Конспект классного часа Широкая Масленица


Открытое занятие на тему «Широкая Масленица».
Цель: способствовать воспитанию духовно- нравственных качеств учащихся через гуманные традиции русских праздников.
Задачи: Воспитательные:
- побуждать детей к участию в праздниках, к изучению обычаев и традиций своего народа и рядом живущих народностей;
- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;
- содействовать формированию патриотических чувств;
- содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов.
Образовательные:
- расширить общее представление у учащихсяоб истории и традициях празднования Масленицы;
- дать представление о фольклорных произведениях малых жанров, играх, забавах, используемых на празднике.
Развивающие:
- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности ;- создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
Вид деятельности – социальное творчество, проблемно-ценностное общение, игровая деятельность, художественное творчество, познавательная деятельность.
Форма проведения – коллективное творческое дело.
Подготовительная работа с детьми: Объединить детей в семь групп (по дням недели); каждая группа анализирует информацию (материал напечатан на листах у каждой группы) о своем дне недели и выписывает главные приметы дня праздничной недели на лучик, который в дальнейшем будет прикрепляться к зафиксированному бумажному солнцу на доске. Таким образом блин постепенно превратится в солнце. Параллельно на экране будут представлены слайды с соответствующими днями недели.
Названия групп, реквизит:
- Понедельник. «Встреча»
- Вторник. «Заигрыш»
- Среда. «Лакомка»
- Четверг. «Разгул»
- Пятница. «Тещины вечерки»
- Суббота. «Золовкины посиделки»
- Воскресенье. «Прощеное воскресенье»
Оборудование:
а) изготовить таблички с названиями дней недели. Эти таблички будут стоять на столах;
б) вырезать из желтой бумаги солнце и прикрепить его над дверью класса;
в) подготовить колокольчики или бубенцы для звуковых перебивок.
г) презентация с соответствующим оборудованием.
Оформление класса:
а) над доской прикрепить плакат «В гостях у Масленицы»;
б) на подготовленной презентации включать соответствующие слайды с описанием дня недели..в) 6 столов поставлены буквой «П» возле стен класса; на каждом столе - табличка с названием дня недели. На столах - необходимый реквизит, соответствующий дню недели; остальные столы вынесены за дверь. Класс украшен по типу русской избы: вязаные салфетки, рушники и т. д. Пространство посреди класса занято стульями, которые стоят рядами, так чтобы дети сидели лицом к столам с табличками - это зрительские места.
План классного часа
1. Вступительное слово.
2. Путешествие «В гостях у Масленицы»:
- Понедельник. «Встреча».Игра в снежки.
- Вторник. «Заигрыш».Собери пословицу.
- Среда. «Лакомка».Накорми друг друга блинами.
- Четверг. «Разгул».Конкурс силачей.
- Пятница. «Тещины посиделки».Составляем рецепт блинов.
- Суббота. «Золовкины посиделки».Мальчики-сооружают и наряжают чучело Масленицы, девочки- поют песню в хороводе « Ой,блины…»
- Воскресенье. «Прощеное воскресенье». Общее действо - сжигание чучела Масленицы.
- общее действо по итогам Масленицы - «сжигание»( на слайде) чучела Масленицы.
3. Подведение итогов (рефлексия).
Ход мероприятия. Прежде - разделить ребят на группы по дням недели
Учитель: Ребята, добрый день! Очень рада приветствовать вас сегодня в этом уютно убранном классе. А теперь, ребята, я попрошу вас обратить взгляд на одно действо, которое сейчас произойдет на видеофильме! (включить видеоролик о вятской масленице Конная феерия!ютуб)
Учитель:Ребята, догадались ли вы, на какой праздник вы сегодня пришли?
Ребята выдвигают свои догадки.
(Включить слайды с картинами художников: Васнецова обязательно сказать о его вятских корнях), Сурикова и других авторов, пока я их ввожу в тему):
По народному календарю сейчас началась праздничная неделя. Как она называется? Что вы о ней знаете? (ответы детей). Правильно, сейчас идет Широкая Масленица. Масленица – древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от древней языческой культуры. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. В течение этой недели нельзя было есть мяса, но разрешались молочные продукты. Но главным блюдом в эту неделю были блины. Посмотрите на доску- он сегодня - главная примета нашего праздника. Есть даже такая поговорка: «Без блина - не Масленица». Ребята, а вы хотите широко отметить праздник?
