Конспект урока по обществознанию на тему Труд красит человека ( 5 класс)
«Труд красит человека».
Цель:- расширить представление детей о значении труда в жизни общества.
Задачи:
способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость;
побуждать детей к развитию своих трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.
Воспитывать положительное отношение, уважение к людям труда, к семьям одноклассников.
Подготовительная работа:
а) предложить детям подготовить небольшие рассказы на тему «Профессии наших родителей» по плану:
Чем занимаются ваши родители на работе?
Кто они по профессии?
Чем привлекает их эта профессия?
б) назначить двух учеников на роли репортеров (слова - в тексте сценария).
в) пригласить своих родителей на мероприятие.
План мероприятия.
I. Проблемная ситуация. «Два плуга».
II. Интерактивная беседа.
Мини-лекция «Что труд дает человеку».
Игра «Окончание пословицы».
Игра «Ринг профессий».
Игра «Угадай профессию».
Встреча с интересными людьми.
Блиц-интервью «Моя любимая профессия»
Устные рассказы и презентация «Профессии наших родителей».
Заключительное слово.
Подведение итогов (рефлексия).
Основная часть.
Ход занятия.
I. Проблемная ситуация. «Два плуга»
Тема нашего мероприятия «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
Учитель читает рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
II. Интерактивная беседа
Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего урока.
Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ? Примерные ответы детей:
Труд красит человека, а безделье его уродует.
Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
Только в труде человек может раскрыться.
Без труда человек заржавеет и заболеет.
Ш. Мини-лекция «Что труд дает человеку?»
Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Помните «Поучение Владимира Мономаха? В нем труд - высшее мерило богоугодно человека. Еще один древний источник - «Домострой». По этой книге устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. Идеал трудовой жизни наших предков - это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по труду.
Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны, которые ничему не научились.
IV. Игра «Окончание пословицы»
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
Учитель читает пословицы, дети хором отвечают.
Деревья смотри в плодах... (а людей смотри в делах).
Терпенье и труд... (все перетрут).
Под лежачий камень... (и вода не течет).
Маленькое дело... (лучше большого безделья).
Горька работа... (да сладок хлеб).
Не везде сила: где уменье... (а где и терпенье).
Не сиди сложа руки - ... (не будет и скуки).
Не спеши языком - ... (спеши делом).
Любишь кататься - ... (люби и саночки возить).
Делу время... (потехе час).
Всякое дело человеком ставится... (и человеком славится).
Ищи невесту не в хороводе... (а в огороде).
V. Игра «Ринг профессий»
Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли профессий вы знаете. Мы поиграем в игру «Ринг профессий». В игре участвуют 6 команд (по количеству рядов). Приглашаю к доске по одному представителю от каждой команды. (Дети выходят к доске.) По моему сигналу вы должны по очереди называть по одной профессии. Если возникают затруднения, можете просить помощи у своих команд. Если команда не вспомнит название профессии в течение 3 секунд, то она выбывает из игры. Игра продолжается 5 минут. Побеждает тот, кто остался на ринге. Внимание - начали!
Дети по очереди называют профессии, проигравшие выбывают, садятся на свои места.
Игра закончилась. Победил (номер) ряд! Здесь сидят самые крупные специалисты в области профессий.
Победитель садится на место.
VI. Игра «Угадай профессию»
Много профессий есть в мире, и среди них есть одна - самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».
Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.
Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.
Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку.
Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда, как другие искусства редко обходятся без греха.
Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех. (Земледелие.)
К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».
VII. Встреча с интересными людьми.
Сегодня у нас в гостях люди этой замечательной профессии. Это дедушка и папа вашего одноклассника .... Они оба являются руководителями фермерских хозяйств, занимающихся растениеводством. Это ...
Сегодня также у нас в гостях дедушка и папа .. Это ветеран труда, заслуженный колхозник .., который еще в школе был награжден знаками ЦК ВЛКСМ «За отличие в труде», «За успехи в труде», «Мастер- умелец» и «Золотой колос».
VIII. Блиц-интервью «Моя любимая профессия»
А сейчас мы узнаем ваши вкусы и предпочтения в мире профессий. К нам пожаловали представители прессы. Я приглашаю их сюда.
К учителю подходят два репортера.
Репортер 1. Мы получили задание редакции взять интервью у каждого ученика нашего класса.
Репортер 2. Нас интересует, каким профессиям отдают симпатии пятиклассники.
Репортер 1.У нас ко всем вам два вопроса. Какая профессия больше всего нравится?
Репортер 2. И чем она вас привлекает?
Репортеры подходят к каждому ученику, дети отвечают.
Если дети забывают ответить на второй вопрос, репортер напоминает его.
VIII. Устные рассказы. «Профессии наших родителей»
Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, учителей В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.
Выступление . о династии учителей. ( Рассказ о бабушке . и папе ., презентация)
Выступление .. о династии библиотекарей. (Рассказ о . и маме
Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных тусовок, скандалов, рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас - это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят - делают все то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.
Дети рассказывают о профессиях родителей (презентация детей, выставка материалов.)
IX. Заключительное слово
В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать свое счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд. Мы начали урок со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда - это и принесет им счастье».
X. Подведение итогов (рефлексия)
Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти? Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?
Примерные ответы детей:
Запомнилась сказка о двух плугах, потому что она говори о людях.
Запомнилась пословица про невесту, которую надо искать в огороде, а не в хороводе.
Удивило, что мы знаем профессии, связанные, в основном, с шоу-бизнесом, а не с обычной жизнью.
Запомнились слова о профессии земледельца, что она самая лучшая.
Заставили задуматься слова о земледелии. Эта профессия, действительно, самая полезная для души.
Подумаю, какие еще профессии могут быть полезными для души.
15