Конспект урока по музыке на тему Широкая Масленица (2 класс)
Урок музыки во 2-ом классе по теме:
«Широкая Масленица»
(программа Е.Д.Критская)
Цель: Знакомство с обычаями и традициями народного праздника Масленица,
с музыкальным фольклором
Задачи:
Знакомство с историей возникновения праздника – Масленица;
Погружение детей в атмосферу праздничных гуляний с помощью различных видов искусства: музыки, поэзии, живописи.
Развивать эстетическое чувство на примере высокохудожественных произведений искусства; развивать творческие способности, воображение, память.
Воспитывать уважение к традициям своего народа.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок- праздник.
Планируемые результаты
Предметные:
- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным
произведениям;
- развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
- умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
- умение оценивать произведения разных видов искусства;
Метапредметные:
- размышлять о роли русской народной музыки в жизни человека.
- развивать умения анализировать, сравнивать, рассуждать, обобщать, систематизировать информацию.
Личностные:
- развивать эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
- продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении творческих музыкальных задач.
Оборудование: компьютер, музыкальный центр, проектор, экран, фортепиано.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слайд 2-3
Вход под музыку «Проводы зимы» р.н.п.
Здравствуйте, ребята!
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться
Будем думать, рассуждать
Можем мы урок начать.
2. Актуализация знаний.
- какое настроение было у музыки, которая встретила вас в классе?
- понравилась ли вам прозвучавшая песня?
- а настроение у вас изменилось? Почему?
- как вы думаете - кто ее сочинил - композитор или народ?
- где чаще всего исполняют р.н. песни?
- ребята, а вы любите праздники? Назовите их.
- а кто из вас может пояснить нам - что же такое праздник?
(праздник – это веселье, шутки, смех, встречи со знакомыми и общение с незнакомыми людьми).
Да, праздники или народные гулянья захватывают человека полностью. Они оставляют самые светлые, самые яркие впечатления.
3. Постановка цели урока и подготовка к изучению нового материала:
- Нас скоро ожидает один из самых любимых, весёлых и почитаемых на Руси праздников , а вот какой – вы мне скажете сами, отгадав мою загадку:
Слайд 4
Всюду ярмарки, гулянья,
Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают! (Масленица)
- кто может сформулировать тему нашего сегодняшнего рока?
Слайд 5
(записать тему урока в тетрадь)
- а кто из вас бывал на таком народном гулянье?
Сегодня на уроке мы познакомимся с традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню, частушку, игры, загадки и поговорки. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности.
4. Ознакомление с новым материалом в форме диалога:
- Испокон веков праздничные гулянья отображались во всех видах искусства - в картинах, стихах и песнях.
И я хочу предложить вам рассмотреть репродукции картин художника Б.М.Кустодиева, который смог передать в них свои впечатления об этом веселом русском празднике.
Слайды 6-10
- что вы увидели на картинах?
Картины очень пестрые, с резкими контрастами, вместе с тем очень цельные. Обратите внимание, как мастерски художник объединил разные детали – люди, тройки, театральное представление в одно единое целое. Фоном для действия служит белый снег зимнего пейзажа, контрастом ему – яркие, сочные краски народного гуляния.
- какие приметы праздника вы увидели?
Слайд 11
- внимательно приглядитесь, какую музыку можно услышать, вглядываясь в эту картину?
(Можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон).
Длится праздник целую неделю. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад.
Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц.
- а вы знаете поговорки или пословицы об этом празднике?
Слайд 12
- «Масленица любит на горах покататься, в блинах поваляться».
- «Не житье, а масленица»,
- «Масленица объедуха, деньги приберуха».
- «Не всё коту Масленица» и др
Слайд 13
- кто из вас знает, какое главное угощение было на этом празднике? (Блины)
Слайд 14
-а на что похожи блины? (на солнышко)
Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца.
Слайд 15-16
Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее.
