Конспект урока по творчеству А.С.Грибоедова «Век нынешний» и «век минувший» в комедии
Тема урока: «Век нынешний» и «век минувший» в комедии
А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Цель урока: выявить смысл столкновения в комедии Чацкого и фамусовского общества, показать различия в мировоззрении Чацкого и представителей общества.
Задачи урока:
развитие навыка анализа драматического произведения, понимание проблематики и художественных особенностей комедии;
развитие надпредметных умений: выделение ключевых слов, идей; выявление причинно - следственных связей; развитие навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речи;духовное развитие личности обучающегося через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы, воспитание самостоятельности, сотрудничества.
Ход урока
Сообщение целей и задач урока.
- Сегодня мы продолжаем речь о замечательной комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Мы проанализируем сюжетные коллизии (Коллизия – столкновение противоположных сил, интересов, стремлений). Постараемся разобраться в характерах героев, определим различия в мировоззрении Чацкого и Фамусова, сравним пьесу Грибоедова с другими драматическими произведениями эпохи классицизма.
Проверка ранее изученного материала.
- Что вам известно о драматическом роде литературы? Какова специфика драмы?
(Специфика драмы в том, что она предназначена для постановки на сцене. Характеры и персонажи раскрываются в их речи, действии. Авторская оценка присутствует лишь в ремарках и, лишь отчасти, в репликах героев-резонеров ( если они есть)).
- Вспомните особенности пьес эпохи классицизма (именно они предшествовали реалистическим драмам). Какие правила соблюдались классицистами?
(В классицистических пьесах строго соблюдались три единства: единство времени ( действие укладывается в рамки одного дня), единство места ( все происходит в одном месте), единство действия ( в пьесе только один конфликт).
- Сохраняются ли эти три единства в комедии Грибоедова?
(Единство места и времени сохраняются: действие происходит в доме Фамусова, укладывается в рамки одного дня. Единство действия нарушено: в пьесе присутствуют два основных конфликта – любовный и общественный).Герои классицистических драм были наделены либо исключительно положительными, либо одними отрицательными качествами, поэтому их образы были схематичными, неживыми, а характеры – статичными.
-Можем ли мы тоже самое сказать о героях пьесы «Горе от ума»?
(Нет. При наличии некоторых персонажей-масок (князь Тугоуховский, княжны и др.) основные герои – натуры сложные, противоречивые).- В традициях классицизма сохраняет Грибоедов «говорящие» фамилии персонажей: Фамусов (от лат. fama – молва), Молчалин, Скалозуб, Тугоуховские, Хлестова, Репетилов (от англ. repeat – повторять ). Фамилия Чацкий (в первоначальном варианте Чадский) напоминает нам о Чаадаеве, который, как известно, был объявлен сумасшедшим.
Выводы: Грибоедов отходит от принципов классицизма, нарушая правило трех единств. Автор касается в пьесе множества вопросов общественной жизни, морали, культуры, быта. Он говорит о положении народа, о дальнейшей судьбе России, русской культуры, о свободе, независимости личности, об общественном признании человека и его гражданском долге, о задачах и средствах просвещения и воспитания.
(Выводы записываются в тетрадь)
Анализ текста.
- Характеристика действующих лиц дает возможность понять, как драматург создал образ «фамусовской Москвы». Действующие лица – люди разного общественного положения: от Фамусова и Хлестовой до крепостных слуг.
Действие разворачивается в доме московского помещика Павла Афанасьевича Фамусова (1-я четверть XIX веке). Что вы можете сказать о герое, его занятиях, характере? Каких правил придерживается Фамусов в воспитании дочери Софьи? Чем он обеспокоен в первую очередь? (Подтвердите ответы выдержками из текста).
(Фамусов – типичный степенный московский барин, управляющий в «казенном месте». С подчиненными и домочадцами строг. Заигрывает с горничной Лизой, хотя дочери ставит в пример свое «монашеское поведение». Дочь с детства воспитывалась под присмотром старушки-гувернантки мадам Розье, отец не вмешивался, хотя его раздражает чрезмерное увлечение Софьи французским, в том числе романами: «в чтении прок-то невелик», только глаза портятся. Фамусов, по-своему заботливый отец, обеспокоен будущим дочери. Он желает выгодно выдать ее замуж: «Кто беден, тот тебе не парка». Поэтому его обеспокоило появление в доме сразу двух молодых людей (Молчалина и Чацкого), ни один из которых, по его мнению, не является потенциальным женихом для дочери.)-Почему Чацкий не вызывает доверия Фамусова? Найдите диалог Чацкого с Фамусовым (д. II, явл.2). какие наставления дает Фамусов собеседнику? Что он ценит в людях?
