Сценарий классного часа для старшеклассников: Разум ума и сердца.
Сценарий классного часа: «Разум ума и сердца»
Разработала учитель русского языка и литературы В.В. Рыбальченко
МБОУ Юловская СОШ №6
Цель классного часа: воспитание нравственности.
Задачи классного часа: побудить учащихся к самостоятельной работе ума и сердца в вопросах морали; способствовать формированию нравственных качеств личности, духовному и нравственному росту; развивать умения выступления перед аудиторией; развивать творческие способности.
Подготовительная работа:
• подбор и рекомендации по работе с литературой;
• консультации для выступающих;
• подготовка и распечатка анкеты, карточек с заданиями по решению нравственных ситуаций;
• приглашение гостей (учащиеся, учителя, родители);
• оформление помещения;
• организация интерактивного голосования.
Участники: учащиеся класса, учителя, родители учащихся, старшеклассники.
Форма работы: ток-шоу.
Ход мероприятия
Нравственность - это разум сердца.
Г. Гейне
Ведущая. Основная проблема нравственности заключается в обретении личностью целостности, единства мотивов и поступков, воли и действия, слова и дела, мысли и поведения, рассудка и чувства. Генрих Гейне утверждал, что если бы мир раскололся, то трещина прошла бы через сердце поэта. Если говорить о расколе нравственности, то здесь трещина пролегает между сердцем и разумом.
В жизни человека, а значит и в нем самом, борется множество противоречий. Поэтому духовная целостность его мира распадается. В человеке постоянно ведут свою борьбу разум и сердце. Именно нравственность связывает и примиряет их, снабжая разум сердцем, а сердце разумом.
Еще легендарный мудрец царь Соломон говорил, что желал бы иметь превыше всего «сердце, чтобы различать, что добро и что зло». Как вы представляете себе это сочетание разума и сердца?
Учащиеся:
- Разум - это всегда что-то расчетливое и холодное. А от слова «сердце» веет теплом.
- Мне кажется, что сердце обладает каким-то особенным, своим собственным разумом, который часто уму неподвластен.
- Человек осознает пределы своего ума, а вот пределы человеческого сердца, по-моему, безграничны. Где-то в глубине человеческого сердца может храниться такое, о чем ты и сам не подозреваешь.
- Когда человек совершает безнравственные поступки, когда он жесток, никто не говорит, что у него злой ум. Говорят, что у него «злое сердце». Думаю, что у такого человека ум и сердце находятся в завидном единении, к сожалению, безнравственном.
- Русский мыслитель и публицист П.Я. Чаадаев писал, что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств.
- Все то, что нам говорится, все то, что направлено на наш ум, не так действенно как то, что сказано (важно еще, как сказано) с целью затронуть наше сердце. Это воздействие и становится двигателем нравственных поступков человека.
- Если разум сердца не участвует в твоих мыслях, то результат твоего поступка может не устроить не только тех, на кого он направлен, но даже и тебя самого. Потому что даже человеку невысокого уровня нравственности свойственно анализировать свои поступки, хотя бы изредка подключая к этому процессу сердце. Именно сердце помогает стать близким, понятным и приятным для других людей. То, что рождается в сердце, обретает затем мысли в вашем уме и помогает превратиться в соответствующий поступок.
Ведущая. Значит, нравственность проходит через наше сердце. Что же такое нравственность?
Учащиеся:
- Употребляя термин «нравственность», мы обычно говорим об определенных характерных чертах морали. Уже упоминалось о том, что в жизни человека и его поведении много противоречивого. Эту противоречивость мы видим, прежде всего, в борьбе личного и общественного, желаемого и должного, чувственного и рационального.
- Стремление к нравственности, к выполнению морального долга должно стать одним из самых важных человеческих усилий. Именно этим сильна личность. От уровня стремлений и усилий личности зависит, если можно так сказать, качество ее жизненного существования.
Ведущая. Конфуций, китайский мудрец, утверждал, что человеку все остальное становится ясным тогда, когда он поймет, в чем заключается истинная нравственность.
Учащийся. Думаю, что ясным все может стать. Но не всегда такая ясность ведет нас к тем поступкам, которые могут быть названы поистине нравственными. Ясность - это еще не подлинное осознание. К тому же в любом человеке происходит постоянная борьба нравственных и безнравственных сил. В ней сталкиваются добро и зло, честь и бесчестие, жалость и беспощадность, жестокость, справедливость и несправедливость.
Ведущая. Да, нравственные и безнравственные силы проникают во все сферы нашей жизни. И именно разум сердца стоит на страже того, чтобы победу одержало нравственное начало.
Учащиеся:
- Наши личные жизненные потребности часто спорят с сердцем, заставляя нравственность отойти на задний план. Происходит конфликт желаний в тебе самом или в отношениях с другими людьми.
- Иногда нравственность называют наукой о соглашениях. Для чего людям такая наука? Чтобы избежать того, что может сделать их несчастными.
- Познание добра - вот нравственность моя.
Уметь его творить, желать творить и делать.
