные задания
Приме
чания, проблемы, ошибки,
выводы

Трудности при работе над проектами неизбежны. Не всегда ученики готовы обсуждать организационные вопросы на иностранном языке, нередко присутствуют речевые ошибки. Не хватает дополнительной литературы на языке, часто информацию приходится брать из русских источников. А затем ее переводить. Поэтому роль и участие преподавателя в работе велики: в некоторых случаях перед разработкой проблемы необходимо ввести и отработать лексико- грамматический материал, в других- преподаватель может только подсказать направление поиска. Снабдить источниками, отправить ученика(группу) к ранее изученному материалу, дать опоры, направление. Можно и нужно привлекать родителей учеников. От самого преподавателя требуется высокая профессиональная подготовка, знание психологических особенностей и творческих наклонностей учащихся . Но данная форма организации учебной деятельности приносит удовлетворение от полученных результатов, особенно на фоне нынешней доминирующей роли иностранного языка. Учащиеся видят, что знание иностранного языка открывает возможность для познания другой культуры, народа, страны.
Таким образом, у учащихся развивается интерес к овладению иностранным языком.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЭТАПАМ НАПИСАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Пред написанием контрольной работы внимательно изучите требования к контрольным заданиям и порядка оформления контрольной работы.
Подготовку контрольной работы следует начинать с повторения соответствующего раздела учебника, учебного пособия, конспектов лекций (если они были).
Получив представление о содержании контрольного задания, студент должен уделить внимание подбору рекомендованной руководящей и специальной литературы, анализу материала и практике его применения.
Только после этого студент может приступать к оформлению ответов на теоретические и практические задания, содержащиеся в контрольной работе.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОИСКУ ЛИТЕРАТУРЫ
От умения обрабатывать рекомендованную литературу зависит содержание самостоятельной работы и правильность её выполнения.
Перечень необходимой литературы находится в программе курса по соответствующей дисциплин, планах практических занятий по соответствующей дисциплине.
Основным источником литературы являются различные библиотеки:
а) центральные, публичные и научные библиотеки
б) библиотека колледжа;
в) библиотеки других учебных заведений;
г) библиотеки по месту жительства;
д) библиотеки крупных производственных предприятий или учреждений.
Библиотечные каталоги бывают:
а) систематический каталог, где каждая научная дисциплина, каждое направление и каждая тематическая область занимают строго определенное место;
б) предметный каталог, основанный на ключевых терминах;
в) алфавитный каталог.
Необходимую литературу можно также найти:
а) в отделах местных администраций: социального обеспечения, занятости, социальной помощи, образования, молодежи, юстиции и др.;
б) в информационно-аналитических службах и центрах.
При возникновении трудностей прежде всего необходимо использовать учебную литературу и специализированные журналы.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К УСТНОМУ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Заранее продумайте свое сообщение, составьте примерный план своего высказывания. Отработайте отельные слова и устойчивые фразы в материале по теме. Материалом для подготовки устного высказывания могут служить готовые темы, которые можно найти в учебных пособиях. Чем больше топиков на стандартные темы («Моя семья», «Работа», «Путешествия») вы выучите, тем больше вероятность, что при получении нестандартной темы вы наберете по несколько готовых фраз из каждой темы и продемонстрируете приличный ответ. К примеру, кроме учебных пособий с устными темами, вы можете найти информацию на сайте lengish.com/topics/ и умело ее редактируя ,вы составите свою тему, избежав кальки и выражений типа "London is a capital of Great Britain ...". Выучите список слов-связок типа «in fact», «to my mind», «for example», «at the same time», чтобы избегать пауз, когда будете собираться с мыслями. Накопите определенный запас коммуникационных единиц, которые впоследствии будете использовать в речи.
Когда вы зайдете в кабинет, где принимают экзамен, то забудьте про свой родной язык. Подойдя к преподавателю, скажите:"Good morning! May I take a ticket?" Ни в коем случае не говорите:"Hello!", и уж тем более "Hi!",- это считается дружеским стилем разговора. Далее, когда вы вытянули билет, говорите:"Number of my ticket is..." или просто "Ticket number..." Потом, когда запишут номер билета, спросите:"May I start prepar at ion?" Вам положительно ответят, после чего вы садитесь за парту и начинаете готовиться. А как? Например, вы не знаете выпавшей темы, что же делать? Это уже следующий пункт.
Если у вас возникает вопрос, то ни в коем случае не вскакивайте с места! Лучше поднимите руку и скажите:"May I ask you a question?", на что вам ответят, что "you may", а потом задавайте свой вопрос, только по-английски. Все эти английские фразы подбивают учителей в комиссии лучше думать о вас, что потом может сильно повлиять на оценку.
Подготовка завершена. Вы поднимаете руку и говорите:"I'm ready!", после чего вас позовут за зачетный стол. У вас с собой только бумажка, на которой вы только что написали все что знали. Но вот полезный совет: когда будете рассказывать учителям свою тему, старайтесь поменьше смотреть в свою рукопись. Только если вы что-то забыли напрочь, и не можете вспомнить в течение 5 секунд, то можно и подглядеть. Именно для этого предназначается подготовка. Кстати, обычно дают от 30 до 45 минут на все про все, так что рассиживаться некогда.
Преподаватель может прервать ваше повествование в любую секунду, помните об этом. Но не стоит этого пугаться, он просто вступает в диалог с вами, дабы проверить, как вы знаете язык. Это хороший повод показать, что вы не «вызубрили топик», а все-таки что-то смыслите в английском. Конечно, вы можете растеряться, не зная ответа на вопрос. Тут можно сказать:"Repeat a question, please" или, если желаете показаться более культурными:"Could you repeat a question?" Если и после этого вы не поняли вопрос, то говорите:"Sorry, but I don't understand your question". Если повезет, то учитель попробует сформулировать вопрос по-другому, и тогда вы поймете вопрос. Ну, нет - так нет. А первым вопросом в большинстве случаев служит:"And what about you?", так что стоит включать в каждый топик свое мнение, дабы на этот вопрос у вас всегда был готов ответ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К УСТНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ (аудированию)

Для подготовки к аудированию слушайте радио и смотрите фильмы в оригинале. Начинать лучше с чего-нибудь знакомого, чтобы не впадать в отчаяние: «не понимаю ничего — ни диалогов, ни сюжета вообще!» Постарайтесь, чтобы радио или телевизор с английскими новостями работали фоном, когда вы занимаетесь домашними делами или едете в машине. Не стоит, разве что, одновременно слушать и читать что-либо: психолингвисты доказали, что воспринимать тексты по двум каналам одновременно невозможно.
Чтобы улучшить навыки восприятия и понимания на слух, нужна практика: слушайте больше и чаще английскую речь. Далеко не у всех есть возможность разговаривать и слушать носителей языка каждый день, тут на помощь нам приходит Интернет.
http://examenglish.com/TOEFL/toefl_listening.htm
http://gistguide.com/guide/listenings/listenings.php
http://qenglish.com/listening.html
http://lengish.com/tests/listening-37.html
В первую очередь рекомендуется сайт http://www.esl-lab.com/. Там вы найдете множество аудиофайлов с упражнениями, которые распределены по уровням: легкий, средний и сложный. После первого прослушивания с помощью мини-тестов, вы определите свой уровень восприятия в процентном отношении. Во время второго прослушивания вы можете посмотреть текст записи, а потом сделать упражнения на закрепление лексики. Кроме того, используйте информацию следующих сайтов:
dailyesl.com (повседневные темы для начинающих),
ezslang.com (разговорный английский в диалогах, с разъяснениями и упражнениями),
trainyouraccent.com (упор на американское произношение),
Как слушать?
Несколько раз, пока не начнете все понимать
Останавливать, отматывать назад и переслушивать непонятное (по частям)
Останавливать, смотреть незнакомые слова в словаре
Составлять список из незнакомых слов, переводить после просмотра
Слушать запись, записывая весь текст, все, что слышите, потом проверять себя по готовому тексту.