(Фамусов советует Чацкому учиться, «на старших глядя»: «сгибаться вперегиб», чтоб слышать при дворе в свой адрес «приветливое слово», выслуживаться, добыть себе чин и состояние. Протест же Чацкого против такого чинопоклонства принимает как мятеж, вольнодумство: «Да он властей не признает!», «Ах! Боже мой! он карбонари!», «Он вольность хочет проповедать!» - вставляет он отдельные реплики в монолог Чацкого. Приговор Чацкому вынесен: он «опасный человек», его нужно «под суд» ( эту фразу раздосадованный Фамусов произносит подряд четыре раза).
-Чацкий охарактеризовал Фамусова как человека «века минувшего». Что это значит в вашем понимании?
(Это человек старой закалки. Он считает не только возможным, но и правильным поступиться с гордостью, достоинством для достижения своей цели. Для людей этого поколения слово старших ( по чину) – закон. Образец поведения для них – удачно упавший перед высочайшей особой Максим Петрович, пожалованный за это высоким чином).
4. Работа в группах.
- Кто еще из действующих лиц комедии может быть отнесен к людям «строго века»?
Найдите сцену бала ( д. III, явл. 4-13).
Группа 1. Характеристика семейства Горичей.
(Горич попал под каблук жены, которая резко изменила в нем все: привычки, взгляды, манеру одеваться. Она лишила его воли, опекает, как ребенка, преждевременно превратила в дряхлую развалину. По ее прихоти он таскается по балам, хотя они ему опротивели. Чацкому даже не о чем поговорить с ним).Группа 2. Характеристика Тугоуховских и графини Хлестовой.
(Одним важно выгоднее и быстрее выдать дочерей замуж, другим – получше и побогаче устроиться в жизни. Хлестова – своенравная и капризная старуха, привыкшая командовать. В доме Фамусова держит себя несколько церемонно, как будто делает одолжение хозяевам своим присутствием).Группа3. Характеристика Загорецкого.
(Это, по высказыванию Горича, - «отъявленный мошенник, плут» ( с ним «в карты не садись: продаст»), сплетник – словом, человек бесчестный, которого никто не уважает, однако же принимают всюду).
Группа 4. Характеристика Скалозуба. (К какому поколению (Фамусова или Чацкого) он ближе по возрасту? А по мировоззрению?
(Полковник Скалозуб приходит последним. Впрочем, читатель знакомится с ним раньше: сначала со слов Лизы ( д. I, явл.5), затем при знакомстве Чацкого со Скалозубом (д. II, явл. 3). Скалозуб – человек малообразованный и очень ограниченный, типичный солдафон. Говорит он мало, причем употребляет военную лексику, в результате получается комический эффект: «Мы с нею вместе не служили» ( о Настасье Николаевне). «Дистанции огромного размера», - все, что он может сказать о Москве. Из обличительного монолога Чацкого он понял только то, что в Москве предубеждение к мундирам. Но Чацкий говорил в переносном смысле, а Скалозуб все принял буквально: по-другому он не мог. Фамусов очень почтителен со Скалозубом, видя в нем возможного жениха своей дочери. И ему не важно, каким способом получил свое звание полковник. Сам Сергей Сергеевич гордится свои продвижением по служебной лестнице и «счастлив» в товарищах своих, которые либо сами продвигаются по службе, освобождая места для работы, либо перебиты.
Скалозуб по возрасту ближе к Чацкому, но по свои воззрениям, безусловно, это Человек «века минувшего» Его также «ученостью не обморочишь», он также ценит чинопоклонство, поэтому и принимают его весьма любезно.)Итоги работы групп. Давайте обобщим результат нашей работы в форме таблицы «Сопоставление «века нынешнего» и «века минувшего»
Параметры отношения Чацкий Фамусовское общество
А) отношение к народу, к крепостному праву Б) отношение к идеалам В) отношение к просвещению Г) отношение к службе Д) отношение к иностранномуЕ) отношение к богатству и чинам Ж) отношение к любви, браку, семейному счастью Е) понимание слова «ум» 5. Подведение итогов
«Фамусовская Москва» представлена в комедии сатирически. Единственная забота людей «века минувшего» - собственная карьера и благосостояние. Их повседневные дела – балы и приемы. Конечно, персонажи далеки от реальности, образы этих княгинь и графинь – скорее, маски, пародия на высший свет, но пародия справедливая. Именно благодаря деньгам и связям, лести и раболепству, а не уму и дарованию занимали высшие посты: «… брали лбом, стучали об пол не жалея!» - с горечью восклицает Чацкий.
- А есть ли победившие в споре между «веком нынешним» и «веком минувшим»? (Социальный конфликт в комедии развязки не имеет, он выходит далеко за рамки произведения)
6. Оценивание учащихся.
7. Домашнее задание: выучить один из четырех монологов ( на выбор), разгадать кроссворд по комедии «Горе от ума».