Путешествие «В гостях у Масленицы»
Ребятам раздается печатный материал о праздновании дней Масленицы. Каждой группе - материал об их конкретном дне недели. Они выбирают основные приметы этого дня. После извлечения необходимой информации во время групповой работы учащиеся прикрепляют лучики с ответами к блину, который уже прикреплен к доске, -получается солнце.
Учитель: Каждый день Масленицы имел свое название
А теперь мы отправляемся в праздничное путешествие, в гости к Масленице. А вот и первая остановка - понедельник.
Звуковая перебивка (звон настоящего колокольчика).\
Понедельник — «Встреча»
Начало Узкой Масленицы. К этому дню достраивались снежные горы, качели. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин. В этот день дети старались от души наиграться с последним снежком. Они лепили снеговиков, строили снежные крепости и играли в снежки. Так они прощались с зимой, готовились встретить весну.
Учитель: Давайте и мы с вами поиграем! В снежки! Приглашаем от каждой команды по одному игроку. Им предстоит «налепить» как можно больше снежков … из газеты. Пока звучит музыка, игроки «лепят снежки». Музыка затихает. Снежки подсчитывают, затем выкладывают на середину.
А теперь другим участникам предлагаем собрать вслепую как можно больше снежков.
Игрокам завязывают глаза. Звучит музыка, игроки собирают снежки. Музыка затихает. Производится подсчет баллов.
Учитель: Вот и закончился понедельник, первый день Масленицы. А наше праздничное путешествие продолжается.
Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенцов).
- Вторник – “Заигрыш”. В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощали блинами.В этот день все веселятся, катаются на санках с гор, играют в снежки и другие игры.В старину на Масленицу не только гуляли, но и гадали. После весёлых гулянок и игр в снежки парни и девушки собирались вместе за общим столом.
Здесь - разрезать пословицы про Масленицу, блины, которые написаны наимитированном бумажном «блине». Ребята должны будут собрать части этого «блина» ( показать слайд с верными ответами)
1. «Не всё коту Масленица, будет и Великий Пост»
2. Зять на двор, пирог на стол.
3. «Без блина не Масленица»
4. «Блин не клин – брюхо не расколет»
5. Масленица - объедуха, деньги приберуха.
6. «Не житьё, а Масленица!»
7. «На горах покататься, в блинах поваляться»
8. «Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить»
Учитель: Отшумел, отзвенел веселый вторник-заигрыш. Пора и блинами полакомиться. Это мы сделаем в третий день Масленицы.
Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенцов).
Среда-«Лакомка».
Среда на масленичной неделе получила название «Лакомка». В каждом доме столы ломились от вкусной еды. На улицах было тесно от шатров и палаток, где продавались пряники, блины, орехи. Везде кипели самовары, можно было согреться горячим чайком. Покупали еду и приговаривали: «Масленица объедуха, деньгам приберуха». Все ели так, будто старались наесться на весь год! Денег на еду не жалели. Существовало поверье, что, если хорошо отпразднуешь Масленицу, не будешь жить в нужде. Лакомились именно блинами. Круглый, жаркий блин – символ солнца. Трудно еще солнышку справиться со снегами, нужны ему верные горячие помощники. Поэтому пекли именно блины, а рецепты у каждой хозяйки разные, да и лакомства к блинам придумывали на разные вкусы.
Здесь проводится веселый аттракцион - накорми друг друга блинами. 2 человека сзавязанными глазами попробуют откушать блины с рук друг друга.
Учитель:Блинов в среду наелись, сил набрались. Они нам пригодятся на четвертый день Масленицы.
Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенцов).
Четверг - «Разгул»
В четверг начиналась широкая Масленица. Этот день на праздничной неделе называют «Разгулом» и «Переломом». Широкая Масленица - это самый разгар игр и развлечений. По старинному обычаю в этот день на Руси выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек – предвестников Весны. А для тех, кто хотел показать силу молодецкую, устраивались жаркие кулачные бои.
Учитель:Внимание, внимание, вызываем и мы силачей на соревнование! Кого руки сильнее, тому и пироги круглее! Мальчики по очереди устраивают соревнование в армрестлинге (положить руку соперника, согнутую в локте, на стол). Соревнования заканчиваются, когда остается тот, кого никто не смог победить.