Повторять слова, имитируя интонацию за диктором.
Желательно слушать файлы с открытыми упражнениями и выполнять их.
После выполнения упражнений и проверки, не торопитесь переключаться на следующую аудиозапись. Выпишите все незнакомые слова, составьте с ними свои предложения, потренируйтесь повторять за дикторами, попробуйте пересказать общую идею и т.д.
После первого прослушивания надо постараться отметить общий смысл и наиболее вероятные ответы. Во время второго прослушивания рекомендуется сконцентрировать внимание на той информации, которая была пропущена в первый раз или в правильности ответов, которые вызывают сомнения.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ТЕСТУ ПО ЧТЕНИЮ
Читайте как можно больше. Учитесь читать без словаря сложные тексты, выделять основную идею текста, отделять ключевые моменты от второстепенной информации. В ход могут пойти как газеты, так и книги. Слагаемые успеха чтения английских текстов
1. Читайте много - 6 часов в неделю!
2. Читайте часто - лучше всего каждый день! Во всяком случае, не меньше трех дней в неделю.
3. Читайте долго - по меньшей мере, два месяца подряд!
4. Задавайте себе время на страницу! Т.е. день за днем - или нужно записывать, сколько страниц той или иной английской книги вы прочитываете за час. Первая большая цель - прочесть 5 страниц книги среднего формата за один час (это будет примерно 10 - 15 минут на каждую страницу). Точнее, в самом начале на одну страницу может уйти и до двух часов упорных занятий, но нужно стремиться постепенно уменьшать это время - сначала до одного часа, потом до получаса - и так далее, соревнуясь в английском с самим собой.
5. Усложняйте свои цели! Предположим, что вы уже достигли первой поставленной цели и читаете по 2 страницы в час. Для вас это стало нормальной скоростью. Поставьте себе теперь цель перейти на 10 страниц в час - и добейтесь ее. Конечно, придется работать интенсивнее. В частности, постарайтесь быстрее находить незнакомое английское слово в словаре, выписывайте переводы только тех слов, которые вам действительно нужны. Вообще, пристальнее вглядывайтесь в содержание английского текста - для того, чтобы выбирать в нем подлинно ключевые слова.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ ИЛИ ЗАЧЕТУ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Помните, что на любом экзамене время на подготовку ответа будет ограничено. Учитесь работать в сжатые сроки: ставьте перед собой часы, засекайте время и начинайте читать-писать-переводить. Уложились в час? В следующий раз попытайтесь уложиться в 50 минут. Потом в 40. Чем меньше времени будет уходить на задание — тем лучше. Разумеется, не в ущерб качеству.
Пытайтесь равномерно распределять время между заданиями. Одна из самых распространенных ошибочных стратегий во время экзамена — медленно и вдумчиво сделать первую половину, а потом вдруг обнаружить, что время почти закончилось и наспех, кое-как, доделать вторую. Учитесь работать сразу набело, не оставляя задания с мыслью «ну, это я потом в конце перепроверю и допишу». В конце времени может не остаться.
Рекомендации для учащихся по написанию рефератов.
Термин "реферат" имеет латинские корни и в дословном переводе означает "докладываю, сообщаю". Словари определяют его значение как "краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников". Защита реферата - одна из возможных форм экзамена или зачета в школе, колледже или вузе. Она предполагает предварительный выбор учащимся интересующей его проблемы, ее глубокое изучение, изложение результатов и выводов.
