Родительское собрание Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка (2 класс)


Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка.
Все, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге.
Ричард Бах
Вопросы для обсуждения:
-Значение книги в жизни младшего школьника.
-Как развивать читательский интерес ребенка?
-Культура чтения школьника. В чем она заключается?
Ход собрания
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому – восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать.
Анкета для родителей.
Нравиться ли вашему ребенку читать книги?
Сколько времени он проводит за книгой?
Убеждаете ли вы своего ребенка читать или он делает это без принуждения?
Какие книги он предпочитает?
Как вы поощряете его читательские стремления?
Дарите ли вы своему ребенку книги?
Есть ли у вас на этот счет какие-то убеждения?
Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное? Как?
Считаете ли вы себя активным читателем?
Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?
Читаете ли вы ребенку?
Как вы поступаете, если ребенок не хочет читать или, прочитав немного, говорит, что устал?
От чего зависит выразительное чтение? Как этому научить?
Можно ли увлечь ребенка чтением? Как?
Как же обстоят дела с чтением ребят на уроках и после них? Техника чтения и библиотека школьная.
«Как воспитать интерес к чтению?»
Иногда ребенок затрудняется решить задачу, потому что не умеет её прочитать. Грамотное письмо также связано с навыком чтения. Некоторые родители ошибочно считают, что за чтением должны следить учителя и библиотекари, а роль родителей в этом деле не велика. Но и учителя и библиотекари не всегда могут оградить ребенка от книг, предназначенных не для них. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы младшим школьникам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описания природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики. Особенно надо обращать внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе.
«Если каждого из нас на огромной читательской карте человечества изобразить, отметить – как город – кружочком, то для одних достаточно будет крошечной, едва заметной точки, а другим придется рисовать кружок, раздвинув циркуль до предела. Потому что одни читают исключительно учебники и справочники, а другие – романы и стихи, научно-популярные рассказы, газеты и журналы, детективы и фантастику. Читать надо обо всем!! Хватать каждую книгу, попавшую в поле зрения. Книжные интересы определяются методом «нащупывания», «нашаривания». Научившись читать, человек долгое время берется за разные книги. Примеривается, ищет. И постепенно, среди бесконечного разнообразия книг начинает проступать контуры круга: очень интересно про историю, …и т.д.
Чтение должно быть радостным открытием, иначе оно теряет смысл. Ведь можно всю жизнь раздвигать свой «кружок», а можно навсегда остаться «точкой».
В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличии собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами. Для того, чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующие приемы:
1. Чтение вслух – остановка на самом интересном моменте. Ваша задача – позже спросить о чем прочитал ребенок, похвалить за самостоятельность.
2. Рассказать занимательный эпизод и предложить прочитать всю историю целиком.
Нужно требовать от ребенка, чтобы он запоминал фамилию автора и художника-оформителя, название книги. Перед чтением полезно спросить какие книги этого писателя уже читал или слышал, что он знает о нем, встречались ли ему где-нибудь рисунки художника-иллюстратора книги.
Надо, чтобы ребенок читал книгу внимательно, не торопясь. Не заглядывая на последнюю страницу. Целенаправленно рассматривать книгу перед чтением, чтобы понять о чем книга, в каком жанре она написана, какова эмоциональная окраска произведения.
Очень полезно перед чтением проводить упражнения по ориентировке в книге:
-Рассмотрите книгу
-Как она называется? Где это написано?
-Одно в этой книге произведение или несколько?
-Как это можно быстро установить?
- Куда надо посмотреть?
-Как вы думаете, о ком эта книга?
-Почему вы так думаете?
Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если трудно, надо ему помогать с помощью вопросов.
Памятка для родителей «Как обсуждать с ребенком прочитанное».
Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
Спросите, понравилось ли ему прочитанное?
Чем? Что нового узнал?
Попросите рассказать о главном герое, главном событии.
Какие слова и выражения запомнились?
Чему научила книга?Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду; выучить отрывок, если это стихотворение.
