Окружающий мир, в котором мы живем.
Физика, 7 класс
Урок№2. Окружающий мир, в котором мы живем.
Цель урока: охарактеризовать основные структурные уровни физического мира (микро -, макро -, мега мир), формировать понятие о физических величинах, единицах и способах их измерения;
ознакомить учащихся с основными единицами измерения «СИ»: времени, длины, площади, объема, пути и скорости;
ознакомить учащихся с дольными и кратными единицами «СИ»;
ввести понятие силы, как меры взаимодействия между телами;
выяснить физический смысл понятия «энергия»;
развивать аналитическое мышление и умение устанавливать причины физических явлений;
расширять кругозор учащихся.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование и наглядность: различные физические приборы;
опыты с магнитами для демонстрации взаимодействия; электризация тел.
комплекты карточек для светофора.
Видеофрагмент: о взаимодействии заряженных тел, приливы и отливы гидросферы Земли.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Как живете? (дети отвечают жестами и движениями)
- Как идёте?
- Как бежите?
- Ночью спите?
- Как даёте?
- Как берёте?
- Как шалите?
- Как грозите?
- Как сидите?
- А физику как знаете?
Настроение для урока создано, и можно начинать урок.
2. Мотивация урока. " Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг - геометрия". Эти слова, сказанные великим французским архитектором Ле Корбюзье, в начале ХХ века очень точно характеризуют и наше время, но в нем широко вошла в нашу жизнь физика. Мир, в котором мы живем, наполнен физикой домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет вам эта наука. Сегодня мы попытаемся узнать, как велик наш мир.
3. Актуализация опорных знаний.
***Фронтальный опрос
Задания для фронтального опроса:
1. Ребята, вспомните, пожалуйста, что такое природа?
2.Что изучает физика?
3. Что называется физическим телом.
4. Что называется веществом?
5. Назовите физические явления и приведите примеры различных физических явлений.
***Светофор
Условия игры – опроса.
У каждого из учащихся есть набор карточек трех цветов: красная, синяя и желтая. Ребята внимательно слушают учителя и поднимают карточку красного цвета, если полностью согласны с прочитанной фразой;
поднимают синюю, если считают фразу не верной;
желтая поднимается только в случае, если фраза верна при некотором условии.
Фразы для проведения игры.
1. Стол – это физическое тело (к).
2. Вещество – это то, из чего сделано тело (к).
3. Капля воды – это вещество (с).
4. Дождь – это тело (с).
5. Время – это физическая величина (к).
6. Вода – это вещество (к).
7. Тепловые явления – это только нагревание и охлаждение (ж).
4. Изучение нового материала.
Изложение нового материала проводится в виде беседы с учащимися по плану:
Мега -, макро -, микромир.
Основные, дольные и кратные единицы измерения «СИ».
Физические величины и их измерение.
Взаимодействия. Силы. Демонстрации взаимодействия. Видеофрагмент.
Энергия. Работа. Видеофрагмент.
Физическая теория. Физический закон. Видеофрагмент.
Опорный конспект
Безграничный океан истины расстилался передо мною неисследованным…
Исаак Ньютон
Объект физического мира Определение Размер, м Состав
Мега мир Мир космических тел 1020 - 1025 Галактики, звездные скопления, звезды
Макромир Совокупность окружающих тел, которые можно наблюдать невооруженным глазом 10-8 – 1020 Планеты, человек и тела, которые его окружают
Микромир Мир частиц, из которых состоит вещество 10-17 – 10-8 Молекулы, атомы, ядра атомов, нуклоны, элементарные частицы
Единицы измерения в системе «СИ»
Величина Обозначение Единица измерения
Длина a Метр, мПуть Метр, мВремя t Секунда, сМасса m Килограмм, кгПлощадь S Объем V Сила Энергия Приставки к единицам «Си»
Название Обозначение Приставка Название Обозначение Приставка
Гига Г 109 Деци д 10-1
Мега М 106 Санти с 10-2
Кило к 103 Мили м 10-3
Гекто г 102 Микро мк10-6
Дека да 101 Нано н 10-9
Типы физических взаимодействий
Тип взаимодействия Примеры
1. Гравитационное 2. Электромагнитное 3. Сильное (ядерное) 4. Слабое Электромагнитное взаимодействие
Электрические взаимодействия Магнитные взаимодействия
Обозначьте силы взаимодействия Обозначьте силы взаимодействия
● ●
+ +
● ●
+ -
● ●
- -
S SS N
N NЭнергия – это физическая величина, которая характеризуют способность тела или системы тел совершать работу вследствие изменения своего состояния
Закон сохранения энергии – во всех процессах, происходящих в природе, суммарная энергия взаимодействующих тел не изменяется.