Совет первый. Выберите тему и правильно сформулируйте ее. Тему может определить преподаватель, а можно выбрать самому. Но в любом случае она должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения. В названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы или вопроса, которые не должны быть не слишком широкими или слишком узкими. Необходимо помнить, что тема должна быть актуальной с научной точки зрения или из практических соображений. Совет второй. Определите вид (тип) реферативной работы. Необходимо помнить, что любой вид реферата должен заканчиваться выводами: в первом случае с выделением новых аспектов, подлежащих изучению; во втором случае с выявлением сущности спора; в третьем - уточнением ценности и сомнительных положений работы. Совет третий. Составьте план работы и поставьте задачи реферата. Если тема реферата является целью работы, то задачи работы - это ее составные части. Разработайте как можно подробный план реферата. Этот план может быть предварительным и претерпеть изменения по мере работы. Определите (исходя из вида реферативной работы) количество глав основной части. Необходимо помнить, что задачи реферата должны соответствовать главам в содержании работы. Совет четвертый. Внимательно поработайте с литературными источниками. Составьте список литературы, которую следует прочитать, читая ее, отмечайте и выписывайте все то, что должно быть включено в работу. Возле каждого пункта и подпунктов плана укажите, из какой книги или статьи следует взять необходимый материал. Не забудьте потом (в тексте реферативной работы) указать в пронумерованных подстрочных сносках, откуда взяты приведенные в тексте цитаты и факты. Необходимо помнить, что "Список использованной литературы" - это составная часть реферата, литературные источники должны быть перечислены на отдельном листе в алфавитной последовательности фамилий авторов или по названиям сборников с указанием места издания, названия издательства и года здания. Совет пятый. Отнеситесь серьезно к введению. Начните введение с общеизвестных положений, относящихся к данной теме. Укажите цель работы, кратко обоснуйте ее актуальность, приведите примеры, факты, цитаты, поясняющие значимость работы. Перечислите все задачи работы, которые требуется решить для реализации цели, кратко опишите их содержание. Сделайте обзор литературы, в котором укажите взятый из того или иного источника материал, проанализируйте его сильные и слабые стороны. Поясните обозначения в реферате: для чего и как выделены понятия, термины. Необходимо помнить, что ведение - это одна их частей реферативной работы. Совет шестой. Грамотно постройте основную часть реферата. Основная часть реферата должна содержать только тот материал, который отобран для рассмотрения проблемы. Весь материал лучше всего распределить по главам, согласно поставленным задачам. Каждая глава должна иметь название, отражающее ее основное содержание. Последовательно раскройте все предусмотренные планам вопросы, обосновывайте, разъясняйте положения, подкрепляйте их конкретными примерами и фактами. Пишите грамотно, точно, разделяйте текст на абзацы, не допускайте повторений. В пронумерованных подстрочных сносках укажите, откуда взяты приведенные в тексте цитаты и факты, а также укажите номер источника из списка литературы в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из различных источников, может также включать в себя собственное мнение самостоятельно сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты. Не перегружайте основную часть иллюстративным материалом, его можно вынести в приложение (об этом совет ниже). Не стремитесь к написанию очень объемных по количеству страниц рефератов (помните, что реферат - это краткое изложение)
Совет седьмой. Не забудьте про заключение. В данной части реферата подводятся итоги работы или формулируются выводы по главам, дается обобщенный вывод по теме, предлагаются рекомендации. Сделайте заключение четким, кратким, вытекающим из основной части. Не путайте заключение с литературным послесловием, где представлен материал, продолжающий изложение проблемы. Необходимо помнить, что в заключении нужно обратить внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей, задачи должны быть выполнены, а цели - достигнуты. Совет восьмой. Не поленитесь сделать приложение к реферату. Чтобы реферативная работа не была перегружена иллюстративным материалом, вынесите все графики, таблицы, рисунки, схемы, пояснения с фотографиями, гравюрами и т.