Конспект хорового занятия О чем рассказывает музыка

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дворец детского (юношеского) творчества Пушкинского района Санкт-Петербурга

















Методразработка
Конспект хорового занятия
Тема: «О чем рассказывает музыка»

Педагог дополнительного образования
Солонцова Татьяна Петровна
















Санкт-Петербург
2015г.

Конспект хорового занятия.
Год обучения: 2-й
Педагог: Солонцова Татьяна Петровна
Тема: «О чем рассказывает музыка».
Цель: Подвести детей к пониманию выразительных возможностей музыки.
Задачи:
образовательные:
показать детям разнохарактерные музыкальные образы;
расширить слуховые впечатления детей о выразительных средствах музыки;
познакомить детей с понятием «форте» и «пиано»;
дать детям слуховое представление о динамике.
развивающие:
развивать динамический слух;
совершенствовать вокально-хоровые навыки;
совершенствовать навыки музыкального сравнения;
активизировать воображение.
воспитательные:
формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке;
создать атмосферу для творческого развития детей;
помочь детям творчески раскрыться;
создать мотивацию к обучению.

Тип урока: комплексный

Методы обучения :
словесные (беседа, объяснение, разъяснение);
наглядные (слуховая, зрительная: доска, дидактическое пособие (картинки).
поисковые (определение на слух);
практические (пение, пластическое моделирование);
метод сравнения;
метод обобщения.
специальные музыкальные методы:
метод эмоциональной драматургии;
метод размышления о музыке;
метод наблюдения за музыкой;
метод установления взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе;
метод уподобления характеру (интонационное; моторно-двигательное)
метод обеспечения внутреннего эмоционального приятия художественного произведения.
Основные понятия, изучаемые на занятии:
«форте», «пиано», «вступление», «регистр».
Задания для учащихся:
слушать при пении друг друга и педагога;
отгадать музыкальную загадку;
исполнить песню про лису с движением;
показывать рукой фразу в песне;
петь выразительно;
внимательно играть в музыкальные прятки;
исполнить танец кукол;
внимательно слушать музыку;
определить характер музыкального произведения;
определить настроение мелодии для стихотворения;
сочинить и спеть разный по настроению вальс.

Музыкальный материал: Sempre Assim (Музыка в гармонии с природой), Д.Д. Шостакович «Вальс-шутка», С.С. Прокофьев «Сказка старой бабушки» №3, П.И. Чайковский «Нянина сказка», В. А. Моцарт «Прятки», распевка «Солнышко», «Уж как шла лиса», С. Баневич «Мир», М. Славкин «Ладушки-ладошки».
Оборудование на уроке: доска, фортепиано, музыкальный центр.

Основные этапы урока:
I. Организация.
II. Вокально-хоровая работа
а) распевание
б) работа над песней
III. Музыкально-дидактическая игра «Прятки»
IV. Вокально-хоровая работа:
а) работа над песней
V. Музыкально-пластическая деятельность.
VI. Слушание музыки.
VII. Вокальная импровизация
VIII. Обобщение

Используемые сокращения:
«Д.» – дети; «П.» – педагог.











Ход занятия.

I. Организация.
Перед занятием, настраиваю детей.
П: Сейчас, за дверью класса уже происходят чудеса. Поэтому давайте войдем тихонько, на цыпочках.
Дети входят под музыку (Sempre Assime). Я приветствую детей.
П: Вы наверное поняли, где мы с вами очутились.
Д: В волшебном лесу.
П: Верно. И в этом лесу царит свой порядок. Нам нужно его не нарушить. Кого вы услышали в лесу?
Д: Кукушку.
П: Вот и мы с вами превратимся в кукушку. Нас много, а попробуем спеть как будто здесь одна кукушка. Для этого сначала слушаем меня.
II. Вокально-хоровая работа.
Перед пением напоминаю певческую посадку. Распевка «ку-ку». Добиваюсь того, чтобы дети слушали друг друга. Работаю фронтально и по группам.
П: В волшебном лесу живет один умный зверь. Вот, послушайте, кто это?
Исполняю распевку «Уж как шла лиса» с движениями (показываю руками походку лисички) .
Д: Это – лисичка.
П: Почему же она умная? Что же с ней случилось?
Д: Она умеет читать. Лисичка шла и нашла азбуку.
Разучиваем по фразам методом «эхо».
П: Ребята, а как двигается лисичка?
Д: Плавно, неторопливо, красиво.
Работаю над кантиленой. Добавляю движения. Дети исполняют распевку стоя с пластическим показом.
П: А теперь я хочу вам напомнить одну песню. Послушайте, как она начинается.
Концертмейстер играет вступление к песне «Мир» Баневича.
Д: Это песня «Мир».
П: А кто вспомнит, как называется такое начало в песне, когда еще нет слов, а звучит только мелодия?
Д: Вступление.
П: А о чем может рассказать нам вступление?
Д: О характере, о настроении песни.
П: Какой характер будет в этой песне?
Д: Ласковый, нежный, добрый.
Исполняю песню «Мир». Разучивание по фразам. Вспоминаем слова. Использую метод пластического моделирования фразы. Показываю рукой движение мелодии. Работаю над характером исполнения (нежно, плавно), добиваюсь кантилены. Выясняем с учениками повтор в мелодии. Отдельно отрабатываю интонационно сложные места: во фразе «С Новогодней елки» рисуем рукой елку большую от потолка до пола, тем самым запоминается интонационно сложный оборот. После работы над песней, дети исполняют первый куплет целиком.
П: Вот видите, мы с вами попробовали в песне свои выразить чувства к маме.
III. Музыкально-дидактическая игра «Прятки».
П: Живет в волшебном музыкальном лесу Эхо. Очень необычное эхо. «Ау!», - кричим мы (говорю громко), - «Ау!», отвечает Эхо (говорю тихо). Мы кричим громко, «форте» ( говорю громко и широко развожу руки), Эхо отвечает тихо, «пиано» (говорю тихо, прислоняя указательный палец к губам). Форте – пиано, форте – пиано.
На доску вешаю пособие:

