Урок по предмету Основы православной культуры — О чем рассказывает икона
Тема: О чем рассказывает икона
Цель урока: обогащение внутреннего духовного мира детей через соприкосновение со святынями Христианства, пополнение знаний об иконе как неиссякаемом источнике душевных и физических сил человека
Задачи:
- формировать эстетический вкус учащихся на примере образцов светской и церковной культуры,
- продолжить работу по развитию у учащихся способности к анализу произведения искусства,
- выявить отличия иконы от картины;
- расширить словарный запас и кругозор учащихся;
- воспитывать национальную гордость и любовь к Родине, традициям русского народа.
Оборудование: составлена электронная презентация, Глоссарий, учебник А.В.Кураева «Основы православной культуры», рабочая тетрадь, карточки
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Учитель:
«Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю»
- Я не случайно начала наш урок отрывком из «Казачьей колыбельной песни», написанной великим русским поэтом М.Ю.Лермонтовым.
- Подумайте и скажите, о чем нам говорят эти слова?
- Что такое «образок святой»?
- Для чего мать дает его сыну?
- Из этого отрывка мы видим, что о святом образе – иконе – мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти.
- Сегодняшний наш урок мы посвятим одному из символа христианства – иконам и их создателям.
- На слайде – живописные изображения событий библейской истории, но лишь одно является иконой. Какое?
- А как вы определили?
- Сегодня нам и предстоит разобраться в том, как светские и церковные произведения живописи различаются между собой.
- Таким образом, тема нашего урока «О чем рассказывает икона».
- Так о чем же мы будем с вами говорить?
III. Объяснение нового материала.
- Я предлагаю вам сравнить картины.
Леонардо да Винчи, Мадонна Бенуа Тихвинская икона Божией Матери.
- Что вы хотите сказать? (одинаковый сюжет)
- А в чем разница?
- Действительно, если мы посмотрим на картину Леонардо да Винчи, мысленно уберем нимбы у мамы и младенца, то увидим обычную молодую маму с ребенком на руках. Такая женщина могла жить в Италии в Эпоху Возрождения. На это нам указывает и прическа женщины, и одежда, и окружающие детали. Младенец на ее руках – обычный пухленький малыш. Мама своим ребенком как будто любуется, умиляется. На картине изображение реалистично, т.е. так, как мы могли бы видеть в действительности.
- На Тихвинской иконе же Божией Матери мы видим совсем иное.
Посмотрите, застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с иконы, проникая прямо в душу. Иконописец передал какое-то неземное спокойствие, достоинство. Глядя на этот сюжет, мы не можем сказать, что перед нами обычная женщина. Да и взгляд у Ребенка совсем не детский, а очень серьезный, даже мудрый.
- Скажите, всегда ли художник изображает так, как он видит? Может ли он на картине приукрасить?
- А что вы можете сказать про изображение на иконе?
- Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать сюжеты на иконе.
- Так в чем же отличие иконы от картины?
1. Соблюдение канона, системы правил создания изображения, поэтому все иконы написаны на один сюжет, легко узнаваемы. (пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше; все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды; овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот – мелкими, глаза – большими; внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, строго определены).
2. Предметы и фигуры не отбрасывают теней. В Библии говорится «Бог есть Свет», свет духовный, как озарение, поэтому предметы и фигуры не отбрасывают теней, они сами излучают свет. Золотой фон иконы – это символ бесконечного божественного Света.
3. Художники пишут картины с помощью перспективы (способ изображения объемных фигур, который передает их расположение в пространстве). В иконописи же используется обратная перспектива, на иконе нет заднего плана и горизонта.
* В ходе беседы у детей в тетрадях заполняется следующая таблица:
картина
икона
Можно приукрасить
Нельзя произвольно изображать сюжеты
Множество сюжетов
Написаны на один сюжет, легко узнаваемы
Обязательно присутствуют тени
Нет теней, фигуры, предметы сами излучают свет
Имеется перспектива, изображение в пространстве
Нет заднего плана и горизонта
IV. Подведение итога.
- Итак, ребята, давайте сделаем вывод: так что же называется иконой?
- В Древней Руси было много лесов. И церкви были деревянными. Украшали их с помощью дерева - на деревянных досках писали яркие картины. Их называли иконами. Икона – это картина, изображающая святых и эпизоды из Библии, события священной истории. «Икона» в переводе с греческого обозначает «образ», «изображение». На Руси иконы так и называли – «образа».
- Иконы возникли до зарождения древнерусской культуры в Византии и получили широкое распространение во всех православных странах. Там храмы в основном строили из камня. Каменные стены штукатурили и украшали наравне с иконами, мозаиками и фресками (картинами, написанными по сырой штукатурке), скульптурными изображениями святых.
Древнерусские иконописцы не называли себя художниками и, как правило, не ставили своих имен на созданных ими иконах. Не имя художника делало знаменитой икону, а несказанная ее красота, особый свет, дававшийся ею людям. Поэтому не так много имен иконописцев мы знаем: Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев, Симон Ушаков. Церковь в своей памяти хранит этих живописцев. Христиане считали, что изобразить духовную (внутреннюю красоту) красками очень трудно. Поэтому к написанию икон иконописец тщательно готовился. Прежде всего, он обращался к Богу в молитве, чтобы Бог просветил разум и даровал силы отобразить священный образ. Иконописец старался не совершать и малейших грехов, преодолеть свои страсти, стать лучше. Он внимательно следил за своим поведением, мыслями и чувствами, не допуская в них ничего недоброго (это называлось постом), сосредоточившись на предстоящем написании иконы.
- Итак, живописная икона заметно отличается от картины. Задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека. На иконе изображены те люди, которые прожили свою земную жизнь в любви. Как правило, им было тяжелее, чем нам. Но они смогли остаться людьми. Они никого не предали, ни от кого не отвернулись. Некоторые святые жили три тысячи лет назад (пророк Моисей), а некоторые были почти нашими современниками. Значит и людям 21 века этот путь тоже по силам.
V. Работа с учебником.
- В статье учебника «Икона» на с. 52-53 найдите и запишите значение слов: свет иконы, нимб, лик иконы. (проверка выполненной работы)
VI. Актуализация знаний учащихся. Икона и молитва.
- Как вы думаете, кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?
- Что можно сказать тем, кто скептически относится к молящимся? (Христианин поклоняется не иконе, а тому свету, который обозначен на иконе, принятыми выразительными средствами. Окно можно уничтожить, но не свет, льющийся через окно. Верующие поклоняются не окну, а Свету, молятся не иконе, а тому, кого они видят на иконе).
Глянешь, смиряется духа смятение,
Дышит свободнее грудь;
И, забывая все: горе, сомнение
Можно свободно вздохнуть.
Тайна глубокая, чудная, вечная
Скрыта здесь в ликах святых;
Теплая, чистая вера сердечная
Нам отражается в них.
VII. Задания для творческой работы.
* работа на карточках в парах
- Духовный мир – это
- «Святой образ» – это
* учащимся предлагается рассмотреть икону Сергия Радонежского с житием и доказать, что это икона.
- Как вы думаете, что обозначают рисунки вокруг лика Сергия Радонежского?
VIII. Рефлексия
- Что такое икона?
- Почему икона – Священное изображение?
- Чем икона является для христиан?
- Так, о чем же нам рассказывают иконы?
IХ. Домашнее задание.
- Попробуйте найти сведения и рассказать об одной из икон (на ваш выбор).
* Сотрудничество рождается при увлеченности, заинтересованности.
Спасибо за участие, за сотрудничество.
15