Открытый урок по музыке во 2 классе на тему «О чем рассказывает марш в балете»

Открытый урок по музыке во 2 классе на тему
«О чем рассказывает марш в балете»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Форма урока: путешествие.

Цель: Познакомить с жанром – марш, его разновидностями.
Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и
музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного
мышления, чувство ритма, речи через учебную деятельность.

Задачи:
Продолжать формировать знания о том, что музыка способна выражать чувства, настроения людей и их характеры через музыкальный материал урока (маршевую музыку).
Повышать исполнительскую и слушательскую культуру.
Развивать музыкально-двигательные, ритмические и вокально-хоровые навыки, коммуникативные умения.

Музыкальный материал:
С.Чернецкий «Встречный марш» – вход, слушание.
Марш «Триумфальной победы» – слушание, движения марша,
ритмические упражнения под музыку.
М.Блантер «Марш футболистов» – слушание, ритмические упражнения
под музыку.
4. Марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковский (фрагмент)
5. П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» – слушание,
использование самодельных шумовых инструментов
6. Фонограмма песни «Енотик»
7. Фонограмма песни «Лето»
8. Фонограмма песни «Кукушка»

Оборудование: Портрет композитора, схемы, фонотека, детские шумовые
инструменты «шумелки», «барабанчики», мультимедиа
презентация и видео.

Ход урока

1. Музыкальное приветствие
- Здравствуйте, ребята.
- Здравствуйте.
- Здравствуйте, учитель.
- Здравствуйте.

Учитель: Под какую музыку, вы вошли в класс?
Что можно делать под эту музыку?
Удобно маршировать под эту музыку?

Дети: Марш. Под эту музыку можно маршировать.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие в
королевство «Балет» и узнаем, о чем рассказывает марш в балете.
А пока вспомним, что такое балет?

Дети: Балет-это музыкальный спектакль, где музыкальное содержание
передается с помощью музыки и танца.

Учитель: Какие бывают марши и где мы их слышим.
Кто мне скажет, что такое марш?

Дети: Когда марширую и ходят.

Учитель: Человек живет, пока стучит сердце. Найдите у себя пульс.
Пульс – это ритм нашего сердца. Когда вы болеете, приходит врач, он
обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме и как часто
он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли.
Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом.
Давайте прохлопаем ритм. I ii I ii I ii I ii I ii I ii ; I I I I I I .

Учитель: Ритм марша всегда очень четкий.
Сильная доля называется «ударная».
Марш всегда исполняется под счет: «раз-два», причем «раз» – ударная
доля, а «два» – тихая.
На свете существует много разных маршей громких и тихих, высоких
и низких, веселых и печальных.

2. Основная часть.

Учитель: Слышите, как трубят трубы, звучат фанфары, слышна барабанная
дробь. Льется торжественная, величавая музыка.

Звучит «Встречный марш» – дети слушают.

Учитель: Ребята, что можно делать под эту музыку?

Дети: Под эту музыку можно маршировать.

Учитель: Верно, именно маршем мы зашли сегодня в класс, и попали в
необычное сказочное Королевство Маршей.
Принцесса этого королевства уже вышла нас встречать.
Во время церемонии и приёма гостей исполняется марш, который
называется «Встречный».
Он открыл наше путешествие.
Перед дворцом – большая площадь, на которой выстроились войска
для торжественного парада. Ровным строевым шагом проходят
солдаты. Музыка марша имеет четкий ритм, под который сапоги
солдат ударяют о землю. Я предлагаю вам встать промаршировать
под звуки этого марша и отметить сильную долю в музыке.
Звучит Марш «Триумф победителей». (Дети встают и выполняют
движения, которые показывает учитель по музыку).


Учитель: Кто марширует под эту музыку? Где? У вас на столах лежат
таблицы. Найдите слова, которые расскажут о настроении этой
музыки. (Приложение 1)

Ответы детей: гордо, уверенно, твёрдо, мужественно и т.д.

Учитель: Да, это был военный парадный марш. Для военных музыка марша
очень важна. Под его четкую музыку солдаты ровняют шаг в
походном или парадном строю. Как вы думаете, какие черты

· присущи настоящим защитникам отечества?

Дети: Мужество, стойкость.

Учитель: Маршей в музыке великое множество. О каком марше я сейчас
прочту стихотворение?

В спортивной жизни все в движенье –
Большое мощное сраженье.
Марш вхож в любое состязанье,
Ведь в нем есть дух соревнованья.

Учитель: О каком марше идёт речь?

Дети: Это марш спортивный.

Учитель: Верно.

Победы без него не будет,
Спортивный марш так любят люди!

В каждом городе есть спортивный стадион. В нашем сказочном
королевстве он тоже есть. Каждое утро королевская футбольная
команда выходит на тренировку под звуки марша. Как он бодро звучит
и настраивает игроков на победу!

Звучит «Марш футболистов». Дети слушают.

Учитель: С помощью этого марша мы сможем попасть во дворец
королевства Маршей. А помогут нам в этом сказочные герои.
Посмотрите, кто к нам пришел.
Учитель показывает Машу и Щелкунчика.

Дети: Это Щелкунчик и Маша.

Учитель: Правильно. И мы сегодня послушаем отрывки из балета
Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик».

Учитель: Яркие фанфары приглашают нас во Дворец. Когда в королевстве
наступает ночь, все стихает. Спят и взрослые, и дети. Не спится только
игрушкам. Они начинают свой парад. Послушайте и представьте себе
это сказочное действие.

Звучит Марш из балета «Щелкунчик»

Учитель: А какие музыкальные инструменты звучали в марше?

Дети: барабан и труба.

Учитель: Как вы думаете. А игрушечный марш, он какой?
Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки.

Дети: Легкий, звонкий, веселый, забавный.

Учитель: Звуки игрушечного марша еще легче, тоньше, он исполняется в
высоком регистре, но игрушечные солдаты идут также ровно, четко,
как настоящие.
Давайте послушаем «Марш деревянных солдатиков» П.И.
Чайковского.
А теперь сыграем «Марш деревянных солдатиков».
Мальчики на барабанчиках, девочки – на наших самодельных
шумелках.
Я буду дирижёром, а вы музыкантами, оркестром.
Следите внимательно за моими движениями рук, мальчики – слева,
девочки справа. А если я буду дирижировать обеими руками играем
все вместе.

Звучит «Марш деревянных солдатиков». Дети аккомпанируют в оркестре (имитируют барабаны и тарелки)

Учитель: Ребята вы готовы встретиться со сказкой?
Тогда смотрите все внимательно на экран.

Мультзарисовка Звучит Марш из балета «Щелкунчик»


3.Вокально-хоровая работа

Учитель: А сейчас мы с вами распоемся.
- Ми-мэ-ма-мо - Гры-грэ-гра-гро

Учитель: В исполнении Вероники, Олега и Даши мы услышим песню
«Лето»
И посмотрим, как ребята передают маршевые интонации.

Песня «Лето»

Учитель: Молодцы, хорошо справились с задачей.
А сейчас мы с вами проведем физкультминутку.

4. Физкультминутка «Енотик»

5. Разучивание песни «Кукушка»

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами разучим новую песню, которая
называется «Кукушка».
Послушайте, я вам ее спою, а потом приступим к разучиванию.
У вас на партах лежат листочки с текстом этой песни.
Давайте хором прочитаем текст этой песенки.
Четко пропеваем все слова и отмечаем сильную долю “шумелками”
самодельными музыкальными инструментами.

Учитель: Попробуем спеть первый куплет песни под фонограмму, четко
отбивая ритм, при помощи наших «шумелок».

6. Итог урока.

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебное
королевство Балета.

– Что же нового вы узнали за время нашего путешествия?

– С какими маршами мы познакомились?

Учитель задает вопросы, отмечает активность ребят на уроке, интересные и правильные ответы, их внимательность.

Совместно с учителем дети делают вывод о том, что все марши разные, но у них есть и общее: если все будут четко маршировать, то никто не собьется в строю.

Домашнее задание: Нарисовать героев того марша, который больше понравился и запомнился.

Оценка – наклейка с изображением сказочного героя.

Дети встают и под звуки песни «Кукушка», маршируя, выходят из класса.