РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по социально-бытовой ориентировке (СБО) для 5-9 классов специальных школ (VIII вида)
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида № 42 г.Ростова-на-Дону
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГКОУ РО
школы-интерната VIII вида № 42
г.Ростова-на-Дону
Приказ № 87 от 31.08.2015
____________________И.Ю. Богданова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по социально-бытовой ориентировке (СБО)
для 5-9классов
Учителя: Богданова И.Ю.
Богданова О.К.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
-Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка»). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2013. – сб.1;
- Учебный план ГКОУ РО школы-интерната VIII вида №42 г.Ростова-на-Дону на учебный год.
Рабочая программа по СБО (далее: программа) является компенсаторно-адаптационной и составлена на основе образовательного минимума программного содержания образования по СБО и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов, с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня знаний и умений, регионального компонента и особенностей ГКОУ РО школы-интерната VIII вида №42 г.Ростова-на-Дону. Она определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения СБО. Рабочая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся с особыми образовательными потребностями (далее: ОВЗ) на основе личностно-ориентированного подхода, с учетом местных условий.
Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся 5-9 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.
Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся в специально оборудованном кабинете, обеспечивающем выполнение в полном объеме всех видов теоретических и практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Рабочая программа по СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. Учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала может использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Весьма желательна демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способствующих формированию реальных образов и представлений. Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.
В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться, как коллективные, так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя) методы организации практических работ. Однако при любой форме организации занятия каждый ученик должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями.
Особо внимание уделяется изучению правил техники безопасности, формированию умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности не остается без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.
Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний заключительные беседы.
При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого на занятиях, учитель должен ориентироваться на требования к знаниям и умениям учащихся, относящимся к соответствующему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем, и сложность материала возрастает. Это в свою очередь определяет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения, особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение практических работ, например «Культура поведения», «Семья» «Трудоустройство»и др. В сочетании с другими методическими приемами сюжетно-ролевые игры целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и т. п. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.).
Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. Так, во время экскурсии на телеграф учащиеся заполняют бланки телеграмм (с помощью заранее составленных текстов).
Для прочного закрепления знаний и умений постоянно осуществляется повторение пройденного. С этой целью учитель при составлении плана занятия должен продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми ранее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по приготовлению пищи целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и проведения экскурсии повторить правила поведения в общественных местах и в транспорте, предложить детям выбрать рациональный маршрут, транспортные средства и т. д. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого занятия.
Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания. На занятиях по социально-бытовой ориентировке следует уделять внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод.
Методика работы с детьми строится в направлении личностного - ориентированного подхода к учащимся, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую деятельность самих учеников, побуждая их творчеству при выполнении задании.
На уроках СБО учитывается дифференциация обучающихся:
I группа. Учащиеся данной группы способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводить его самостоятельно. Технико-технологические знания усвоены достаточно полно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы контроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программных требований данного класса усвоены успешно.
II группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоении профессиональных приемов, но только в связи с двигательными дефектами воспитанников; работоспособность средняя.
III группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут. Некоторые технико-технологические знания усвоены на уровне конкретных представлений. К самостоятельному планированию работы не способны. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняют с ошибками; темп работы низкий.
Контроль и учет теоретических знаний учащихся осуществляется путем бесед, устного и письменного опроса, тестирования. Контрольные работы проводиться по пройденным темам в конце каждой четверти.
Цели данной программы: Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей с ОВЗ к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению уровня развития.
дидактические:
· обучение приемам и способам деятельности с опорой на инструкции и без них;
· обучение составлению алгоритма;
· формирование умения устанавливать последовательность при выполнении практической работы.
воспитательные:
· формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
· развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни;
· привитие элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и др.;
· строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;
· воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
· воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи;
· развитие творческого отношения к домашнему труду, а так же интереса к национальным традициям.
коррекционные:
· организация восприятия с опорой на сохранные анализаторы;
· формирование навыков контроля и самоконтроля;
· развитие монологической, диалогической речи и культуры общения;
· коррекция и формирование предметных представлений;
· коррекция и развитие психофизических качеств: обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии;
· коррекция мышления через работу с инструкционной картой;
· развитие внимания через поэтапный анализ.
Формы контроля и возможные варианты его проведения. Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса с использованием: тестов, кроссвордов, буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий), практических работ. Контрольно-измерительный материал создается в соответствии с психофизическими особенностями учащихся каждого класса. В конце года проводится контрольная (проверочная) работа (итоговый контроль) по изученному материалу в виде теста.
Формы организации занятий:
Урок-экскурсия
Занятия по СБО предусматривают активное включение учеников в окружающую их жизнь. Экскурсия объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения знакомство с различными предметами и явлениями. На уроках СБО проводятся вводные, текущие и итоговые экскурсии.
На экскурсию отводится один час учебного времени, если место экскурсии недалеко от школы, либо последний урок и воспитательные часы, если объект находится далеко.
По окончании экскурсий проводятся заключительные беседы, материалы экскурсий используются при проведении практических работ, моделировании реальных ситуаций, упражнений (приложение 3).
Урок тренинга знаний, умений и навыков в сюжетно-ролевых играх
К одной из организационных форм обучения можно отнести деловую игру (сюжетно-ролевую игру). На уроке-тренинге формируются навыки повседневной жизни в реальных условиях или моделировании реальных ситуаций. В 9 классе используется вариант сюжетно-ролевой игры без разучивания ролей.
Сюжетно-ролевые игры проводятся на этапе закрепления пройденного материала, для формирования навыков общения, умения строить свои отношения с другими людьми (приложение 4).
Беседа
Беседа является одним из основных методов обучения. Продолжительность беседы может быть различной, но она не является единственным методом обучения. В начале занятия проводится краткая вводная беседа, в конце – заключительная.
Беседа применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, практическими работами.
Развитие устной и письменной речи осуществляется на занятиях по
социально-бытовой ориентировке (использование пословиц, поговорок, загадок).
Самостоятельная домашняя работа - одна из организационных
форм обучения. Выполняя домашнюю работу, дети закрепляют полученные на уроках знания и навыки.
Практические занятия: дают возможность учащимся использовать теоретические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведет к систематизации и углублению знаний, к выработке умений и навыков.
Учебные сюжетно-ролевые игры – синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучаемых учащихся. Представляет собой поликомпонентную модель, содержащую несколько принципиально важных для развития умственно-отсталого ребенка типов деятельностей: проблемно-поисковую, мыслительную, коммуникативную, имитационно-ролевую (социально-моделирующую).
Форма итоговой аттестации учащихся – итоговая контрольная работа. Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматривает тестирование, устные опросы, творческие и контрольные работы.
