Формирование УУД у учащихся начальной школы через урочную и внеурочную деятельность
Формирование УУД у учащихся начальной школы через урочную и внеурочную деятельность
Учитель начальных классов МБОУ «Татарско-Безднинская начальная школа-детский сад», руководитель шмо начальных классов Айнутдинова Л.А.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Овладение ребенком УУД означает формирование «умения учиться», т.е. способности к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений, и его коммуникативную компетентность.
Развитие личности, в основе которого лежат УУД, является отличительной особенностью нового стандарта.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
К реализации ФГОС в нашей школе предшествовала работа по подготовке школы: создана нормативно-правовая база, основная образовательная программа начального общего образования, улучшены материально-технические условия, проведён анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе - внеурочной деятельности обучающихся.
Важным условием для успешного формирования УУД является компетентность педагогических кадров. С целью методической подготовки по проблеме ФГОС все учителя и воспитатели нашей школы прошли подготовку на курсах повышения квалификации. На заседаниях школьного методического объединения организовалось детальное изучение документов, регламентирующих деятельность ФГОС, составление рабочих программ, которые отвечают требованиям ФГОС, проводились заседания по темам «Формирование УУД в начальной школе», «Проектная деятельность младших школьников», «Коммуникативно-деятельностные технологии в обучении», «ИКТ технологии в обучении», «Исследовательская деятельность на уроке и внеурочной деятельности»
В 2014-2015 учебном году продолжена организация методического сопровождения ОУ на работу по ФГОС, педагогами продолжается работа по отслеживанию динамики формирования УУД у младших школьников; организована работа методического объединения учителей начальной школы по темам:
–Изучение особенностей технологии креативного мышления, «Особенности технологии оценивания. Диагностики и мониторинг в 4 классах на этапе завершения первой ступени обучения по ФГОС»
Еще одним важным условием для успешного формирования УУД – включение учащихся в активную учебную деятельность, правильная организация которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий.
При подготовке к урокам учителя используют «Методические рекомендации по проектированию современного урока» МОиН РТ., учитывают требования к составлению структуры современого урока. Наблюдения показывают, что одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание, как постановка учебной задачи формируются регулятивные УУД;
при изучении нового материала перед учащимися ставится новая проблема, предлагается выбрать верные утверждения, задается вопрос типа: Как вы думаете...? После предположений учащихся начинается совместное открытие нового - формируются коммуникативные УУД.
Практическая работа или проведение опыта помогает учащимся выбрать правильный ответ. Таким образом, ребята самостоятельно делают вывод и сравнивают его с выводом в учебнике. Активное участие ребят в проведении опыта на этом этапе урока приводит к развитию УУД во всех сферах:
-личностные (формирование интереса)
- регулятивные (использование простейших предметов для проведения опыта)
- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником)
- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)
на последнем этапе урока происходит рефлексия учащимися своих действий, которая предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и условия обучения. На уроках учителя применяют системно-деятельностный подход, проблемное обучение; игровые, информационно-коммуникативные, групповые технологии; компетентностный подход; личностно-ориентированный подход. Детская самостоятельность формируется через:
работу в группах,
дифференцированные задания,
проекты по предметам
В большинстве учителя нашей школы для формирования универсальных учебных действий освоили общеизвестные приоритетные технологии деятельностного типа:
Технология проектной деятельности
Технология исследовательской деятельности
Технология деятельностного метода
Информационно-коммуникационные технологии
Технологии проблемного обучения
Проблемно-диалогическая технология
Технология продуктивного чтения
Для формирования личностных УУД учителями используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку. Например:
- Речевые упражнения «Придумай продолжение текста»
- Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
и творческие задания разного вида во всех классах и на всех уроках на начальной ступени обучения;
Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке. Например,
- даются задания с ошибкой, дети должны сами найти ошибку;
- поиск информации в предложенных источниках;
- используется контрольный опрос на определенную проблему.
Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе. Работа в парах или группах– форма организации деятельности учащихся на уроке, которую применяют все учителя нашей школы на уроках русского и татарского языка, математики, технологии. При такой форме работы возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; возрастает сплочённость класса; ученик более точно оценивает свои возможности; формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать.
Совместное выполнение заданий: разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи и т. п. привлекает детей тем, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить,
доказывать.
Применяются следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- "отгадай, о ком говорим";
- "подготовь рассказ...", "опиши устно...", "объясни..." и т. д.
Для формирования познавательных УУД учителя подбирают задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Это такие задания, как:
- "найди отличия" (можно задать их количество);
- "на что похоже?";
- поиск лишнего;
- "цепочки";
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- работа со словарями;
К концу обучения в начальной школе дети должны владеть моделированием, т.е. не только уметь использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), но и уметь самостоятельно строить их. Метод моделирования используется уже на этапе обучения грамоте: это модели предложения, звуковые модели слова, которые затем преобразуются в буквенные.