пиано ФОРТЕ

П: Давайте попробуем поиграть в такое необычное Эхо. Я говорю: «Форте!».
Вы отвечаете
Д: Пиано (говорят тихо).
П: Пиано.
Д: Форте (говорят громко).
П: Эхо очень любит играть в музыкальные прятки, и пригласило нас поиграть. Когда вы услышите, что музыка звучит громко, «форте», тогда сядьте ровно, а если тихо, «пиано», закройте ладошками лицо.
Концертмейстер играет «Прятки» Моцарта.
IV. Вокально-хоровая работа.
П: Мы довольно неплохо поиграли в музыкальные прятки, а сейчас я познакомлю вас с очень интересной песней. Вот послушайте.
Исполняю песню «Ладушки-ладошки». Затем детьми выясняем, о чем песня и ее настроение. Работаю над 1 частью. Разучиваю по фразам. Ищем мелодические повторы. Использую метод пластического интонирования, пропевания про себя. Сравниваем между собой два предложения. Обращаю внимание на разные окончания. Играю средний раздел.
П: Скажите, настроение изменилось?
Д: Да. Оно стало более грустное, ласковое, нежное.
Разучиваем методом «эхо». Работаю над кантиленой.
Дети исполняют первую часть песни под аккомпанемент.
П. Музыкально-пластическая деятельность.
Повторяем пластический этюд, выученный на прошлом уроке.
П: В прошлый раз мы с вами были сказочными героями: стойкими оловянными солдатиками и бумажными балеринами. Давайте вспомним как мы танцевали.
Напоминаю движения девочек( ноги и руки во второй позиции, две фразы - наклон вперед, третья – руки в четвертой позиции и покружиться). Мальчики – маршируют на каждую фразу.
Дети встают свободно и танцуют под музыку (Вальс-шутка).

VI. Слушание музыки.
П: Вот мы с вами поиграли в сказку. А какие бывают сказки?
Д: Веселые, грустные, волшебные, страшные.
П: Оказывается, ребята, музыкой тоже можно рассказать сказку. И сегодня я приготовила для вас 2 сказки. А вот какие они, вы мне сами расскажете. Слушаем внимательно.
Концертмейстер играет «Бабушкину сказку».
П: Какая сказка по настроению, по характеру?
Д: Темная, страшная, пугающая.
П: В этой сказке больше низких, темных или высоких, светлых звуков?
Звучит начало сказки.
Д: Низких.
П: А кто вспомнит, как называется в музыке этажи, на которых живут высокие, средние и низкие звуки?
Д: Регистры.
Вешаю на доску пособие «регистры».


ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ регистр


НИЗКИЙ


П: Давайте теперь скажем как настоящие музыканты. В этой сказке (показываю на пособие).
Д: Низкий регистр.
П: А теперь послушаем другую сказку.
Исполняю(под аккомпанемент) «Нянину сказку».
П: Похож характер этой сказки на характер первой?
Д: Нет. Это другая сказка, добрая.
П: А какое настроение в этой сказке?
Д: Веселое, смешное.
П: А в этой сказке какой регистр?
Д: Высокий.
П: Вот видите, какие разные оказались сказки, их настроение, которое выразила нам музыка.
VII. Импровизация.
П: Не только сказки, но и рассказы бывают грустные и веселые. Мы с вами как-то уже были композиторами и сочиняли вальс про слона. Кто напомнит мне стихи?


Д: Жил был один замечательный слон
Вальс танцевал изумительно он.
Не знаю, поверите вы или нет,
Слона пригласили в балет.
Я прошу сильных учащихся сочинить и спеть вальс.
П: А теперь я хочу познакомить вас с другим слоном:
Жил был другой, очень маленький слон
Грустный - прегрустный, печальный был он.
Вальс так хотел этот слон исполнять,
Не взяли его танцевать.
П: Скажите, этот вальс будет отличаться по настроению?
Д: Да. Он будет грустный, печальный.
П: Кто попробует сочинить грустный вальс?
Спрашиваю желающих, начиная с сильных учащихся.
VIII. Обобщение.
П: Ребята, что мы сегодня узнали?
Д: Что музыка бывает разная по настроению, что она может рассказать о чувствах.
П: То есть музыкой можно выразить все, что чувствуешь.



15