Обязательные результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие специальную (коррекционную) школу VIII вида и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Два первых компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
При изучении предмета «Социально-бытовая ориентировка» должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве:
навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей действительности;
представления о правилах и приёмах личной гигиены, о необходимости закаливания организма, о губительном влиянии токсических веществ и вредных привычек на здоровье человека;
навыки повседневного ухода за одеждой и обувью, подбора одежды по сезону и в соответствии с занятиями;
представление о здоровом питании, гигиене хранения продуктов и приготовления пищи, сервировке стола, уходе за посудой;
представление о родственных отношениях в семье, распределении обязанностей, семейном бюджете;
умение вести себя в различных ситуациях в соответствии с правилами этикета, выполнять правила поведения в общественных местах, транспорте;
умение заполнять бланки почтовых отправлений, платежей, заявлений;
умение использовать средства домашней аптечки при оказании первой помощи в несложных случаях, вызывать врача на дом, выполнять правила ухода за больным.
Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися 5-9 классов знания и умения, специфичные для образовательной области «основы социальной жизни», готовность к их применению, рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Выделяются два уровня овладения предметными результатами:
( минимальный - являющийся обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью;
( достаточный - не являющийся я обязательным для всех обучающихся.
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Минимальный
Достаточный
представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам;
понимание их значения для здорового образа жизни человека;
умение приготовить несложные виды блюд под руководством учителя;
представление о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовление пищи;
соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; знание отдельных видов одежды и обуви и некоторых правил ухода за ними;
знание правил личной гигиены, умение их выполнять
под руководством взрослого;
знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения;
знание названий торговых организаций, их видов и назначения; умения совершать покупки различных видов товара под руководством взрослого;
представление о статьях семейного бюджета;
коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета;
представление о различных видах средств связи;
знание и соблюдение некоторых правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
знание названий организаций социального назначения и их название.
знание о способах хранения и переработки продуктов питания;
умение составлять меню из предложенных продуктов питания;
умение самостоятельно приготовить несложные знакомые блюда;
умения самостоятельно совершать покупки различных видов товара;
умения ежедневного соблюдения правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;
умения соблюдать правила поведения в доме и общественных местах;
усвоение морально-этических норм поведения; навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);
умение обращаться в различные медицинские учреждения, вызывать врача на дом, покупать лекарства и т.д.;
умение пользоваться различными средствами связи, в том числе и Интернет- средствами;
знание основных статей семейного бюджета, умение вести его расчет;
составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения.
Учитывая индивидуальные особенности обучающихся с интеллектуальной недостаточночтсью , педагог может снижать уровень требований к отдельным учащимся по наиболее сложным темам.
Предмет СБО входит в инвариативную часть учебного плана и является коррекционным курсом
Часы учебного плана на СБО распределены следующим образом:
5 класс – 66 час
6 класс – 66 час.
7 класс – 66 час
8 класс – 34 час.
9 класс – 35 час.
Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы
Таким образом, основными содержательными линиями в области социально-бытовой ориентировки школьников с ОВЗ является следующие:
- бытовая трудовая деятельность: умения в сфере организации питания, ухода за телом, одеждой, обувью, жилищем, комнатными растениями и другими предметами обихода;
- предприятия и учреждения сферы обслуживания населения:
Ориентировка в услугах предприятий и учреждений сферы обслуживания населения (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта), практические умения пользоваться ими;
- семья: представления о семье, семейных взаимоотношениях, организации быта и досуга семьи;
- трудоустройство: представления о возможностях и порядке трудоустройства, об организационных аспектах профессиональной трудовой деятельности.
5 класс
№ п/п
Содержательные
линии
Кол-во
час
Коррекционно-развивающие
задачи
Педагогические средства,
технология решения
коррекц. задач
Проблемы, возникающее при изучении темы
Педагогический мониторинг
(Вид контроля)
1
Личная гигиена
4
Развитие осознанного восприятия при знакомстве с предметами личной гигиены и активизация слухового внимания при изучении способов ухода за ними. Обогащение и уточнение словарного запаса. Развития мелкой моторики рук.
Индивидуальный и дифференцированный подход.
Нарушение мотивации и деятельности
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль, Практическая работа
2
Одежда и обувь
4
Развитие логического мышления при распределении одежды и обуви на категории, сезонам и назначению.
Обогащение и уточнение словарного запаса. Развития мелкой моторики рук.
Традиционный метод обучения.
Недостаточное умение пользования колющим и режущим инструментом
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль, Практическая работа
3
Питание
7
Развитие мелкой моторики рук и эстетического восприятия при знакомстве с кухонными приспособлениями и элементарной сервировке стола.
Развития умения работы с ножом, формирование навыка работы по плану.
Традиционный метод обучения.
Практическая работа.
Трудность с осмыслении и применении полученных знаний практике.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль, Практическая работа
4
Семья
4
Обогащение активного словарного запаса.
Развитию социально-бытовой адаптации, осуществление связи с жизнью
Традиционный метод обучения.
Недостаточная выразительность речи, ограниченность словаря.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
5
Культура поведения
3
Развитие наглядно-действенного внимания и восприятия при формировании навыков культурного поведения в процессе общения со старшими и сверстниками. Обогащение словарного запаса. Развитие памяти.
Создание речевой ситуации.
Недостаточная выразительность речи, ограниченность словаря.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
6
Жилище
3
Развитие пространственной ориентировки при знакомстве с жилыми помещениями и их назначением.
Формирование практических навыков по уборки помещения. Обогащение и уточнения словаря.
Традиционный метод обучения.
Практическая работа.
Ограниченность словаря.
Нарушение мотивации деятельности.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль, Практическая работа
7
Транспорт
4
Развитие осознанного восприятия в процессе знакомства с городским транспортом и правилами поведения в нем.Развития восприятия при работе с иллюстрациями.
Элементы программирования обучения.
Трудность в осмыслении и применении полученных знаний на практике.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
8
Торговля
5
Развитие пространственной ориентировки и зрительного внимания при знакомстве с видами торговых предприятий и правилами приобретения товаров
Развитие диалогической речи, активизация словар. запаса.
Экскурсия.
Недостаточная сформированность диалога.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
6 класс
№ п/п
Содержательные линии
Кол-во
час
Коррекционно-развивающие задачи
Педагогические средства, технология решения коррекц. задач
Проблемы, возникающее при изучении темы
Педагогический мониторинг
1
Личная гигиена
6
Развитие внимания, памяти, мышления.
Индивидуальный и дифференцированный подход.