п. из основной части. Необходимо помнить, что в основном тексте работы необходимо делать ссылки на приложения в скобках "(см. прил. № 1)". Совет девятый. Соблюдайте правила оформления и сроки написания реферата. Не трудно сосчитать, что объем реферата может колебаться в пределах 15-20 печатных страниц и состоит из пяти частей: введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения. Делайте размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк -1,5; размер полей: левого - 30мм, правого - 10 мм, верхнего и нижнего по 20 мм каждый. Печатайте текст на одной стороне листа, сноски и примечания печатайте на той же странице, к которой они относятся, через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст. Все страницы нужно нумеровать, начиная с титульного листа. Цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы, на титульном листе номер страницы не ставят. Титульный лист является первой страницей и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное название учебного заведения, отделенное от остальной площади листа сплошной чертой. В среднем поле указывается название реферата без слова "тема" и без кавычек. Ниже, под названием указывается вид работы и учебный предмет. Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя, отечество ученика, группа. Еще ниже - фамилия, имя, отчество и должность руководителя и консультантов (если таковые имелись). В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова "год"). Следующим после титульного листа идет оглавление с указанием страниц. Время работы над рефератом может быть различным от нескольких недель до нескольких месяцев. Реферат в черновом варианте проверяется преподавателем. Необходимо помнить, что реферат сдается на рецензирование и нередко не возвращается. Совет десятый. Подготовьтесь основательно к защите. Во время защиты нет смысла полностью пересказывать основную часть работы. Очень важно, чтобы в течение 10-15 минут, отведенных для защиты, защищающий реферат мог рассказать о его актуальности, поставленных целях, задачах, изученной литературе, структуре основной части, сделанных в ходе работы выводах. Составьте план защиты и распределите по минутам время, так вы сможете механического пересказа реферата к научному обоснованию проблемы. Защита реферативной работы не должна превращаться в "вечер вопросов и ответов", так как это не дает возможности высказаться, не учит строить грамотно и логически обоснованно свой ответ. Лишь только выступления, отвечающему задаются вопросы по предоставленной проблеме. Необходимо помнить, что в итоге оценка за реферат складывается из ряда моментов: соблюдения формальных требований к реферату, грамотного раскрытия темы, умения четко рассказать о представленном реферате, способности понять суть задаваемых по работе вопросов и формулировать точные ответы на них.
Всем, кто решил испытать себя в таком нелегком труде как реферативная работа, терпения и настойчивости! Не бывает нереальных целей, не бывает не выполнимых задач, не бывает непроходимых путей, самое главное - желание познать новое, попробовать свои силы, испытать себя в неизведанном, и подняться на очередную ступень саморазвития и самопознания!

Преподаватель иностранных языков Попова Татьяна Романовна
№ Год Автор Название работы Вид(учебник, метод.пособ.) Гриф. рекомендация Тираж Объем п.л. 9А4) Издатель Наименование предметных комиссий, на которых работают авторы
1. 2014 Попова Т.Р. Овладение учащимися устной речью (подготовка диалогов, ролевых игр, речевых ситуаций, бесед по теме и т. д).
Методические рекомендации для студентов Методический совет колледжа 10 4 ГБОУ СПО МРМК МО гуманитарных дисциплин
2. 2014 Попова Т.Р Проектная деятельность на уроках иностранного языка

Методические рекомендации для студентов Методический совет колледжа 10 4 ГБОУ СПО МРМК МО гуманитарных дисциплин
3. 2014 Попова Т.Р. Этапы написание контрольной работы Методические указания для студентов Методический совет колледжа 10 3 ГБОУ СПО МРМК МО гуманитарных дисциплин
4. 2014 Попова Т.Р. Поиск необходимой литературы Рекомендации к поиску литературы для студентов Методический совет колледжа 10 4 ГБОУ СПО МРМК МО гуманитарных дисциплин
5. 2014 Попова Т.Р. Устное монологическое высказывание Методические указания для студентов Методический совет колледжа 10 3 ГБОУ СПО МРМК МО гуманитарных дисциплин
6. 2014 Попова
Т.Р. Устное монологическое высказывание (аудирование) Методические указания для студентов Методический совет колледжа 10 3 ГБОУ СПО МРМК МО гуманитарных дисциплин
7. 2014 Попова Т.Р. Тесты по чтению Методические указания для студентов Методический совет колледжа 10 5 ГБОУ СПО МРМК МО гуманитарных дисциплин
8. 2014 Попова Т.Р. Подготовка к экзамену или зачету по английскому языку
Общие рекомендации для студентов Методический совет колледжа 10 1 ГБОУ СПО МРМК МО гуманитарных дисциплин
9. 2014 Попова Т.Р Написание рефератов Методические указания для студентов Методический совет колледжа 10 5 ГБОУ СПО МРМК МО гуманитарных дисциплин