Очень хорошо, если в семье практикуются совместные чтения вслух. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения. Как читать вместе?
1 Выбирайте интересные и занимательные
2 Читать следует по очереди
Это полезная тренировка, дети привыкают читать громко, выразительно, четко. Продолжительность 30-40 минут.
Для повышения техники чтения «чтение вдогонку». Начинает ребенок через 1-2 слова родитель (текст тот же самый)
Хорошо когда родитель и ребенок делятся впечатлениями о прочитанном. И конечно, невозможно воспитать любовь к книги без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать детей беречь книгу.
«Нельзя быть счастливым, не умея читать.»
В.А.Сухомлинский.
Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.
Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
Систематически читайте ребенку. Это формирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Литературное чтение.
Памятка по знакомству с новой книгой.
Рассмотри обложку книги.
Прочитай фамилию автора и название произведения.
Внимательно рассмотри иллюстрации, перелистывая книгу.
Определи примерное содержание книги.
Самостоятельно прочитай рассказ (стихотворение, сказку и т. д.)
Памятка по работе над кратким пересказом по плану.
Раздели рассказ на смысловые части.
Перечитай рассказ по частям, составь мысленно картины по его содержанию.
В каждой части рассказа выдели важные мысли (2-3 предложения.)
Перескажи каждую часть по плану (при затруднении можно заглядывать в книгу.)
Памятка по составлению плана рассказа.
Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.
- О чём говорится в начале рассказа?
- Какие события описаны дальше?
- Чем заканчивается текст?
2. Раздели рассказ на смысловые части (одна часть отличается от другой содержанием.)
3. Определи главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.
4. Перечитай их, расскажи своими словами, о чём говорится в данной части. Подбери к ней заголовок.
5. Запиши свой заголовок к каждой части.
6. Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяется ли название, не пропущено ли что-нибудь важное.
Памятка по работе со сказкой.
Как называется сказка, кто её сочинил?
Перечитай сказку. Как ты думаешь, какая она (бытовая, волшебная, о животных?)
Кто в сказке действует? Какие это герои?
Какие события описываются в сказке?
Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
Найдите в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить.
Как относится автор к своим героям?
Что из этой сказки вам запомнилось больше всего?
Литературное чтение.
Научись работать над басней.
Как называется басня? Кто её автор?
Прочитай басню. Какие события в ней описываются?
Определи действующих лиц басни.
Какими показаны герои басни? Прочитай, как описывает их автор?
Что осуждается в басне?
Прочитай, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?
Что должен понять читатель из этой басни?
Какое выражение из басни стало крылатым?
Памятка по пересказу текста.
Прочитай рассказ внимательно, не торопись, несколько раз.
Составь план (название пунктов плана должно отражать главную мысль части).
Перескажи по плану каждую часть (при затруднении можно заглядывать в книгу).
Перескажи подробно рассказ в целом при закрытой книге.
Памятка по составлению рассказа о герое.
Прочитай произведение про себя, отметь текст, относящийся к данному действующему лицу.
Определи, о чём говорится в каждом отрывке.
Расположи отрывки по порядку, подумай, как их можно объединить.
Продумай порядок своего рассказа, перечитай ещё раз отмеченные отрывки.
Подумай, какое отношение вызывает у тебя этот герой.
Составь рассказ для себя.
Проверь себя, не упустил ли что-нибудь важное.
расскажи его, пользуясь своими памятками или коллективно составленным планом.
Памятка по заучиванию стихотворения наизусть.
Перечитай стихотворение и подумай, о чём в нём говорится.
Перечитай каждое четверостишие и определи, о чём говорится в каждом из них.
Перечитай первое четверостишие и пометь в нём для себя важные слова, которые несут основные мысли.
Прочитай четверостишие, выделяя важные слова.
Повтори медленно четверостишие (книгу держи закрытой).
Проверь себя по книге (удалось ли передать те мысли и чувства героев, о которых говорилось в тексте стихотворения).