Классный час на тему: Труд красит человека


Тема: «Труд красит человека»
Цель:  расширить представление детей о значении труда  в жизни общества.
Задачи:
привить уважение и любовь к труду и людям труда;
показать необходимость труда в жизни человека;
убедить учащихся в том, что их главная цель – учеба.
Оборудование: презентация, иллюстрации.
Ход
I. Проблемная ситуация. «Два плуга»
- Тема нашего классного часа «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
Учитель читает рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
II. Интерактивная беседа
Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.
Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?(Труженика и лентяя.)
Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Примерные ответы детей:
Труд красит человека, а безделье его уродует.
Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
Только в труде человек может раскрыться.
Без труда человек заржавеет и заболеет.
Труд – основа нашей жизни,        
 Он любой украсит день.
 Нет стыднее укоризны,
 Что тебе трудиться лень.
 По душе найди работу,
 Будь в ней Мастером, твори,
 Не стесняйся грязи, пота,
 Грубых слов не говори!
 Труд любой нам очень важен,
 Постарайся все пройти,
 И душою будь отважен,
 Постигая труд в пути.
III. Мини-лекция «Что труд дает человеку?»
Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это благородное отношение к труду.
Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает, возможно, ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны которые ничему не научились.
IV. Игра «Окончание пословицы»
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?
Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
Читаю пословицы, дети хором отвечают.
Деревья смотри в плодах,... (а людей смотри в делах).
Терпенье и труд... (все перетрут).
Под лежачий камень... (и вода не течет).
Маленькое дело... (лучше большого безделья).
Горька работа,... (да сладок хлеб).
Не везде сила: где уменье,... (а где и терпенье).
Не сиди сложа руки - ... (не будет и скуки).
Не спеши языком - ... (спеши делом).
Любишь кататься - ... (люби и саночки возить).
Делу время,... (потехе час).
Всякое дело человеком ставится... (и человеком славится).
         1.  Скажите, кто так вкусно                   2. С огнем бороться мы должны –
              Готовит щи капустные,                         Мы смелые и храбрые,
              Пахучие котлеты,                                   Мы очень людям всем нужны.
              Салаты, винегреты,                               Так кто же мы?
              Все завтраки, обеды? (Повар)                                                (Пожарные)
                                                                       
3. Кладет кирпич за кирпичом –               4. Встаем мы рано,
     Растет этаж за этажом,                               Ведь наша забота –
     И с каждым часом, с каждым днем          Всех отвозить по утрам на работу.
     Все выше, выше новый дом.                                                             (Шофер)
                         (Строитель)
 
     
  5. Кто нас одевает в красивые платья,           6. Мастер, мастер, помоги –
      Кто шьет нам наряды,                                      Прохудились сапоги.
      Чтоб было приятно?                                         Забивай покрепче гвозди –
                          (Швея)                                            Мы пойдем сегодня в гости!
   (Сапожник)
7. Поет рожок, поет рожок!                     8. Мы учим детишек читать и писать,
    Мы гоним стадо на лужок.                      Природу любить, стариков уважать.
    Пасем коров мы целый день,                                                      (Учитель)
    Лишь станет жарко – гоним в тень.
                                                 (Пастух)                                          
9. Кто знает дороги отлично воздушные
    И нас перевозит туда, куда нужно?
                                        (Летчик)
1уч. Если хочешь строить мост,  
        Наблюдать движенье звёзд,
        Управлять машиной в поле,
        Иль ввести машину ввысь,
        Хорошо работай в школе
        Добросовестно учись.
2уч. Кто любит труд,  
        Тот всегда найдёт
        Дело нужное и полезное.
        Всегда найдётся дело
        Для умных рук,
        Если хорошенько посмотреть вокруг.
3уч. Телёнка надо напоить            
         Котёнка надо накормить
         И посуду перемыть.
         Не трудно, ребята
         Вам песенку спеть.
         Не трудно , но всё таки надо уменье
         За что ни возьмись-
         Нужно мастером стать
         И дело любое умей выполнять.
4уч. Всё делать должны сами,          
        Умелыми руками.
        Ничто и никогда
        Не даётся без труда.
VI.        Игра «Угадай профессию».
Много профессий есть в мире, и среди них есть одна - самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».
Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.
Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.
Это самое нужное искусство, оно необходимо и царю, и вельможе, и бедняку, и нам с вами.
Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать.
Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех. (Земледелие.)
К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».
VII. Видеоролик «Профессии в нашей школе».
А сейчас мы узнаем, какие  профессии есть в нашей школе.
VIII.        Устные рассказы. «Профессии наших родителей».
Многие ребята вы, мечтая о взрослой жизни, ищите для себя какой-то идеал для подражания, выбираете человека, на которого хочется быть вам похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных тусовок,  рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас - это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят - делают все то, без чего мы не можем жить.
Чем занимаются ваши родители на работе?
Кто они по профессии?
Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.
Дети рассказывают о профессиях родителей .
IX . Конкурс  Аукцион профессий».
- Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:
Кисти, краски, мольберт, палитра.                                (художник)
Парик, костюм, грим, сцена.                                           (актёр)
Молоток, гвозди, рубанок.                                              (столяр)
Овощи, кастрюля, плита.                                                 (повар)
Расчёска, ножницы.                                                           (парикмахер)
Письма, газеты, телеграммы, сумка.                              (почтальон)
Градусник, шприц, белый халат.                                    (врач)
Ножницы, игла, сантиметровая лента, нитки, ткань. (швея)
Кирпич, мастерок, раствор.                                              (строитель)
          X. Заключительное слово.
Ребята, каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Оставить свой след на земле. Это желание понятное. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?
- Скажите, пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо?   Именно сейчас вы должны хорошо учиться.
Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.
- И пусть девизом вашей жизни станут слова:
               «Землю солнце красит, а человека-труд».
Подведение итогов (рефлексия).
          Слушайте, смотрите, мотайте на ус-
Выбирайте работу по душе  на любой вкус!
Да нельзя, конечно, сразу
Стать пилотом и врачом,
Водолазом,
Скалолазом,
Знаменитым скрипачом,
Стать полярником отважным,
К дальним звездам улетать.
Самым лучшим,
Самым нужным,
Самым важным сразу стать.
Да, нельзя…
Но можно сразу
И учиться,
И мечтать!
Каждый может выбрать дело,
Чтоб оно в руках кипело.
Мы будем учиться,
Мы будем трудиться,
Чтоб Родина нами
Могла бы гордиться!
         Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем.