Технологическая карта урока музыки в 6 классе О чем рассказывает музыкальный ритм.
Технологическая карта урока музыки
Предмет: Музыка
Класс: 6
Раздел: Как создаётся музыкальное произведение .
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Тема: О чем рассказывает музыкальный ритм.
Цель: Сформировать у учащихся понимание и осмысление особенностей танцевальных ритмов в музыке.
Задачи:
Метапредметные:
Личностные: формирование умения уважать музыкальную культуру мира, развитие музыкального мышления, чувства ритма, умение проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Регулятивные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия музыки, умение исследовать характерные ритмы в звуках окружающего мира и в музыкальных произведениях, чувствовать и ритмически воспроизводить размер музыкального произведения, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений.
Познавательные: формирование умения выделять и формулировать проблему ритмического многообразия в музыке, умения сравнивать и определять танцевальные ритмы в музыкальных произведениях.
Коммуникативные: формировать умение работать в паре, группе, аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение, умение слышать друг друга.
Предметные: ученик научится: определять, какие танцы имеют размер ¾ и чем они отличаются от вальса, услышит два новых танцевальных жанра, сможет отличать своеобразие ритма мазурки, вальса и полонеза (на примере мазурки си-бемоль мажор Ф. Шопена, вальса № 7 до- диез минор Ф. Шопена и полонеза ля мажор Ф. Шопена). Ученик получит возможность научиться: наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе ритмических сходств и различий нескольких танцевальных жанров.
Основные понятия: ритм, размер, мазурка, вальс, полонез.
Оборудование: компьютер, проектор, шумовые музыкальные инструменты, презентация «Размер и ритм танцев», аудио и видеозаписи танцевальной музыки Ф. Шопена, раздаточный материал: бумажные нотки, бумажные танцующие фигурки людей, словарь чувств и настроений, разноцветные карточки, таблица сходства и различий музыкальных ритмов, нотные записи.
ЭтапурокаВремя Содержание Формирование УУД Методы и приемы
действия учителя действия учеников 1 Этап мотивации
2 Актуализация знаний и пробного учебного действия
3 Место и причина затруднения
3 мин
5 мин
7 мин Приветствует учащихся, проверяет готовности к уроку.
(Перед учениками шумовые музыкальные инструменты). Учитель играет на бубне несложный ритмический рисунок, просит ребят повторить.
Учитель играет на треугольнике другой ритмический рисунок и просит детей повторить.
-Ребята, что мы с вами исполняли на музыкальных инструментах?
Учитель играет на фортепиано вальс ( «Вальс-шутка» Д. Шостаковича)
-А теперь какая музыка прозвучала, что вам подсказал ритм?
-Правильно. Для того, чтобы зазвучал не просто ритм, а определённая по характеру и жанру музыка, нужно композитору сочинить её по музыкальным правилам и законам. Ритмический рисунок приобретает свою смысловую линию при помощи размера. Что такое музыкальный размер?
- Каков он в вальсе?
- Кто может ритмически воспроизвести 3/4 размер?
- Молодцы! Сегодня на уроке будет звучать музыка только в 3/4 размере. (записывает на доске). Предлагаю сделать предположение – может ли быть ритм разным в нескольких музыкальных произведениях, если размер один и тот же?
- Конечно, ритм музыки будет разным даже при одинаковом размере. Интересно, о чём же нам может рассказать музыкальный ритм?
-Кто из вас может предположить тему урока?
Учитель предлагает:
-Откройте учебник на стр. 46 и посмотрите тему нашего урока.
-Я бы на месте автора поставила знак ? А вы?
-
Учитель предлагает записать тему урока в тетрадь
-Скажите, какие слова вам уже здесь знакомы?
-Подчеркните его
- А какие ассоциации у вас возникают с понятиям ритм, найдите на парте бумажную нотку и запишите на ней ваши ассоциации к слову «ритм». Даю вам 1 минуту.
-Молодцы!
- А теперь попрошу назвать ассоциации к слову «танец» и написать их на бумажном танцующем человечке.
-Молодцы! А чем они отличаются? Эти танцы?
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, садятся.
- Дети воспроизводят ритмический рисунок, заданный учителем на шумовых музыкальных инструментах.
-Дети воспроизводят другой ритм на шумовых инструментах.
- Отвечают: звуки, музыку, ритм…
-Танцевальная (вальс).
-Это чередование сильной и слабых долей. - Размер трёхдольный.
- сначала по–желанию показывают, затем повторяют все учащиеся.
- Делают предположения…
- О музыкальном произведении например…
-О чём рассказывает музыкальный ритм?
- Рассуждают, соглашаются.
-Записывают тему в тетрадь.
- Ритм.
- Подчёркивают слово.
- Дети работают индивидуально, затем отвечают: стук, марш, барабан, стук колёс поезда, танец…
- Записывают и называют: вальс, пары, бал, мелодия, красивый костюм, улыбка…
- Не могут ответить.
Регулятивные – волевая саморегуляция.
Личностные– мотивация, самоопределение.
Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные-осознанное и произвольное построение речевого высказывания, умение чувствовать и воспроизводить музыкальный ритм.