Нарушение мотивации деятельности
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль, Практическая работа
2
Одежда и обувь
6
Обогащение и уточнение словарного запаса. Развития мелкой моторики рук.
Традиционный метод обучения.
Недостаточное умение пользования колющим и режущим инструментом
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль, Практическая работа
3
Питание
16
Развития умения работы с ножом, формирование навыка работы по плану.
Традиционный метод обучения.
Практическая работа.
Трудность с осмыслении и применении полученных знаний практике.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль, Практическая работа
4
Семья
4
Развития восприятия при работе с иллюстрациями.
Элементы программированного обучения.
Трудность в осмыслении и применении полученных знаний на практике.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
5
Культура поведения
4
Развитие диалогической речи, активизация словар. запаса
Традиционный метод обучения.
Недостаточная сформированность диалога.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
6
Жилище
8
Формирование практических навыков по уборки помещения.
Практическая работа
.
Нарушение мотивации деятельности.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль, Практическая работа
7
Транспорт
8
Развитие внимания, памяти, мышления
Традиционный метод обучения.
Недостаточная сформированность диалога.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль,
8
Торговля
4
Обогащение активного словаря. Активизация познавательной деятельности.
Создание речевой ситуации.
Недостаточная сформированность диалога.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
9
Средства связи
6
Обогащение и уточнение словаря.
Практическая работа
Трудность в осмыслении и применении полученных знаний на практике.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
10
Медицинская помощь
6
Обогащение и уточнение словаря. Развитие памяти.
Создание речевой ситуации.
Недостаточная выразительность речи, ограниченность словаря.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
11
Учреждения, организация, предприятия
2
Развитие памяти, мышления.
Традиционный метод обучения.
Трудность в осмыслении и применении знаний на практике.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
7 класс
№ п/п
Содержательные линии
Кол-во часов
Коррекционно-развивающие задачи
Педагогические средства, технология решения коррекц. задач
Проблемы, возникающее при изучении темы
Педагогический мониторинг
1
Личная гигиена
6
Развитие внимания, памяти, мышления.
Индивидуальный и дифференцированный подход.
Нарушение мотивации и деятельности
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль, Практическая работа
2
Одежда и обувь
8
Обогащение и уточнение словарного запаса. Развития мелкой моторики рук.
Традиционный метод обучения.
Недостаточное умение пользования колющим и режущим инструментом
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль, Практическая работа.
3
Питание
8
Развития умения работы с ножом, формирование навыка работы по плану.
Традиционный метод обучения.
Практическая работа.
Трудность с осмыслении и применении полученных знаний практике.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль, Практическая работа
4
Семья
6
Обогащение активного словаря. Активизация познавательной деятельности.
Создание речевой ситуации.
Недостаточная сформированность диалога.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
5
Культура поведения
4
Обогащение словарного запаса. Развитие памяти.
Создание речевой ситуации.
Недостаточная выразительность речи, ограниченность словаря.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
6
Жилище
6
Формирование практических навыков по уборки помещения. Обогащение и уточнения словаря.
Традиционный метод обучения.
Практическая работа.
Ограниченность словаря.
Нарушение мотивации деятельности.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль, Практическая работа
7
Транспорт
6
Развития восприятия при работе с иллюстрациями.
Элементы программирования обучения.
Трудность в осмыслении и применении полученных знаний на практике.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
8
Торговля
4
Развитие диалогической речи, активизация словаря.
Экскурсия.
Недостаточная сформированность диалога.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
9
Средства связи
4
Обогащение и уточнение словаря.
Практическая работа
Трудность в осмыслении и применении полученных знаний на практике.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
10
Медицинская помощь
10
Обогащение и уточнение словаря. Развитие памяти.
Создание речевой ситуации.
Недостаточная выразительность речи, ограниченность словаря.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
11
Учреждения, организации, предприятия
2
Развитие памяти, мышления.
Традиционный метод обучения.
Трудность в осмыслении и применении знаний на практике.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
12
Экономика домашнего хозяйства.
6
Формирование практических навыков по обращению с деньгами, отпускаемыми на мелкие расходы. Обогащение и уточнения словаря.
Традиционный метод обучения.
Практическая работа.
Трудность с осмыслении и применении полученных знаний на практике.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль Практическая работа.
8 класс
№ п/п
Содержательные линии
Кол-во часов
Коррекционно-развивающие задачи
Педагогические средства, технология решения коррекционных задач
Проблемы, возникающее при изучении темы
Педагогический мониторинг
1
Питание
5
Развития умения работы с ножом, формирование навыка работы по плану.
Традиционный метод обучения.
Практическая работа.
Трудность с осмыслении и применении полученных знаний практике.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль Практическая работа.
2
Личная гигиена
1
Развитие внимания, памяти, мышления.
Индивидуальный и дифференцированный подход.
Нарушение мотивации деятельности
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
3
Одежда и обувь
3
Обогащение и уточнение словарного запаса. Развития мелкой моторики рук.
Традиционный метод обучения.
Недостаточное умение пользования колющим и режущим инструментом
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль Практическая работа.
4
Семья
3
Развития практических навыков.
Создание игровой ситуации.
Трудность в применении полученных знаний на практике.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
5
Культура поведения
2
Развитие диалогической речи.
Создание речевой ситуации.
Недостаточная сформированность диалога.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
6
Жилище
2
Формирование практических навыков по уборки помещения. Обогащение и уточнения словаря.
Традиционный метод обучения.
Практическая работа
Ограниченность словаря.
Нарушение мотивации деятельности.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль Практическая работа.
7
Транспорт
3
Развитие диалогической речи.
Традиционный метод обучения.
Недостаточная сформированность диалога.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
8
Торговля
3
Развитие диалогической речи.
Экскурсия.
Недостаточная сформированность диалога.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
9
Средства связи
4
Развитие восприятия, мышления.
Элементы программированного обучения.
Трудность в осмыслении и применении полученных знаний на практике.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
10
Медицинская помощь
3
Развитие внимания, памяти.
Традиционный метод обучения.
Трудность в осмыслении.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
11
Учреждения, организация, предприятия
1
Развитие памяти, мышления.
Традиционный метод обучения.
Трудность в осмыслении и применении полученных знаний на практике.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
12
Экономика домашнего хозяйства.
5
Развитие мышления. Развитие памяти.
Традиционный метод обучения.
Недостаточная выразительность речи, ограничен. Словаря.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
9 класс
№ п/п
Содержательные линии
Кол-во
часов
Коррекционно-развивающие задачи
Педагогические средства, технология решения коррекц. Задач
Проблемы, возникающее при изучении темы
Педагогический мониторинг
1
Личная гигиена
1
Развитие внимания, памяти, мышления.
