Статья Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования в формировании личностных результатов у младших школьников


Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования детей в формировании личностных результатов образования.
В современном образовании на смену формально- знаниевой пришла современная личностно-деятельностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход. С этой точки зрения, главная задача школы состоит не в том, чтобы передать обучающемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать в социуме, предметной области, способствовать воспитанию и развитию личности ученика.
По замыслу разработчиков Стандарта, поскольку были определены новые результаты образования в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, совершенно логично, что были предложены новые ресурсы. И вот одним из таких ресурсов является внеурочная деятельность.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет внеурочную деятельностькак какважнейшую сферу школьной жизни и составную часть образовательного процесса школы.Под внеурочную деятельность подразумевают все те виды деятельности школьника, кроме учебной на уроке, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Стандарту, внеурочная деятельность рассматривается в двух планах. Во-первых, как сфера индивидуализации обучения, где каждый школьник может выбрать индивидуальную образовательную траекторию, а во-вторых, как сфера воспитания, формирования российской идентичности у школьника.
Внеурочная деятельность, по сути, тесно связана с урочной деятельностью и является ее логическим продолжением. Поскольку не всегда на уроках, возможно, действительно сформировать новые качества и отследить, как эти качества личности формируются и развиваются. Поэтому термин «внеурочная деятельность» очень удачен, потому, что он объединяет и то, что происходит на уроке, и то, что происходит в других формах, уже привычных для нас: кружках, секциях, экскурсиях, любительских объединениях, фестивалях, школьных праздниках и вечерах.Благодаря организации внеурочной деятельности жизнь после уроков становится единым и системным процессом, направленным на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Внеурочная деятельность в МОУ СОШ №54 организована в соответствии со Стандартом по направлениям развития личности:
духовно-нравственное;
спортивно-оздоровительное;
социальное;
общеинтеллектуальное;
общекультурное;
проектная деятельность реализуется через все направления.
Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить самооценку, активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.
Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.
Направления внеурочной деятельности ФГОС явились содержательным ориентиром и основанием для разработки соответствующих рабочих программ, а также выбора модели организации внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в МОУ СОШ №54 в 1-2 классах организована по 11 программам дополнительного образования по направлениям ФГОС в таких формах как проектная и исследовательская деятельность, праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы; конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам,олимпиады,интеллектуальные марафоны; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, выход в театр и кино; прогулки, экскурсии к памятникам культуры и истории; спортивные соревнования, дни здоровья; практикумы по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе; выпуск и конкурсы стенгазет, праздничных плакатов, открыток и многое другое.
За основу была взята оптимизационная модель организации внеурочной деятельности, которая предусматривает участие в ней педагогических работников учреждения: педагога-психолога, педагогов дополнительного образования, педагогов начальной школы, а также использовались возможности муниципального образовательного пространства. При планировании внеурочной деятельности учитывалась конкретная образовательная ситуация в школе: наличие школьного музея, посвященного истории создания и боевого пути 38-7-Гвардейской мотострелковой Сталинградско- Корсуньской краснознаменной бригады, наличие кадетских классов с элементами казачества, реализуемые программы патриотического воспитания «Юный кадет», «Кадет», программы духовно-нравственного воспитания «Истоки», «Родничок», образовательная программа «Разговор о правильном питании», детские творческие объединения«Гусельки», «Жаворонушки», «Казачата-волгарята», запросы родителей как основных заказчиков образовательных услуг, а также интересы школьников.Наряду с этим, в июне 2012 года в МОУ СОШ № 54 открыта  региональная площадка по патриотическому воспитанию школьников по теме: «Военно-патриотическое воспитание кадетов в условиях реализации этнокультурного (казачьего) компонента содержания образования».В целях расширения дополнительных образовательных услуг школа активно взаимодействует с учреждениями дополнительного образования: МОУ ДОД ЦДТТ, Центром дополнительного образования для детей "Истоки", детской библиотекой №10 ВМУК "ЦСДБ", СК "Максима", СК "Торнадо" -тхэквондо". С этими учреждениями подписаны договора о сотрудничестве.