Живи и радуйся, не причиняя зла,
Ты - человек, и докажи все это делом.
- Способность мыслить - вот достоинство твое.
Мысли - существенны, а не пространство, время.
Достойно мыслить постарайся, чтоб житье
Не превратилось бы в безнравственное бремя.
Ведущая. Нравственность в вопросах личного и общественного, а отсюда и проявлений добра и зла действительно сохраняет свою актуальность многие века. Вопрос нравственности актуален и для такой сферы человеческой жизни, как политика. Французский мыслитель и писатель Ж.Ж. Руссо писал: «Общество нужно изучать по людям и людей по обществу: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой».
Учащиеся:
- Отделение политической науки от нравственной действительно ошибочно, потому что «все, что является нравственным злом, является злом и в политике». Хорошая политика не может отличаться от здравой нравственности.
- Мне нравится мысль о том, что человек может брать в свои руки власть только после того, когда он сам научился повиноваться. А древнегреческий мудрец и ученый Пифагор сравнивал власть в руках бесчестного человека с мечом в руках безумного.
- Чтобы повелевать людьми, надо научиться повелевать собой. А это и означает прислушиваться к разуму своего сердца. Иначе что можно принести тем, кем ты управляешь? Ведь управление предусматривает усовершенствование людей и условий их жизни. Если ты не сумел сделать это по отношению к себе, то как ты сможешь сделать это в отношении других людей? Настоящие люди служат государству и людям своей совестью, которая находится в ладу с разумом сердца.
Ведущая. Коль скоро мы заговорили о совести, то следует заметить, что и в этом случае уместно говорить о ее нравственном начале. Как вы считаете, что больше способствует исправлению мира: законы или совесть?
Учащиеся:
- Законы, наказание... Общество не может обойтись без этих средств самозащиты против нарушений и нарушителей. Иначе будут подвергнуты опасности сами условия его существования. Другое дело, что все то, что отражено в законах, не может воссоздать моральную силу. Поэтому закон и жестокость используются обществом в тех случаях, когда другие меры не воспринимаются или не помогают.
- Тот, кого от безнравственного поступка удерживает закон, способен все-таки совершить что-то противоречащее морали хотя бы втайне от всех. Тот же, кому свойственна сила убеждения, будет выполнять свой долг с чувством незапятнанной совести. Такому человеку не свойственны даже тайные преступные деяния.
- А я подумала о том, что фактически в законах отражены человеческие пороки. И насколько было бы лучше жить если бы люди жили по законам добрых нравов. Ведь для справедливого человека его нравственные качества вполне заменяют все законы.
- И однако же законы защищают нас не только от других людей, но зачастую и от самих себя. Потому что у каждого свой уровень совести. У одних она просыпается от малейшего шороха, у других спит достаточно крепко даже в ненастную погоду. Поэтому разумное сочетание того и другого (закона и совести) не помешает каждому из нас.
Ведущая. Художник, как говорил Лев Толстой, не столько сострадает людям, сколько наблюдает их страдания, чтобы потом воспроизвести их в своем произведении. А его цель - то воздействие, которое произведет художественное произведение. Говорят, что искусство смягчает нравы. Как вы считаете, так ли это? I
Учащиеся:
- Я бы сказал, что нравы тех, кто воспринимает это искусство. Некоторые же из нас могут плакать над тем шедевром-вымыслом, который так талантливо изобразил художник, писатель, поэт и т. д., а на подлинные человеческие страдания будут смотреть достаточно равнодушно. Говорят, что в годы Великой Отечественной войны фашисты-каратели спасали кошек и с умилением слушали сентиментальные музыкальные произведения. А после всего этого отправлялись совершать карательные операции.
- И все-таки чувства человеческие очищаются, когда они соприкасаются с красотою высшей, красотою идеала. Настоящая поэзия и искусство необходимы людям особенно в те времена, когда наблюдается быстрый рост материальных благ. И он опережает человеческие способности воспринимать эти блага согласно законам души, т. е. законам нравственности. М. Пришвин (русский писатель-эссеист) писал, что поэзия обращает красоту в добро.
Ведущая. Нравственные начала пронизывают и все формы общественной и природной жизни на земле. В том числе и труд. Труд, который является не только источником нашего богатства, но и условием человеческой жизни вообще. К.Д. Ушинский (русский педагог) писал: «только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья».
Учащиеся:
- Важен не просто труд, а еще и то, как этот труд выполняется.
- Для того чтобы человек ощутил в себе чувство человеческого достоинства, ему необходим труд свободный, творческий, избранный им не только для того, чтобы прокормиться, но и для удовольствия, ощущения значимости своего труда для себя и других. Плодотворность труда приносит человеку огромное удовольствие.
- Труд для многих становится не только средством наслаждения, но и сохранения здоровья.
- Труд помогает человеку избавиться от многих бед, в том числе от нужды, от скуки и праздности, которые в свою очередь порождают множество пороков.
- Мне кажется, что по отношению к труду можно оценивать отношение одного человека к другому.