Индивидуальный и дифференцированный подход.
Нарушение мотивации деятельности
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
2
Одежда и обувь
4
Обогащение и уточнение словарного запаса.
Традиционный метод обучения.
Недостаточное умение пользования хим. реакт.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль Практическая работа.
3
Питание
4
Формирование навыка работы по плану.
Традиционный метод обучения.
Практическая работа.
Трудность с осмыслении и применении полученных знаний практике.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль Практическая работа.
4
Семья
4
Развития диалогической речи.
Создание игровой ситуации.
Трудность в применении полученных знаний на практике.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
5
Культура поведения
2
Обогащение активного словаря.
Создание игровой ситуации.
Недостаточная сформированность диалога.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
6
Жилище
2
Обогащение и уточнения словаря.
Традиционный метод обучения.
Трудность в применении полученных знаний на практике.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
7
Транспорт
1
Обогащение словарного запаса.
Элементы программир. Обучения.
Трудность в осмыслении полученных знаний.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
8
Торговля
2
Развитие диалогической речи.
Экскурсия.
Недостаточная сформированность диалога.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
9
Средства связи
3
Развитие мышления, внимание, памяти.
Традиционный метод обучения
Трудность в осмыслении и применении полученных знаний на практике.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
10
Медицинская помощь
3
Развитие внимания, памяти.
Традиционный метод обучения.
Трудность в применении знаний на практике.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
11
Учреждения, организация, предприятия
2
Развития диалогической речи.
Создание игровой ситуации.
Трудность в применении полученных знаний на практике.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
12
Профориентация т трудоустройство
6
Привитие навыков делового письма для социальной адаптации уч-ся.
Создание речевой ситуации.
Нарушение мотивации деятельности, ограниченность словаря.
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
Тема
Кол-во часов
Речевая
деятельность
Практическая
работа
Педагогический мониторинг
1 четверть
* Предмет СБО
1
знакомство с предметной терминологией
Знакомство с требованиями, предъявляемыми к личной гигиене
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
Личная гигиена
* Правила личной гигиены
Утренний и вечерний туалет
2
личная гигиена,
туалет
Стрижка ногтей,
Мытье лица и рук
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Гигиена зрения
2
гигиена зрения
Выбор правильного освещения
Устный опрос, тестовый контроль,
* Содержание в чистоте и порядке личных
вещей
2
чистота и порядок личных вещей
Стирка носового платочка, трусов, носок, колготок
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Влияние курения, алкоголя на здоровье.
Воспитание силы воли
2
курение и алкоголь
сила воли
Просмотр учебных кинофильмов о вреде курения, алкоголя
Устный опрос,
тестовый контроль
2.Одежда и обувь
* Виды одежды и головных уборов
2
демисезонная одежда
Различие в идах одежды и обуви
Устный опрос,
тестовый контроль
* Повседневный уход за одеждой
2
уход за одеждой
Знание правил ухода за одеждой
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Виды обуви
2
кожаная обувь,
текстильная,
лаковая обувь,
обувь из замши
Подбирать крем и чистить кожаную обувь
Устный опрос,
тестовый контроль
* Уход за одеждой и обувью
2
одежда и обувь
Сушка и чистка –домашней, школьной, верхней одежды, обуви
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
II четверть
3.Питание
* Значение питания в жизни и деятельности человека
2
питание
Знание продуктов питания
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Основные продукты питания
2
растительная и животная пища
Знание продуктов растительной и животной пищи
Устный опрос, тестовый контроль
* Место приготовления пищи и уход за ним
2
кухня
Знание основных мест приготовления пищи
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Приготовление салатов
2
питание и салаты
Приготовление салата
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Кухонные принадлежности
2
кухонная утварь
Мытье посуды
Устный опрос,
тестовый контроль
* Приготовление горячих и холодных напитков
2
чай, какао
Заваривания чая
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Сервировка стола
2
сервировка
Сервировка стола
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
III четверть
4. Семья
* Родственные отношения в семье
2
родственники
Беседа о родителях и составление родового древа
Устный опрос, тестовый контроль
* Состав семьи учащихся
2
семья, родители
Беседа о родителях и близких родственниках
Устный опрос, тестовый контроль
* Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь
2
семья, родители
Выполнять правила поведения в семье
Устный опрос, тестовый контроль
5. Культура поведения
* Значение осанки для здоровья
2
осанка
Следить за своей осанкой, походкой, жестикуляцией
Устный опрос, тестовый контроль
* Формы обращения к старшим и сверстникам
2
будьте добры
Следить за своей речью, поведением
Устный опрос, тестовый контроль
* Правила поведения за столом
2
поведение
Уметь аккуратно принимать пищу
Пользование столовыми приборами
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
6. Жилище
* Виды жилых помещений в городе и селе
2
дом, квартира, частный дом
Уметь различать жилые и нежилые помещения
Устный опрос, тестовый контроль
* Виды отопления жилых помещений
2
печное, газовое, центральное
Уметь различать виды систем отопления жилых и нежилых помещений
Устный опрос, тестовый контроль
* Почтовый адрес дома и школы-интерната
2
почтовый
индекс
Научиться подписывать почтовый адрес своего дома, родных и школы
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
IV четверть
7. Транспорт
* Виды транспортных средств
2
маршрут
Оплата проезда
Устный опрос, тестовый контроль
* Проезд в школу-интернат
2
маршрут
Узнать как правильно добраться до нужного адреса
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Поведение в транспорте и на улице
2
вежливость
Знакомство с правилами поведения в общественных местах
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Правила дорожного движения
Знаки дорожного движения
2
переход
пешеход
перекресток
Различать знаки дорожного движения
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
8.Торговля
* Виды торговых предприятий. Продуктовые магазины.
2
торговое предприятия
Приобретение товаров
Устный опрос, тестирование, тестовый контроль
* Отделы продуктовых магазинов
2
Бакалея
Гастрономия
Кондитерский
Кулинария
Мясной
Колбасный
Приобретение продуктов питания в нужных отделах
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Специализированные продуктовые магазины(супермаркеты, гипермаркеты)
2
Бакалея
Гастрономия
Кондитерский
Кулинария
Мясной
Колбасный
Бытовая химия
Дисконтная карта
Приобретение продуктов питания и товаров в нужных отделах
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Порядок приобретения товаров.