Наиболее эффективное использование этого метода можно увидеть на уроках учителя Камаловой Р.И. Она на уроках математики использует схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. Также в своей работе использует единый алгоритм решения задач. Дети любят решать тестовые задачи и самостоятельно, и в группах. На уроках русского языка широко использует различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы. Использование их побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам; обобщать. Так же на каждом уроке использует диск к учебному комплекту.
На уроках «Окружающий мир» учитель Айнутдинов М.Р. учит детей извлекать информацию, представленную в иллюстративной, схематической, табличной форме, в таких источниках, как учебник, атлас, карта; Для формирования познавательных универсальных учебных действий он использует технологию ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА, которая базируется на системно-деятельностном подходе и обеспечивает создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний. На уроках окружающего мира при организации самостоятельной работы учащихся, в основном, преобладают задания для формирования познавательных универсальных учебных действий. Этому способствует работа в рабочих тетрадях по окружающему миру по УМК «Школа России».
На уроках литературного чтения учителями Мударисовой Н.Н., Камаловой Р.И., Айнетулловой З.А. используется технология продуктивного чтения. Целью такой технологии является обучение самостоятельно понимать текст обучающимися. Для достижения данной цели применяются приемы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения
I этап – работа с текстом до чтения с помощью заданий учителя ученики прогнозируют содержание изучаемого рассказа, на этом этапе возникает мотивация к учению
II этап - работа с текстом во время чтения учитель учит вести диалог с автором: задают вопросы, сами отвечают и проверяют себя по тексту
· III этап - работа с текстом после чтения проводится беседа по рассказу, определяем главную мысль, позицию автора, дети вызказывают свою позицию.
Ведется работа над формированием умения строить план текста с выделением существенной и дополнительной информации.
При формировании УУД важно научить детей умению оценивать и анализировать деятельность на уроке: свою, одноклассника, класса. Учителями 3-4 классов применяются такая форма работы, как взаимооценивание письменных работ по оговоренным заранее нормам и критериям оценивания: ребята оценивают, например, арифметический или словарный диктант одноклассника. Учитель Алиуллова Г.А. старается обучать учащихся с 1 класса оцениванию устных ответов товарищей, в результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ.
Всеми учителями на уроках активно применяется ИКТ, они позволяют сделать процесс обучения для детей более увлекательным и интересным. Ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира.
Еще одним важным условием для успешного формирования УУД является диагностика. Основным методом мониторинга сформированности УУД для учителя остается метод наблюдения и фиксация результатов наблюдений.
В своих классах учителя проводят диагностику уровня сформированности компонентов учебной деятельности, что позволяет в свете новых ФГОС говорить об уровне сформированности УУД. Диагностику проводим в 1классе в начале и конце учебного года, во 2-4 классах один раз в год. Стартовая диагностика показывает основные проблемы, характерные для большинства первоклассников и ответы на вопросы:
- Готовы ли будущие первоклассники стать школьниками? Как помочь первокласснику? Исходя из первых результатов составляем индивидуальные планы работы. Далее диагностика проводится с целью наблюдения индивидуальных изменений. В 4 классе планируется проведение итоговой диагностики.
Диагностика уровня сформированности личностных УУД 4 класса на конец 3 класса показывает:
уровни
Базовый
Повышенный
Высокий
1 класс начало года
9
0
0
1 класс конец года
7
2
0
2 класс
3
4
2
3 класс
1
6
2
Диагностика уровня сформированности метапредметных УУД 4 класса на конец 3 класса показывает:
уровни
Базовый
Повышенный
Высокий
1 класс начало года
4
5
0
1 класс конец года
4
4
1
2 класс
3
5
1
3 класс
3
4
2
Отслеживая результаты мониторинга можно увидеть положительную динамику в развитии всех видов УУД. У большинства детей развиты свобода общения, желание творить, не останавливаться на достигнутом. Следовательно использование образовательных технологий деятельностного типа, современных методов и приемов способствует развитию универсальных учебных действий.
С введением новых стандартов обучения в начальной школе приобретает актуальность использование системы накопительной оценки – портфолио учащихся. Оптимальным способом организации накопительной системы оценки в нашей школе является портфолио учащегося, который позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных достижений ребенка, предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность.
Много внимания уделяется учителями на организацию проектной деятельности, на уроках и внеурочных занятиях, которая очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, представления своих проектов. Представление проектов происходит в классе, в этом учебном году планируется проведение школьной научно-практической конференции. Выполнили следующие проекты:
«Гаил‰ – б‰хет чыганагы»
«Мой любимый журнал»
«Письмо Деду Морозу»
«Школа кулинаров» и другие.
В прошлом учебном году учащиеся 2 класса участвовали во Всероссийском творческом конкурсе «Наша славная победа» в номинации стенгазета, куда выслали проектную работу «Никто не забыт, ничто не забыто», получили Диплом победителя, заняв 1 место.