Регулятивные-
Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Регулятивные –
Прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик
Беседа.
Игра на шумовых инструментах.
Звучащие и пластические жесты.
Беседа.
Опрос.
Беседа.
Опрос.
Иллюстрация.
«Корзина ассоциаций».
4 Построение проекта выхода из затруднения 3 мин - А как вы думаете, что же нам надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
- Правильно!
- Итак, цель нашего урока выявить, чем отличается музыкальный ритм разных танцев,каковы же их отличительные черты? - Отвечают: может быть, сначала прослушать музыку танцев, затем понаблюдать за ритмом, определить характер музыки, ритмического рисунка, определить, в чём сходство и различия ритма танцев?
- Записывают цель урока в тетрадь.
Познавательныеамостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные-
составление плана и последовательности действий (алгоритма). Беседа.
5 Этап реализации построенного проекта 9 мин - Мы сегодня с вами сравним три танца: вальс, мазурку и полонез. Предлагаю вам послушать и определить, к какому жанру танца относится каждый ритм? ( включает по очереди 3 разных фрагмента)
- Прослушайте ещё раз и определите характер и ритм этих танцевальных произведений? (можете заглянуть в словарь эмоциональных состояний, он у вас на парте)
- Хорошо! А в чём сходство этих танцев?
- А различия?
- Так о чём же нам может рассказать музыкальный ритм этих трёх танцев?
- Слушают музыкальные произведения и определяют жанр.
- Слушают второй раз и определяют характер и ритм, отвечают:
-У вальса ритм плавный, кружащийся. Лёгкий, нежный…
- Мазурка – трепетная, изящная, игривая…
-Ритм полонеза уверенный, маршевый, чёткий, гордый...
- Одинаковый размер -3|4.
- Разный ритм, настроение.
- О характере музыкального произведения.
Коммуникативные–формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос
Личностные - формирование желания выполнять учебные действия;
Предметные– сравнивать музыкальные произведения разных жанров, определение ритма и характера.
Слушание аудио-фрагментов танцевальной музыки.
Презентация «Размер и ритм танцев».
6 Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала 8 мин - А теперь посмотрим, как вы почувствовали и запомнили ритм и характер вальса, мазурки и полонеза . Для этого вам нужно заполнить таблицу. А поможет вам в этом параграф, стр.46-48 и видео фрагмент. На эту работу вам дается 7 минут. Вам нужно найти различия и общее в танцах «мазурка», «вальс» и «полонез» (образец таблицы на доске)
- А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом и оцените его работу. За каждый правильный ответ-1 балл, всего 3 балла)- Ребята, давайте посмотрим, как вы поработали и оценили себя. Поднимите руку у кого 1 балл?
- У кого 2 балла, поднимите руку?
- А у кого 3 балла?
- Молодцы!
-Знакомятся с материалом из учебника, выделяют главное, самостоятельно заполняют таблицу « Характер танцевальной музыки».
-Проверяют таблицу друг у друга и правильность ответов.
- Поднимают руку те ученики, кто получил 1 балл.
- Поднимают руку ученики, набравшие 2 балла за работу.
- Поднимают руку ребята с 3 баллами в тетрадке.
Коммуникативн.- сотрудничество в парах.
Регулятивные-
Оценивать правильность выполненного действия.
Познавательные-
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Работа с учебником.
Просмотр видеофрагмента « Бальные танцы».
Работа в парах.
7 Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков с самопроверкой по эталону 5 мин -А теперь творческое задание! Пожалуйста подыграйте на шумовых инструментах ритм 3/4 для вальса, мазурки и полонеза. Ваша задача – почувствовать трёхдольный размер и выделять сильную долю. А после игры назвать, какой именно танец звучал. - Ребята исполняют ¾ ритм под танцевальную музыку вальса, мазурки и полонеза на музыкальных шумовых инструментах. Регулятивные- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Предметные- исполнять ритм чузыкального произведения. Игра на музыкальных шумовых инструментах.
Беседа.
8 Рефлексия 5 мин - А теперь я бы хотела узнать, что вы узнали на уроке, что вы делали и что вы чувствовали.
- До сегодняшнего урока мы считали, что трехдольность, размер ¾ указывает нам на вальсовый характер, значит мелодия должна быть плавной, легкой, кружащейся. На фоне этого ритма могут развернуться разные ритмические рисунки. Какие это танцы?
- Правильно. Так о чём же нам рассказывает музыкальный ритм?
- Прошу оценить вашу работу на уроке с помощью разноцветных карточек (красная –всё понял, жёлтая – немного затрудняюсь, синяя – ничего не понял).
-Спасибо ребята за урок, мне было очень приятно с вами работать, урок закончен, до свидания.
- Ответы детей.
- Мазурка, полонез.
- Ритм говорит нам, например, какой это танец, какой у него характер.
- Дети себя оценивают.
-Выходят из класса. Регулятивные -
Самооценка, контроль и коррекция.
Познавательные – способность и умение учащихся производить простые логические действия – анализ; структурирование знаний, оценка результатов деятельности. Опрос.
Самоконтроль.