Правила поведения в магазине
2
Бакалея
Гастрономия
Кондитерский
Кулинария
Мясной
Колбасный
Бытовая химия
Дисконтная карта
Приобретение продуктов питания и товаров в нужных отделах
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
6 класс
Тема
Кол-во часов
Речевая
деятельность
Практическая
работа
Педагогический мониторинг
I ч е т в е р т ь
1. Личная гигиена
* Закаливание организма школьника
2
обтирание
обливание
Обтирание и закаливание
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Гигиена зрения
2
гигиена зрения
Выбор правильного освещения
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Губительное влияние наркотиков на живой организм детей и взрослых
2
сила воли
Просмотр учебных кинофильмов о вреде наркотиков
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
2. Одежда и обувь
* Мелкий ремонт одежды: пришивание пуговиц, петель, крючков, вешалки, зашивание по шву
2
Одежда
Пуговица
ПетляКрючок
Шов
Пришивание пуговиц, петель, крючков, вешалки, зашивание по шву
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Стирка изделий из шелковых тканей из х/б
2
Атлас
Хлопок
Синтетика
Стирка изделий из х/б тканей
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Правила т/б при работе с электроприборами.
Утюжка изделий из различных тканей
2
Стирка
БельеПорошок
Отбеливатель
Утюжка изделий из различных тканей
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
3.Питание
* Гигиена приготовления пищи
2
Чистота
Гигиена
Посуда
Кипяток
Гигиена приготовления пищи
Устный опрос,
тестовый контроль
* Правила хранения продуктов и готовой пищи
Хранение
Холодильник
Температура
Продукты
Правила хранения в холодильнике продуктов и готовой пищи
Устный опрос,
тестовый контроль
* Способы выбора доброкачественных продуктов
2
Доброкачественный
Скоропортящийся
Продукты
Мясо
Рыба
Колбаса
Экскурсия в продуктовый магазин
Устный опрос,
тестовый контроль
* Правила т/б при работе с режущими инструментами
2
Нож
Вилка
Нарезка колбасы(сыра) для бутерброда
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
II четверть
3.1. Питание
* Правила ухода за посудой с применением моющих средств
2
Чистящие средства
Моющие средства
Обезжиривание
Чистота
Мойка жирной посуды с применением моющих средств
Устный опрос,
тестовый контроль,
Практическая работа
* Приготовление блюд из картофеля
2
Картофель
Пюре
Фри
Жареный
Запись рецептов
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Приготовление молочных блюд
2
Молочный
Суп
Каша
Вязкая Рассыпчатая
Запись рецептов
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
4. Семья
* Родственные отношения в семье
* Состав семьи учащихся
2
Семья, родственники, родители,
Беседа о родителях и составление генеалогического древа
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность
2
Должность
Обязанности
Зарплата
Стипендия
Пенсия
Запись сведений о месте работы и должности родителей и других членов семьи
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
5. Культура поведения
* Поведения в общественных местах (кино, театр, музее, библиотеке).
2
Общение
Поведение
Этикет
Общество
Сюжетно-ролевая игра
« Посещение театра»
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Правила общения со старшими и сверстниками
2
Сверстники
Взрослые
Сюжетно-ролевая игра
« Формы обращения с просьбой, вопросом к сверстнику (старшему )»
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
III ч е т в е р т ь
6. Жилище
* Гигиенические требования к жилому помещению
2
Жилище
Квартира
Кухня
Ванная комната
Спальня
Прихожая
Практическая работа «Уборка помещения, чистка мягкой мебели, мытье зеркал, утепление окон»
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Правила и последовательность проведение уборки
2
Жилище
Квартира
Кухня
Ванная комната
Спальня
Прихожая
П\Р «Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения»
Устный опрос,
тестовый контроль,
Практическая работа
* Правила т/б при работе с бытовыми электроприборами
2
Пылесос
Полотер
Моющий
П/р «Уборка жилого помещения с помощью электропылесоса»
Устный опрос,
тестовый контроль,
Практическая работа
* Уход за мебелью, в зависимости от ее покрытия
2
Мебель
Шкаф
Кровать
П\р «Уход за мебелью, в зависимости от ее покрытия (лак, полировка)»
Устный опрос,
тестовый контроль,
Практическая работа
7. Транспорт
* Проезд в школу-интернат
2
Маршрут
Транспорт
Составление рассказа о маршруте в школу и обратно
Устный опрос,
тестовый контроль
* Городской транспорт
2
трамвай, троллейбус, такси, автобус,
проездной билет
Сюжетно-ролевая игра
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Правила пользования городским транспортом
2
Маршрут
Транспорт
трамвай, троллейбус, такси, автобус,
проездной билет
Сюжетно-ролевая игра
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Вокзалы (пригородный, ж/д вокзал, автовокзал)
2
Электричка
Поезд
Направление
Экскурсия на перрон
ст.2 пос . Орджоникидзе
Устный опрос, тестовый контроль
8. Торговля
* Промтоварные и специализированные магазины и их отделы
2
Магазин
Промтоварный
Обувной
Книжный
Экскурсия в магазин, знакомство с отделами
Устный опрос,
тестовый контроль,
Практическая работа
* Порядок приобретения товаров, оплата, хранение чека для обмена товара
2
Чек
Оплата
Сдача
Сюжетная игра «Приобретение доступного по цене товара, проверка чека и сдачи»
Устный опрос,
тестовый контроль,
Практическая работа
IV ч е т в е р т ь
9. Средства связи
* Основные средства связи. Виды почтовых отправлений
2
Почта, телеграф, письмо, открытка, телеграф, телеграмма
Экскурсия на почту-телеграф
Устный опрос,
тестовый контроль
* Виды писем. Порядок оправления писем
2
Простое
Заказное
С уведомлением
Ценное
П\р « Написание текста письма»
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Телеграф. Виды, тарифы, составление телеграмм
2
Поздравительная
Простая
Срочная
П\р «Составление текста телеграммы»
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
10. Медицинская помощь
* Виды медицинской помощи. Медицинские учреждения, их значение
2
диспансер,
поликлиника,
больница
Экскурсия в аптеку для знакомства с отделами, с видом отпуска товара
Устный опрос,
тестовый контроль
* Работники медицинских учреждений
2
Врач
Медсестра
Экскурсия в поликлинику
Устный опрос,
тестовый контроль
* Виды врачебной помощи. Меры предупреждения энтеробиоза
2
Врач
Медсестра
Доврачебная помощь
Врачебная помощь
Экскурсия в медкабинет
Устный опрос, тестовый контроль
11. Учреждения, организации, предприятия
* Дошкольные учреждения, детские сады, школы
2
Детский сад
Ясли
Школа
Интернат
Экскурсия в детский сад
Устный опрос, тестовый контроль
7 класс
Календарно-тематическое планирование
Тема
Кол-во часов
Речевая
деятельность
Практическая
работа
Педагогический мониторинг
I ч е т в е р т ь
1. Личная гигиена
* Здоровый образ жизни. Рациональное питание. Правила сохранение чистоты и здоровья тела
2
Здоровье
Гигиена
Питание
П\р «Мытье тела и волос под присмотром взрослых»
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Правила личной гигиены подростка. Уход за кожей лица
2
лосьон
Запись рецептов ухода за кожей лица
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Уход за волосами. средства борьбы с перхотью и выпадением волос
2
себорея
Запись рецептов ухода за волосами
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
2. Одежда и обувь
* Мелкий ремонт одежды. Виды штопки, наложение заплат
2
Заплата
Штопка
Ремонт одежды: штопка и наложение заплат
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Стирка изделий из шелковых тканей и х/б в ручную и стиральной машиной
2
Атлас
Хлопок
Синтетика
Ручная стирка изделий из х/б ткани
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Правила т/б при работе с моющими средствами
Утюжка изделий из различных тканей
2
Стиральная сода
Порошок
Гель
Утюжка изделий из х/б ткани, синтетики
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Прачечная, виды услуг, правила пользования прачечной, сдача вещей в химчистку
2
Прачечная
Стиральная машина
Центрифуга
Экскурсия в школьную прачечную
Устный опрос, тестовый контроль
3. Питание
* Виды питания. Способы обработки овощных, мясных и рыбных продуктов.