Слайд 17- 18
О блинах есть замечательная, веселая русская народная песня, которую мы с вами сегодня и разучим.
Разучивание р.н.п. «Блины». Вокально-хоровая работа над исполнением.
В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней.
- а вы знаете какие-нибудь масленичные игры?
Слайд 19-23
На масленицу играли в такие игры, как:
- кулачные бои
- перетягивание каната
- бой мешками
- катание с гор
- взятие снежной крепости
- ледяной столб
- жмурки и т.д
И сейчас мы с вами поиграем в одну из самых традиционных забав масленичной недели – «Горелки».
Физкультминутка.
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.Все хором.Гори, гори ясно,Чтобы не погасло.Глянь на небо,Птички летят,Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.
А сейчас я предлагаю вам окунуться в атмосферу этого праздника
(Просмотр начала видеоролика).
Слайд 24
Каждый день праздника имеет своё название и значение:
(Продолжить просмотр видеоролика)
- ребята, а какую задорную песенку каждый на празднике может спеть по куплетику?.. подскажите мнечастушки.
- а почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки?
(Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.)
Слайд 25
А теперь, мы все вместе споем масленичные частушки.
Я начну – вы не зевайте, и за мной все повторяйте,
Если будем дружно петь – будет песенка звенеть!
Исполнение частушек
Веселей играй, гармошка.
Масленица, не грусти!
Приходи весна скорее,
Зиму прочь от нас гони!
1. Приходите, заходите на румяные блины.
Нынче Маслена неделя, будьте счастливы, как мы!
2. Как на Масленой неделе со стола блины летели,
И сыр , и творог – все летели под порог!
3. Прилетали Марсиане, остались довольные
Их тарелки не пустые, а блинами полные!
4. Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинами объедаемся!
5. Я на Маслену готов скушать 50 блинов!
Закушу их сдобою, похудеть попробую!
6. Веселей играй гармошка, Масленица не грусти!
Приходи весна скорее, зиму прочь от нас гони!
7. С наступленьем воскресенья, просим мы у всех прощенья!
Наши добрые стремленья вызывают восхищенья!
8. На прощанье весь народ Масленицу подожжёт!
Разгорайся поскорей, чтоб жилось нам веселей!
Слайд 26- 27
И, конечно же, праздник не обходился без чучела Масленицы. Издревле чучело Масленицы мастерили из соломы. Везли его в поле. Пели и плясали вокруг него, а затем сжигали.
- как вы думаете, зачем его сжигали?
(Масленичные обычаи должны были способствовать плодородию земли. А сила смеха на Масленицу должна была обеспечить земле плодородящую силу).
(Просмотр окончания видеоролика)
Слайд 28
5. Закрепление пройденного материала. Итог урока.
Вот и подошёл к концу наш урок. А сейчас я проверю, внимательны ли вы были на уроке.
Попробуйте отгадать мои загадки и ответить на вопросы:
1. Желтая тарелка на небе висит,
Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце)
2. И с икрой, и со сметаной – Всякие они вкусны! Ноздреваты и румяны – Наши солнышки- (блины)!
3. Как называются маленькие, шуточные песенки? (Частушки)
4. Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний? (Игры)
5. А блины на Масленице были символ чего? (Символом солнца.)
6. Какую поговорку о масленице, вы запомнили?
Молодцы, на все вопросы ответили правильно.
- Что вам больше всего запомнилось на уроке?
6. Домашнее задание
Ребята, я принесла каждому из вас – блин-солнышко, который вы можете подержать в руках. Но он не простой.
На обратной стороне этого блина-солнышка для каждого из вас есть домашнее задание. У каждого оно будет разное: кому-то найти поговорку про Масленицу, кому-то сочинить частушку, а кому-то раскрасить рисунок по теме «Масленица».
Вы дома внимательно прочитаете и выполните его к следующему уроку.
Слайд 29
Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, импровизировали - Молодцы!
15