Наличие серьезной и целенаправленной работы по патриотическому и духовно –нравственному воспитанию подрастающего поколения и послужило основой для разработки программы внеурочной деятельности, направленной на воспитательный результат.
В рамках системыпо патриотическому и духовно- нравственному воспитанию обучающихся в образовательном учреждении разработана программа «Юный кадет» для 1- 4 классов, целью которой является –развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей у кадета. Программа включает в себя:
- духовно-нравственное воспитание;
- военно-историческую подготовку;
- подготовку по основам безопасности и жизнедеятельности;
-связь с центром дополнительного образования «Пост №1»;
- социальное проектирование.
На занятиях по программеюные кадеты получают как образовательную, так и воспитательную подготовку. Программа предусматривают комплекс воспитательных мероприятий: встречи с ветеранами, тематические вечера, посещение музеев, огоньки, экскурсии по местам боевой славы, участие в социальных проектах, направленных на формирование гражданской идентичности, личностного отношения к социально-значимым идеям и ценностям, связанных с любовью к Родине,
Реализация казачьего компонента в кадетских классах предполагается через программы дополнительного образования «Истоки» и «Задорный каблучок», целью которых являетсяне только формирование музыкального слуха, певческого голоса, специальных умений, но и, прежде всего, освоение детьми духовных и культурных ценностей, приобщение к истинной человечности и многообразию окружающего мира, познание традиционной этнографической обрядовой культуры казаков.
В кадетских классах реализуется программа «Родничок». Целью программы является знакомство с православными ценностями, отраженными в традициях, святынях православной культуры, житиях святых, героях – патриотах Отечества, все то, что можно назвать «лоном национального опыта, духа и уклада». На занятиях кадеты знакомятся с традициями и культурой нашей страны, осваивают нравственные нормы поведения, учатся различать добро и зло, любить свою Родину. Особенно интересной является творческая деятельность по подготовке к праздникам и знаменательным датам. Традиционными стали праздники, посвященные Рождеству и Пасхе. В рамках программы организуются экскурсии по городу, выставки поделок и рисунков. В будущем планируются встречи со священниками в рамках «Часов духовного общения». Занятия ведет педагог дополнительного образования из Центра дополнительного образования для детей "Истоки".
Одной из приоритетных форм по духовно – нравственному воспитанию являются благотворительные акции, в которых участвуют не только кадеты:
«Дети- детям», «Согреем детские сердца» - выступления с концертами в детских садах, детских центрах по патриотическому воспитанию «Патриот», «Планета», ГКСУ СО « Красноармейский социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних»;
«Обелиск» - возложение цветов к мемориальной доске по улице Новосибирской;
«Ветеран живет рядом» - поздравления с праздниками 19 ноября,2 февраля, 23 февраля, 9 мая, встречи с Алхутовым Петром Васильевичем, Мелиховым Константином Александровичем, Фоменко Василием Кузьмичем- непосредственными участниками пленения немецкого фельдмаршала Паулюса;
«Письмо пожилому человеку» - участие в благотворительном проекте «Союз поколений», встречи детей с бабушками и дедушками из Реабилитационного Центра,Дома Престарелых в Советском районе.
Система по патриотическому воспитанию подразумевает участие обучающихся начальной школы в научно-практической конференции на базе Советского ЦДТТ по теме «Традиции патриотизма в творчестве детей и молодежи в системе дополнительного образования»,в конкурсах «Родничок», «Пасхальная радость», в исследовательских работах и проектах различной направленности.