2
Питание
Продукты
Овощи
Мясо
Чтение рецептов и подбор продуктов
Устный опрос, тестовый контроль
* Правила т/б и санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи и использованию механических и электробытовых приборов
2
Мясорубка
Терка
Миксер
Кухонный комбайн
Сборка и работа мясорубки
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
II ч е т в е р т ь
3.1. Питание
* Правила пользования столовыми приборами
Приготовление 3-х блюд
2
Посуда
Ложка
Приготовление компота, киселя
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Составление меню завтрака, обеда, ужина
Сервировка стола
2
Завтрак Обед
Полдник
Ужин
Чтение рецептов и подбор продуктов
Устный опрос, тестовый контроль
4. Семья
* Уход за младшими детьми (одевание, обувание, причесывание, сон)
2
Одевание
Кормление
Причесывание
Сон
Оказание помощи первокласснику в одевании на прогулку
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Оказание помощи младшим при уборке своего уголка
Соблюдение чистоты в школе и дома
2
Книга
Игрушка
Чистота
Порядок
Оказание помощи
младшим воспитанникам в уборке совей постели
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Разучивание тихих и подвижных игр
Изготовление подарка брату, сестре
2
Игра
Правила
Подарок
Изготовление подар-ка из бумаги «Кораблик (лягушка)» методом оригами
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
5. Культура поведения
* Правила поведения в гостях
Правила поведения при встрече и расставании
2
Поведение
Приветствие
Сюжетная игра «В гости к..»
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Правила вручения и получение подарков
Правила приглашение на танец, поддержание беседы
2
Подарок
Сувенир
Поздравление
Беседа
Сюжетная игра « Прими от меня подарок»
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
III ч е т в е р т ь
6. Жилище
* Гигиенические требования к жилому помещению
2
Жилище
Квартира
Дом
Сезонная уборка
Регулярная
Уборка помещения, чистка мягкой мебели, мытье полов
Устный опрос, тестовый контроль
* Санитарная обработка помещения
Правила техники безопасности при работе с моющими средствами
2
Моющие средства
Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Уход за полом, в зависимости от покрытия, средства ухода за полом
2
Пол
Парке
Лак
Мастика
Линолеум
Ковролин
Мытье полов
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
7. Транспорт
* Междугородний, железнодорожный транспорт
Вокзал.
2
Маршрут
Поезд
Электричка
Экскурсия на Сельмаш -вокзал
Устный опрос, тестовый контроль
* Расписание поездов. Виды вагонов
2
Поезд
Пассажирский
Скорый
Вагон
Купейный
Плацкартный
Экскурсия на железнодорожный вокзал
Устный опрос, тестовый контроль
* Речной транспорт, авиатранспорт
2
самолет
пароход
Экскурсия в аэропорт
Устный опрос, тестовый контроль
8. Торговля
* Промтоварные магазины и их отделы
2
Товар
Экскурсия в магазин, знакомство с отделами
Устный опрос, тестовый контроль
* Порядок приобретения товаров, оплата, хранение чека для обмена товара
2
чек
оплата
товар
магазин
Приобретение доступного по цене товара, проверка чека и сдачи
Устный опрос, тестовый контроль
9. Средства связи
* Виды бандеролей (простая, заказная, ценная). Порядок их отправления.
2
бандероль (простая, заказная, ценная)
индекс
адрес
Определение стоимости отправки
Устный опрос, тестовый контроль
* Заполнение бланков на отправку. Посылки, бандероли отправляемые наложенным платежом
2
бланк
посылка
бандероль
посылка
Заполнение бланков на отправку бандероли, посылки
Устный опрос, тестовый контроль
IV ч е т в е р т ь
10. Медицинская помощь
* Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при микротравмах
2
термометр
помощь
рана
Экскурсия в травмопункт
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Лекарственные растения в домашней аптечке, ее состав
2
подорожник
зверобой
пустырник
пектусин
почечный сбор
Экскурсия в аптеку в «отдел лекарственные растения»
Устный опрос, тестовый контроль
* Первая помощь при травмах (вывих, перелом, ссадина, ушиб)
2
Помощь
Травма
Повязка
Ссадина
Ушиб
Столбняк
Прививка
Наложение давящей повязки
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Искусственное дыхание.
* Меры по предупреждению переломов
2
Сердце
Помощь
Дыхание
Искусственное
Массаж
Знакомство с техникой проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца
Устный опрос, тестовый контроль
* Первая помощь при отравлении ягодами, грибами
2
Помощь
Ядовитые
Ягоды
Грибы
Отравление
Знакомство с ядовитыми грибами , ягодами и растениями(дурман, белена, волчья ягода)
Устный опрос, тестовый контроль
11. Учреждения, организации, предприятия
* Промышленные и сельскохозяйственные предприятия в Ростове и Ростовской области.
