Отчёт по самообразованию Формирование нравственных качеств у детей с ОВЗ через внеурочную деятельность
Отчет по теме самообразования:
«Формирование нравственных качеств у детей с ОВЗ через внеурочную деятельность»
Нравственное воспитание школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – эта адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Целью воспитания нравственных качеств у детей с ОВЗ является: формирование устойчивых нравственных качеств личности школьника. Исходя из цели, я ставлю следующие задачи:
- прививать воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды,
- помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали;
- помочь осознать свой личный опыт поведения.
Тема самообразования «Формирование нравственных качеств у детей с ОВЗ через внеурочную деятельность» выбрана мною не случайно. Так как я стала воспитателем не так давно (7 месяцев), то самообразование по этой теме для меня очень важно. Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. Считаю, что за год-два вершины педагогического мастерства не достичь, но попытаться понять душу ребёнка, разгадать мотивы его поступков, научиться направлять его деятельность в нужное русло, можно.
Не обойтись без теоретической базы при изучении данного вопроса. Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература:
1. Каиров, И.А. Азбука нравственного воспитания [Текст]/И. А. Каиров. – Москва, 2006.- 201с.
2. .Божович, Л.И., Нравственное формирование личности школьника в коллективе [Текст]/Л.И. Божович. - Москва, 2000.-468с
3. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности [Текст]/И.С. Марьенко. - Москва, 2005.219с.
Кроме этого, в течение года я посещала методические объединения на школьном уровне, открытые занятия, на которых я для себя почерпнула много нового и интересного. Особенно ценными в плане изучения темы «Формирование нравственных качеств у детей с ОВЗ через внеурочную деятельность» оказался просмотр форм работы образовательной деятельности у воспитателей с богатейшим педагогическим опытом, работающих в нашей школе (Грачёва Л.И., Чеботарь Н.Ю., Паномарёва Е.И. и тд.).
Одним из важнейших показателей мастерства является умение активизировать воспитанников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Для этого в классе на протяжении всего учебного года я проводила экспериментальную, индивидуальную работу с учётом увлечений детей, читала познавательную литературу, старалась чередовать методы работы, возбуждать активность воспитанников. Для меня стало правилом: «Нельзя повторяться, нужно постоянно находить новые оригинальные способы общения с воспитанниками».
Благодаря наблюдениям за работой педагогов школы, их советам и наставлениям, а также изучению специальной литературы у меня сформировалось представление о мастерстве воспитателя. Я сделала вывод, что педагогическое мастерство — это искусство воспитания, требующее постоянного совершенствования.
Итак, я пришла к выводу что формирование у детей к нравственных качеств несет не только образовательные и воспитательные функции но и является хорошей платформой в коррекции психо-эмоциональной сферы. Началом работы по теме опыта стало проведение авторских диагностик (авторы Т.В Купоросова, Н.П. Капустиной, М.И.Шиловой) по определению исходного уровня сформированности нравственной воспитанности обучающихся 5 класса 2015году. Перед школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей обучающихся к активно деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.) Моей задачей является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Понимая что, важным условием нравственного воспитания является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, я стараюсь ставить воспитанников в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Формирование нравственности происходит в школе на всех занятиях. И в этом отношении нет главных и неглавных тем. Я считаю, что воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, но и та атмосфера, которая складывается на занятии, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Для нравственного воспитания я стараюсь организовать учение как коллективную деятельность, ставя познавательную задачу перед детьми как общую, для решения, которой нужен коллективный поиск. Нравственное воспитание будет осуществлено и в том случае, если компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления будут включены в содержание внеклассной работы.
Именно поэтому я уделяю особое внимание внеклассной работе, особенно проведению игр, праздников. Ведь праздники, игры – это важный фактор формирования человека, его нравственных чувств, сознания и поведения. Они пробуждают у детей интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности.
Мы вместе с детьми проводим такие праздники: «Марафон добрых дел», «Поможем птицам зимой», «Валуйки, с Днём рождения!» и т.д.
Через познание духовного опыта поколений дети приходят к открытию своего «я», которое неразрывно соединяет их с отчим домом, родным краем, с людьми, оказавшими влияние на их судьбу. Пробудить в ребенке желание любить, творить добро для людей, укрепить стремление сохранять и умножать ценности, создаваемые человеком, научить восхищаться прекрасным в жизни — это одна из задач моей работы.
Ученики моего класса с удовольствием участвуют в тематических конкурсах на лучший рисунок, плакат: «Листья жёлтые кружатся», «Добрые герои сказок», «Рисуем храм», «Плакат к 8 марта»
Также нравственное воспитание будет осуществлено в том случае, если родители личным примером будут способствовать воспитанию нравственности. Понимая это я на родительских собраниях и провожу беседы с родителями в игровой форме на тему: «Моя семья», «Папа, мама, я – читающая семья!»; «Папа, мама, я – спортивная семья!»; «Папа, мама, я – дружная семья!»; «Неразлучные друзья – родители и дети.» и др. В своей работе стараюсь придерживаться Азбуки морали, Которую предлагает В. А.Сухомлинский:
• Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно.
• Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
• Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
• Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь.
• Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей.
Завершая, я могу сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания младших школьников, добиваясь нужных результатов.
Список литературы
1.Божович, Л.И., Нравственное формирование личности школьника в коллективе [Текст]/Л.И. Божович. - Москва, 2000.-468с.
2.Каиров, И.А. Азбука нравственного воспитания [Текст]/И. А. Каиров. – Москва, 2006.- 201с.
3.Марьенко, И.С. Нравственное становление личности [Текст]/И.С. Марьенко. - Москва, 2005.219с.
4. Натанзон, Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика [Текст]/Э.Ш. Натанзон. – Москва, 2001.-349с.
5.Толкачёва, Л. Всех выше должно стоять образование нравственное [Текст]/ Л.Толкачева.- Минск, - 2002.-291с.
ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат №1»
Отчёт по теме самообразования
«Формирование нравственных качеств у детей с ОВЗ через внеурочную деятельность».
Подготовила: Воспитатель Жаворонкова Н.А.