Спортивно – оздоровительное направление представлено программой внеурочной деятельности «Будем беречь здоровье». Данная программа представляет собой цикл бесед, направленных на развитие у младших школьников представлений о здоровом образе жизни, рациональном питании как составной части здорового образа жизни и способствует формированию полезных привычек.Главное в данной программе – это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием. В ходе реализации этой идеи проявляется возможность помочь ученикам разбудить в себе лучшие качества, в том числе и заботу о своем здоровье.
В рамках социального направления реализуются программы «Здравствуй, школа!», «Лесенка роста», «Познаю себя и других», разработанные специалистами социально-педагогической службы- школьным психологом и социальным педагогом. Система занятий по программам способствуют развитию таких личностных качеств у младших школьников, как самооценка, которая необходима как базовый компонент учения, внутренней позиции школьника, одного из проявлений идентичности, принятие роли ученика, положительное отношение к школе, к своему новому статусу. Это представление о том, к какой гендерной группе ты относишься, о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей.
В формировании социальной идентичности младшего школьника (роли сына, дочери, внука, брата и сестры) большое влияние оказывает семья. Проведение семейных праздников «Папа, мама, я – читающая семья», «Спортивная семья», праздников к 23 февраля и 8 марта, концерты ко Дню матери способствуют этому.Кроме того, на этих занятиях ребята развивают способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведение и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.
Программы общеинтеллектуальной и общекультурной направленности:«Зеленые тропы», «Моя малая родина»,«Мы – исследователи»,«Волшебный карандаш», театральной студии «Юный актер», «Занимательная информатика» для 1-2 классов способствуют расширению информационной картины мира, способствуют развитию умения использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету. Многие из них проводятся как в масштабе всей школы, так и в рамках класса или параллели.
Программы внеурочной деятельности способствуют формированию универсальных учебных действий, которыми могут овладеть обучающиеся:
Личностные:
принимает и выполняет правила школьной жизни;
соблюдает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение с помощью учителя и по образцу;
проявляет познавательный интерес к учебному и трудовому процессу;
ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
знает о факторах, наносящих вред здоровью.
Регулятивные:
принимает учебную задачу под руководством учителя;
учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
принимает элементарный план действий при работе в группе;
определяет последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя;
составляет элементарный план действий при работе в группе;
переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;
вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников с опорой на образец;
оценивает свою работу по совместно выбранным критериям в соответствии с образцом; организовывает рабочее место;
эмоционально рефлексирует свои действия;
готовит необходимые инструменты для занятия; удерживает организованное поведение во время занятия.
Познавательные:
отличает новое от уже известного под руководством учителя;
устанавливает очевидные причинно – следственные связи под руководством учителя;
владеет элементарными навыками чтения информации;
сравнивает и группирует предметы и их образы, классифицирует по заданным признакам, выделяет признаки, обобщает под руководством учителя;
выполняет работу практического действия под руководством учителя;
использует знаково-символические средства, в том числе владеет действием моделирования;
умеет выделять существенные признаки;
способен к логическим действиям и операциям, включая приёмы решения простейших задач;
устанавливает последовательность основных событий в тексте;
действует по аналогии;
проводит сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные:
вступает в диалог; умеет слушать и понимать речь других;
соблюдает нормы речевого этикета;
оказывает взаимопомощь в сотрудничестве (в парах) под руководством учителя, принимает правила работы в паре;
готов договариваться и приходить к общему мнению (под руководством учителя);
умеет задавать простые вопросы по содержанию и отвечать на них;
понимает, что у других людей есть своя точка зрения;
умеет выражать свои мысли полно в устной форме (в пределах 2- 4 предложений).
Ожидаемые результаты реализации программ внеурочной деятельности можно распределить по трем уровням:
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностного отношения школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, своей семьи.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.
Таким образом, следует подчеркнуть, что эффективно выстроенная система внеурочной деятельности и дополнительного образования в МОУ СШ №54 является одним из условий успешной реализации требований Стандарта, направлена на укрепление эмоциональной сферы ребенка, сохранение здоровья детей и формирование личностных результатов.