2
Профессия
Завод
Фирма
Предприятие
Сельское хозяйство
Экскурсия в МУП ЖКХ
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Фермерские предприятия, акционеры, их значение для жителей города и села
2
Поле
Комбайн
Трактор
Ферма
Птицефабрика
Инкубатор
Беседа о сельскохозяйственных профессиях
Устный опрос, тестовый контроль,
* Урок обобщающего повторения
1
Профессия
Завод
Фирма
Предприятие
Сельское хозяйство
Поле
Комбайн
Трактор
Ферма
Птицефабрика
Инкубатор
Беседа по пройденному материалу
Устный опрос, тестовый контроль,
8 класс
Тема
Кол-во часов
Речевая
деятельность
Практическая
работа
Педагогический мониторинг
I ч е т в е р т ь
1. Питание
* Заготовка продуктов впрок (варенье, соленье, сушка ягод)
1
Продукты
Варенье
Соленье
Фрукты
Ягоды
Запись рецептов солений, варенья, консервирования
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Запись рецептов. Составление меню завтрака, обеда, ужина
1
Завтрак
Обед
Ужин
Полдник
Запись рецептов и самостоятельный подбор продуктов
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Виды теста: дрожжевое, пресное
1
Разрыхлитель
Пресное тесто
Дрожжевое
Запись рецептов кондитерских изделий
( пирог дрожжевой , бисквитный пирог быстрого приготовления)
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Рецепты приготовления изделий из теста
1
Тесто
Торт
Пирожное
Дрожжевое
Бисквитное
Заварное
Калорийность
Запись рецептов
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Рецепты разнообразных изделий из теста
1
Тесто
Торт
Пирожное
Дрожжевое
Бисквитное
Заварное
Калорийность
Запись рецептов различных кондитерских изделий
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
2. Личная гигиена
* Уход за кожей лица, косметические средства
1
Лосьон
Скраб
Крем
Мыло
Кожа
Массаж
Запись рецептов народных средств ухода за кожей лица
Устный опрос, тестовый контроль
3. Одежда и обувь
* Стирка изделий из шерсти, синтетики в домашних условиях
Прачечная.
1
Атлас
Хлопок
Синтетика
Шерсть
Прачечная
Ручная и машинная стирка изделий из синтетической ткани
Подборка моющих средств
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Правила т/б при работе с электроутюгом
1
Утюг
Глажение
Гладильная доска
Терморегулятор
Экскурсия в школьную прачечную
Устный опрос, тестовый контроль
Утюжка блузок, рубашек, платьев
1
Утюг
Глажение
Гладильная доска
Терморегулятор
Рукав
Воротник
Манжет
Подол
Утюжка вещей младших воспитанников
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
II ч е т в е р т ь
4. Семья
* Уход за грудными детьми. Гигиенические требования к содержанию детского белья, пеленок. Пеленание
1
Ребенок
Пеленка
Подгузник
Распашонка
Одеяло
Кормление
Чепчик
Ползунки
Упражнение в пеленании и купании куклы
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Правила содержание детской посуды, постели, игрушек. Кормление ребенка
1
Ребенок
Пеленка
Подгузник
Распашонка
Одеяло
Вскармливние
Соска
Бутылочка
Мытье детской посуды, игрушек
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
5. Культура поведения
* Культура общения юноши и девушки. Правила поведения при знакомстве, дома, в общественных местах
1
Этикет
Юноша
Девушка
Воспитание
Сюжетно-ролевая игра « Формы обращения с просьбой, вопросом к незнакомому юноше(девушке)»
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Внешний вид молодых людей. Выбор косметики, украшений, причесок
1
Сверстники
Взрослые
Косметика
Украшение
Этикет
Беседа «Твой внешний вид»
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
6. Жилище
* Уборка кухни, санузла, ванной. Уход за ванной, унитазом, раковиной
1
Кухня
Туалет
Ванна
Санузел
Раковина
Унитаз
Уборка санузла, ванной комнаты(кафеля, раковин).
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Правила техники безопасности при работе с моющими средствами
1
Инструкция
Моющее средство
Порошок
Соблюдать правила техники безопасности
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* П.Р. «Мытье кафельных плиток, чистка раковин»
1
Кухня
Туалет
Ванна
Санузел
Раковина
Унитаз
Инструкция
Моющее средство
Порошок
Мытье кафельных стен, чистка раковин
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
III ч е т в е р т ь
7. Транспорт
* Междугородний автотранспорт, автовокзал. Автобусные маршруты
1
Автовокзал
Автотранспорт
Маршрут
Автобус
Расписание
Такси
Экскурсия на автовокзал
Устный опрос, тестовый контроль
* Водный транспорт. Пристань, порт -основные службы
1
Порт
Корабль
Причал
Билет
Стоимость
Экскурсия в речной порт
Устный опрос, тестовый контроль
* Расписание. Приобретение билетов. Стоимость проезда
1
Предварительная продажа Билет
Покупка
Стоимость
Сюжетная игра «Приобретение билета»
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
8. Торговля
* Рынки. Виды рынков
- продуктовые, вещевые, крытые и др.
- стоимость основных прод. и промыш. товаров
1
Рынок
Отделы
ОвощиФрукты
Мясо
Рыба
Экскурсия на рынок
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Универмаги. Универсамы. Ассортимент товаров, отличие от рынков
1
Универмаг, Универсам
Отдел
ОвощиФрукты
Мясо
Рыба
Дисконтные карты
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Специализированные магазины. Ассортимент товаров, отличие от рынков
1
Супермаркет
Гипермаркет
Универмаг,
Универсам
Отделы
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
9. Средства связи
* Телефон. Правила пользования автоматом и домашним телефоном
1
Телефон
Мобильник
Связь
Определитель номера
Справочник
Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор»
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Культура разговора по телефону, пользование телефонным справочником
1
Телефон
Мобильник
Связь
Определитель номера
Справочник
Общение
Приветствие
Сюжетно-ролевая игра «Телефонная справочная служба»
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Экстренные вызовы:01,02,03,04.05 ,066(МЧС)
1
Скорая помощь
Пожарная команда
Милиция
Аварийная служба
Сюжетно-ролевая игра «Вызов аварийной службы»
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Автоответчики. Междугородняя телефонная связь. Коды городов
1
Код
Город
Справочная
Междугородний вызов
Экскурсия на переговорный пункт
Устный опрос, тестовый контроль
IV ч е т в е р т ь
10. Медицинская помощь
* Первая помощь при несчастном случае (ожог, обмораживание, отравление)
1
Помощь
Травма
Повязка
Ссадина
Ушиб
Столбняк
Прививка
Сюжетно-ролевая игра «Оказание первой помощи при отравлении»
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Первая помощь утопающему
1
Искусственное дыхание
Непрямой массаж сердца
Сюжетная игра «Первая помощь утопающему»
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Меры по предупреждению несчастных случаев в быту
1
Искусственное дыхание
Непрямой массаж сердца
Сюжетная игра «Оказание первой помощи»
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
11. Учреждения, организации, предприятия
* Госучреждения, их назначение (милиция, администрация)
1
Профессия
Учреждение
Организация
Предприятие
Фирма
Милиция
Администрация
Экскурсия в ОВД Первомайского района
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
12. Бюджет семьи
* Бюджет семьи (основные статьи дохода и порядок их получения)
1
бюджет семьи
Экономия
Расчет
Планирование
Расход
Доход
Анкета
Сюжетно-ролевая игра
« Составление бюджета семьи»
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Основные статьи расходов
1
Бюджет семьи
Экономия
Расчет
Планирование
Расход
Доход
Анкета
Пенсия Зарплата
Стипендия
Упражнения в планировании бюджета на неделю, месяц
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Планирование расходов на неделю, месяц, год
1
планирование расходов
Упражнения в определении суммы доходов семьи за месяц, полгода, год
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Сбережение. Значение и способы экономии расходов. Виды вкладов в сбербанк
Сбережения
Сберкасса
Сберкнижка
Лицевой счет
Банкомат
Экскурсия в сбербанк для ознакомления
Устный опрос, тестовый контроль,
9 класс
Тема
Кол-во часов
Речевая
деятельность
Практическая
работа
Педагогический мониторинг
I ч е т в е р т ь
1. Личная гигиена
* Вред курения, алкоголя,наркотиков
1
Депрессия
Никотин
АлкогольПьянство
Кодирование
Иммунодефицит
Беседа о вреде курения ,алкоголя ,наркотиков и последствий их употребления
Устный опрос, тестовый контроль
2. Одежда и обувь
* Стиль одежды, мода. Обновление одежды
1
стиль
мода
Одежда
Вкус
Эстетика
Определение собственных размеров
Устный опрос, тестовый контроль,
* Выбор одежды и обуви при покупки в соответствии с назначением
1
стиль
мода
Одежда
Вкус
Эстетика
Экскурсия в специализированные магазины
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Выведение мелких пятен в домашних условиях на одежде из разных видов тканей
1
пятновыводитель
растворитель
Стирка
Пятно
Экскурсия в химчистку
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Техника безопасности при пользовании средствами для выведения пятен
1
пятновыводитель
растворитель
Стирка
Пятно
Выведение пятен на х/б ткани
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
3. Питание
* Диетическое питание
1
Диета
Заболевание
Организм
Здоровье
Подбор и запись рецептов диетического питания
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Питание детей ясельного возраста
1
Ясельный возраст
Младенец
Вскармливание
Кормление Диатез
Искусственное
Стерилизация
Подбор и запись рецептов детского питания в соответствии с возрастом (до1 г, после 1 г, до 3 лет)
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Рецепты приготовления национальных блюд
1
Кухня
Национальное блюдо
Подбор и запись рецептов националь-
ных блюд
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Меню праздничного стола и его сервировка
1
банкет
фуршет
шведский стол
Подбор и запись рецептов праздничного стола
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
II ч е т в е р т ь
4. Семья
* Российская семья. Условия создания семьи, основные семейные отношения
1
Семья
Муж
Жена
Брак
Свадьба
Взаимоуважение
Сюжетна игра «Распределение обязанностей в семье»
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Распределение хозяйственно-бытовых обязанностей в семье. Организация семейного досуга, отдыха
1
Досуг
Обязанности
Отдых
Отпуск
Поездка
Семья
Игровые ситуации
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Семейные традиции
1
Традиция
Родственники
Уважение
Обязанность
Семья
Игровые ситуации
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
5. Культура поведения
* Правила поведения в обществе
1
Общество
Культура
Уважение
Возраст
Тактичность
Игровые ситуации
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Правила приема гостей. Правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми
1
тактичность
доброжелательность
приветливость
Игровые ситуации
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
6. Жилище
* Рациональная расстановка мебели. Интерьер
1
Интерьер
Мебель
Освещение
Шторы
Занавески
Упражнения в рациональной расстановке мебели
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Правила сохранения жилого фонда
1
Жилище
Квартира
Охрана
Договор
Беседа о правилах общежития
Устный опрос, тестовый контроль
III ч е т в е р т ь
7. Транспорт
* Назначение авиатранспорта. Аэровокзал
1
Лайнер
Самолет
Аэрофлот
Авиатранспорт
Игровая ситуация
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Маршруты. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда
1
Касса
БилетПаспорт
Аэрофлот
Авиатранспорт
Игровая ситуация
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
8. Торговля
* Значение ярмарок: сельские, международние, межригеональные
1
Ярмарки
Рынок
Товар
Беседа о видах ярмарок
Устный опрос, тестовый контроль,
* Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки-выставки, ярмарки образцов
1
Виды ярмарок
Ярмарки
Рынок
Товар
Игровая ситуация
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Обобщающий урок
1
Ярмарки
Рынок
Товар
Игровая ситуация
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
9. Средства связи
* Денежные переводы. Их виды, заполнение бланков, стоимость отправки
1
почтовый и телеграфный перевод
Бланк
Заполнение бланков
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Виды связи: сотовая, автоответчик, пейджер, факс и их особенность
1
виды связи
Экскурсия в магазин
Устный опрос, тестовый контроль,
* Особенности каждого вида связи , их значение, необходимость в современных условиях жизни общества
1
почтовый и телеграфный перевод
Бланк
виды связи
Экскурсия на почту
Устный опрос, тестовый контроль,
10. Медицинская помощь
* Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению
1
Инфекция
Здоровье
Профилактика иммунитет
Сюжетная игра
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Уход за больным, санитарно-гигиенические требования
1
Амбулаторный
Стационар
Госпптализация
Палата
Игровая ситуация «Вызов врача на дом»
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Документы подтверждающие нетрудоспособность
1
Больничный лист
МСЭК
Пенсия
Инвалидность
Сюжетная игра
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
IV ч е т в е р т ь
11. Учреждения, организации, предприятия
* Предприятия службы быта. Дом быта
1
служба быта
Фотография
Прачечная
Ателье
Прокат
Дом быта
Игровая ситуация
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Правила пользования предприятиями службы быта
1
служба быта
Фотография
Прачечная
Ателье
Прокат
Дом быта
Экскурсия на ближайшее предприятие бытового обслуживания населения
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
12. Трудоустройство
* Учреждения и отделы по трудоустройству
1
Центр занятости населения
Реклама
Анкета
Игровая ситуация
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Оформление на работу, постоянную и по договору. Необходимые документы. Их оформление
1
Центр занятости населения
Реклама
Анкета
Документы
Паспорт
Трудовая книжка
Заявление
Фотография
Игровая ситуация
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* Деловые бумаги. Правила их составления
1
ЗаявлениеАнкета
Заполнение анкет, деловых бумаг
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
* П.Р. «Составление заявлений, личных карточек»
1
ЗаявлениеАнкета
Заполнение анкет, деловых бумаг
Устный опрос, тестовый контроль, Практическая работа
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815
Заголовок 615