5. Физкультминутка («истинно - ложно»):
Я скажу несколько предложений. Если предложение ложное, то вы встаете, если верное, то поднимаете руку.
Вода - тело.
Вода - вещество.
Снежинка - тело.
Температура - величина.
Дождь – явление.
Нагревание воды – явление.
6. Закрепление новых знаний и умений.
1. Закрепление проводится в форме беседы по вопросам:
Что такое макромир?
Приведите примеры тел и явлений , принадлежащих макромиру?
Что называют микромиром?
Какие силы действуют в микромире?
Какие виды сил взаимодействия существуют?
Что такое физическая величина? Приведите примеры.
Приведите примеры физических приборов.
2. Выполните упражнение.
Запишите значения физических величин:
2 мин 30 с =… с 0,225км = …м 100мл = …м3
1ч 20 мин = … с 4350 мм =… м…см 7МН = … Н
5400с = … ч …мин 500см2 =… м2 50 мкм =… м
3м 25 см = …мм 2000мм = …м 3 км = … м
6. Итоги урока. Оценивание.
7. Рефлексия.
***Заполните пропуски на карточках, лежащих на ваших столах.
Карточка.
1. Совокупность, окружающих нас тел, которые можно наблюдать невооруженным глазом называется _____.
2. Мир космических тел называют _____ .3. Мир _____, из которых состоит вещество, называют _____.
***Ответьте устно на вопросы:
1. Трудным ли для тебя был материал урока?
2. На каком из этапов урока было труднее всего, легче всего?
3. Что нового ты узнал на уроке? Чему научился?
4. Как эмоционально ты чувствовал себя на уроке?
8. Домашнее задание
* Задание по учебнику (Л.Э. Генденштейн, физика-7), § 4,5.6.
* Изучите и заполните опорный конспект.
* Дополнительное задание по желанию: Подготовьте сообщение по теме «Как физика изменяет мир?»
Физику учащиеся начинают изучать только в 7 классе, поэтому на первых уроках идет знакомство с методикой, которую использует учитель. С этим связано небольшое количество используемых методов. На этом уроке используются: фронтальный опрос, светофор, решение задач на дополнение, работа с опорным конспектом. Кроме этого ребята учатся правильно относиться к физкультминуткам, которые являются не только отдыхом, но и рабочим этапом урока. На уроке особое внимание уделено рефлексии, как отдельному этапу урока.
На данном уроке перед учащимися ставятся такие цели: охарактеризовать основные структурные уровни физического мира (микро -, макро -, мега мир), формировать понятие о физических величинах, единицах и способах их измерения;
ввести понятие силы, как меры взаимодействия между телами;
выяснить физический смысл понятия «энергия»;
развивать аналитическое мышление и умение устанавливать причины физических явлений;
расширять кругозор учащихся.
Важным моментом данного урока является первичное знакомство учащихся с основными единицами измерения «СИ»: времени, длины, площади, объема, пути и скорости; с дольными и кратными единицами «СИ». На каждом последующим уроке будет проводиться работа по отработке данной системы.