Учащиеся под руководством Камаловой Р.И. (4 кл.) в конце 2го и 3го года обучения вместе сделали стенгазету под названием «Нур», где было отображено самые лучшие творческие и проектные работы учащихся, сделанные за год на разные темы.
Внеурочная деятельность расширила возможность применения знаний, полученных на уроках, в практической и творческой деятельности детей.
Внеурочная деятельность учащихся 1-4-х классов в нашей школе организуется по направлениям и организуется в режиме группы продленного дня:
Направления внеурочной деятельности
Содержание
Спортивно-оздоровительое
Кружок «Быстрее, выше, сильнее»
кружок «Здоровейка»
Интеллектуально-познавательное
Клуб «Введение в мир профессий»
Студия «Грамотеи»
Художественно-эстетическое
Студия «Веселые нотки»
Мастерская «Самоделкин»
Социальное
Клуб «Юный инспектор дорожного движения»
кружок «Росток»
Проектное
Кружок «Мир начинается с тебя»
кружок «Хочу все знать»
Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребёнком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач.
Программа «Мир начинается с тебя» реализуется через использование игровых технологий.
На основе исследовательских работ на темы «Тайна моего «Я», «Я+ ТЫ», “Экология моего села”, «История лампочки», «История телевизора» предусматривает выполнение проектов “Моя родословная”, “ Профессии моих родителей”, «Что означают наши имена»
На занятиях «Хочу все знать!» дети знакомятся с процессами проведения исследовательской работы. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентаций работ.
В коллективной форме ребята выполнили долгосрочный проект «Наш кукольный театр», в ходе которого освоили технологию изготовления кукол-персонажей по чулочной технологии, изготовили декорации. Данный проект является самопрезентующимся показали кукольный спектакль для воспитанников дошкольной группы нашей школы.
Основные цели кружка «ГРАМОТЕИ» : обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, совершенствование коммуникативных умений, эмоциональной выразительной речи. Упражнения представляют собой познавательные вопросы, упражнения поискового и творческого характера, н-р, на основе сказок, стихов придумывание своих историй, Игра « Кто внимательный?», "Волшебные слова (сюжетно – ролевая игра)", перевертыши, различные формы приветствия и прощания.
Клуб «Введение в мир профессий» выполняет задачу создания условий для формирования у детей младшего возраста единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.
Программа состоит из четырёх частей
профессии, связанные с природой( 9часов)
профессии наших мам ( 9часов)
профессии наших пап( 9часов)
профессии, связанные с путешествиями ( 9часов)
. Профориентационная беседа не является отдельным методом, она используется в сочетании с другими методами профориентации. Например, при проведении беседы по конкретной профессии используется наглядные методы (телевидение, кинофильмы, презентации) и практические (игры, тренинговые задания).
Клуб «РОСТОК» - программа направлена на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании на занятиях «Составление распорядка дня. Упражнения в выполнении правил поведения за столом. Сервировка стола перед принятием пищи. Мелкий ремонт книг. " и даёт практические умения и навыки о частях растений, их размножении на занятиях «Выращивание цветочно-декоративных растений»
В школе ведется серьезная работа с родителями. На родительских собраниях проводили анкетирование по вопросам введения ФГОС, обсуждаются основные положения, успехи и проблемы детей, представляются результаты внеурочной деятельности - творческие работы детей. Родители оказывают помощь в ведении портфолио, в оформлении проектов, в организации праздников, принимают активное участие в конкурсах. На совместном мероприятии с родителями конференции отцов - учащиеся представили и защитили проектную работу «Кто нас защищает».
Проанализировав результаты за 4 года, пришли к выводу, что применение описанных выше современных технологий и методик приводит к стабильным результатам. У ребят повысился интерес к учебной деятельности. Об этом свидетельствует участие во всероссийских конкурсах «ЧиП», «Русский медвежонок», «Зир‰к тиен» , двое учащихся стали обладателями диплома за 1 и 2 места среди татарских школ на всероссийском конкурсе «Зирек тиен». За победу в конкурсе «Ребус» обучающаяся 2 класса Хуснутдинова Раиля награждена Дипломом.
По результатам работы в начальных классах можно сделать вывод: учителя начальных классов стараются создавать условия для получения учащимися качественного образования на основе формирования системы универсальных учебных действий, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.
В 2014- 2015 учебном году, учитывая положительный опыт и имеющиеся недостатки, перед учителями начальных классов стоят следующие задачи:
Продолжить работу по повышению качества образования, через внедрение в свою педагогическую практику актуальных педагогических технологий, ориентированных на системно – деятельностный подход в обучении.
Подробное изучение технологии «Развития критического мышления»и использование приемов этой технологии при проектировании уроков.
Повысить качество проектно-исследовательской деятельности учащихся;
Использовать здоровьесберегающие технологии в учебном процессе с целью сохранения физического и психологического здоровья младших школьников.
13 EMBED opendocument.ChartDocument.1 1415
13 EMBED opendocument.ChartDocument.1 1415
Root Entry