Урок литературы в 8 классе Идейное содержание поэмы М. Ю. Лермонтова Мцыри
Урок литературы в 8 классе
«М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Идейное содержание и композиция произведения»
Учитель Штыхно Анна Юрьевна
Урок литературы в 8 классе «М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Идейное содержание и композиция произведения»
Цель урока: Сформулировать идейное содержание поэмы «Мцыри», выявив роль композиции в реализации идеи произведения.
Задачи: 1. Знакомство с понятием «композиция»;
2. Обучение анализу художественного текста, умению находить в прочитанном литературном произведении признаки художественного метода.
3. Формирование умения формулировать устный ответ по теме на основе осмысления прочитанного, анализировать и обобщать.
4. Формирование мировоззренческой позиции, осмысление понятий душа, духовность, конфликт личности с обществом, обогащение эмоционального диапазона, умение сопереживать, сострадать.
Ход урока:
Вступление
На прошлом уроке мы начали знакомство с поэмой «Мцыри». Мы изучили содержание, выяснили значение эпиграфа к поэме.
Цель сегодняшнего урока - Сформулировать идейное содержание поэмы «Мцыри», выявив роль композиции в реализации идеи произведения.
Мы будем работать по следующему плану:
Анализ композиции произведения.
Работа в парах.
Формулирование идеи произведения.
Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья, эпохе спада после подъема времен Отечественной войны 1812 года. Во многих стихотворениях Лермонтова размышления о судьбе своих современников, о разочаровании, о том, что лучшие времена России прошли. Отсюда тяга к романтизации прошлого, к изображению гордых, мужественных, людей. Таким образом появилась и поэма «Мцыри».
Работа с понятием «композиция»
1)Посмотрите еще раз на текст поэмы и определите, как она построена.
1 часть – вступление
2 часть – рассказ о жизни Мцыри в монастыре
3-26 главы – монолог, исповедь героя.
Как называется построение, структура произведения? (композиция)
2) Почему всей жизни Мцыри в монастыре посвящена 1 глава, а трем дням на воле 24 главы? (только в них-то и вместилась подлинная жизнь Мцыри)
3) 24 главы представляют собой монолог-исповедь, что позволяет проникнуть в сокровенные чувства и состояния героя. Какие значения слова «исповедь» вы знаете? (Исповедь, 1. У христиан: признание в своих грехах перед священником, церковное покаяние. 2. Перен. Откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах). В каком значении употреблено это слово по отношению к Мцыри? (По форме это действительно исповедь: это рассказ умирающего о том, что у него на душе. НО: он жалеет о том, что перед смертью вновь оказался в темнице, которая теперь после глотка свободы давит нестерпимо.)
3. Работа в парах
1 пара: Прочитайте главы 3, 6. Расскажите, что видит Мцыри на воле.
2 пара: Прочитайте главы 3, 6. Картины природы поразили великолепием красок, контрастом с тем, что окружало Мцыри в монастыре. Сравните жизнь Мцыри в монастыре и на воле.
В монастыре На воле
(сумрачные стены;
от келий душных и молитв;
серые плиты;
монастырь – плен, тюрьма пышные поля;
причудливые горные хребты;
чистый небесный свод;
волшебные голоса)
3 пара: Эпитет – яркое образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления другим.
Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве одного предмета с другим (скрытое сравнение).
Прочитайте главу 6. Укажите в ней эпитеты, сравнения, метафоры. Для чего автор использует эти художественные средства?
(метафора: объятья каменные, облачко за облачком, покинув тайный свой ночлег, к востоку направляло бег. Эти художественные средства подчеркивают связь героя с природой, именно поэтому Мцыри так тонко чувствует ей красоту).
4 пара: Идейный центр поэмы – схватка с барсом. Прочитайте этот эпизод выразительно. Почему Мцыри не убежал, когда увидел барса, ведь у него была такая возможность? Для чего он вступил в эту схватку?
(Победить – значит отстоять свою жизнь, преодолеть подлинную опасность. Уважение к поверженному врагу раскрывает героя как воина со своим кодексом чести).
Дополнительно: В страстной речи Мцыри явно слышны нотки полемики, спора, хотя слушающий его монах не произносит ни слова. Докажите, что Мцыри спорит с монахом. Какие взгляды на жизнь он решительно отвергает? ( Старику монастырь заменил Родину, семью, а Мцыри именно к этому стремится всей душой. Старик отвык от желаний. Забыл, «как ненавидел и любил». Сердце же Мцыри жаждет испытать все чувства, какие жизнь дарит человеку.)
Выводы по уроку
Все переживания Мцыри объясняет одним словом: жизнь! «Что делал я на воле? Жил!» Что значит жить для Мцыри? (Находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться и побеждать.)
А теперь подумайте и скажите, в эпоху безвременья, спада, в котором находилось российское общество в 20-30-е годы XIX века, какое значение имела эта поэма? Какую идею несла она в народ? (Поэма ставила перед читателями вопрос о смысле человеческого существования, заставляла современников отказаться от равнодушия и апатии, приводила к мысли сделать жизнь такой же прекрасной, какой ее увидел Мцыри)
Вывод: главная мысль автора: все в этом естественном мире существует свободно, никто не подавляет друг друга и каждый живет сообразно своему существу: сады цветут, потоки шумят, птицы поют. Это утверждает героя в мысли, что человек рожден для воли, без которой не может быть ни счастья, ни самой жизни. А композиция произведения помогла автору воплотить эту идею.
Актуальна ли эта поэма для современного человека, для нас с вами?
Выставление оценок, запись д/з: выучить наизусть на выбор гл.8,9 или 17-18
1 пара: Прочитайте главы 3, 6. Расскажите, что видит Мцыри на воле.
2 пара: Прочитайте главы 3, 6. Картины природы поразили великолепием красок, контрастом с тем, что окружало Мцыри в монастыре. Сравните жизнь Мцыри в монастыре и на воле.
В монастыре На воле
4 пара: Идейный центр поэмы – схватка с барсом. Прочитайте этот эпизод выразительно. Почему Мцыри не убежал, когда увидел барса, ведь у него была такая возможность? Для чего он вступил в эту схватку?
3 пара: Эпитет – яркое образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления другим.
Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве одного предмета с другим (скрытое сравнение).
Прочитайте главу 6. Укажите в ней эпитеты, сравнения, метафоры. Для чего автор использует эти художественные средства?
Эпитеты –
Сравнения –
Метафоры -