Вот и самый главный силач. Получай от нас блин да калач! (Вручает победителю блин и калач.)
Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенцов).
Учитель. Ну, а наше путешествие продолжается. Вот и пятница тихо катится.
Пятница - «Тещины вечерки»
Пятница на масленичной неделе получила название «Тещины вечерки». Званая теща должна была прислать с вечера все необходимое для выпечки блинов: сковороду, половник, тарелку, вилку, рушник. У каждой хозяйки был свой рецепт приготовления блинов. Рецепт этот передавался из поколения в поколение.
Учитель: Сейчас мы с вами посоревнуемся в кулинарных способностях. На ваших столах лежат списки продуктов, каждой группе из предложенного списка необходимо выбрать основные ингредиенты для приготовления блинов.
Потом-обязательновключить слайд с указанием необходимых продуктов.
Учитель:Ну, вот и наелись блинов в пятницу, а в субботу - опять готовь тарелки: приходят «Золовкины посиделки».
Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенцов).
Суббота. - «Золовкины посиделки».
Золовка - это сестра мужа. Молодые невестки принимали у себя родных мужа. И вновь угощали блинам. Отличительной чертой субботних гуляний были масленичные песни. С вечера парни и девушки собирались в доме и сооружали чучело Масленицы.
Учитель: Давайте и мы с вами последуем этим традициям и мальчикам-будущим мужчинам дадим мужскую работу-они будут устанавливать образ Масленицы. А мы с вами.девочки, сопроводим их работу песней.
Девочки, не зевайте, припев погромче подпевайте! Включить минусовку этой песни!
« Ой, блины, блины, блины, вы, блиночки мои!»
Участники группы поют песню, остальные гости подхватывают припев.Всем раздать листочки со словами песни.
Блины (русская народная песня)
Как на Масленой неделе
Мы блиночков захотели!
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
На поднос она кладет
И сама на стол несет.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
«Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы».
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
Учитель:Ну, вот и подходит к концу наше путешествие. Последний день Масленицы - «Прощеное воскресенье».
Воскресенье. «Прощеное воскресенье». В этот день устраивали проводы Масленицы.С утра вновь начиналось веселье: строили снежные городки, катались на санях, пели песни под гармошку. Проводили разные соревнования: кулачные бои, бои петушиные, перетягивание каната, взбирались на высокий столб, чтоб достать приз... Сударыню-Масленицу ставили на сани, рядом сажали красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. Все съезжались за околицу. Там разводили большой костер. Давали Масленице блин и торжественно сжигали ее под громкое пение. Но звонил колокол, и масленичное веселье заканчивалось. Последний день Масленицы еще называют «Прощеное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. В этот день люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».
Учитель:А еще, ребята, в этот день у нас в селе Большой Рой хозяюшки выпекают особое( наши предки верили, что если его съесть, то будешь сыт весь год!) печенье, которое по- марийски называется « Йугача».Я вас позже приглашаю его отведать вместе с блинами.
А далее учитель приглашает учащихся встать в два круга: внешний и внутренний (прежде разделив класс помощью жетонов –символами солнца и звезды на 2 группы.) Тут же стоит чучело Масленицы, которое установили и нарядили мальчики. Ходим по кругу-сначала просим прощение друг у друга, а потом - смотрим видеоролик, где сжигают чучело Масленицы. И, выкрикивая заклички (их я раздам 5-6 учащимся ), провожаем Масленицу в хороводе.
Рефлексия эмоционального настроения. Продумать!
Дорогие ребята! С весной вас, с весенними праздниками, с солнечным теплом и весельем. Желаем вам всегда хранить в сердце красоту народных русских традиций, радость души, которая всегда была свойственна русскому человеку. Да, у наших предков было, что вспомнить, что-то оставалось в их душе - то, чего, возможно, никогда не испытаем. Мы разучились радоваться жизни, как это делали наши предки. И не дай Бог, чтобы это перешло к нашим потомкам.
( Угощение блинчиками).
Вот румяные блины
Во все стороны равны!
К ним сметана или джем
Разбирайте, хватит всем!
С пылу, с жару, разбирайте,
Похвалить не забывайте!
Все румяны и красивы,
А за праздник всем – Спасибо!
Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенцов).