Программа духовно-нравственного развития и воспитания «Ступени» для учащихся 9 класса
Программа духовно-нравственного развития и воспитания «Ступени» для учащихся 9 класса
Разработчик: Алехина Надежда Александровна( Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Медведевская средняя образовательная школа)
Содержание
Аннотация2 стр.
Пояснительная записка . 3 стр.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания 4 стр.
Нормативно-правовое обеспечение программы .... . 5 стр.
Цель и задачи программы ...... 5 стр.
Алгоритм реализации программы 6 стр.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания5 стр.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания «Ступени»
Содержание программы
Раздел I. «Я и мои знания» .. . 7 стр.
Раздел II. «Я и моё отношение к труду» 8 стр.
Раздел III. «Я и моё отношение к человеку»...... 8 стр.
Раздел IV. «Я и моё отношение к своему здоровью» .9 стр.
Раздел V. « Я и моё отношение к семье» ... .9. стр.
Раздел VI. ».. «Я и моё отношение к своему духовному Я». 10 стр.
Раздел VII. «Я и моё отношение к своей Малой Родине, к Отечеству... 11 стр.
Раздел VIII « Я и православная культура»... 12. стр.
Основные формы и способы проведения классных мероприятий 12 стр.
Оборудование для проведения классных часов . 13 стр.
Необходимые условия для реализации программы ... . 15 стр.
Работа с родителями по духовно-нравственному развитию и воспитанию старшего школьника17 стр.
Предполагаемый результат.18 стр.
Список используемой литературы.19 стр.
Рецензия20 стр.
Аннотация работы
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - важная и неоспоримая цель всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят невосполнимый урон. Духовные болезни становятся неизлечимыми и более пагубными. Молодежь вынуждена адаптироваться и вживаться в окружающую среду: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, психотропных веществ, нежелание учиться, бродяжничество. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще стали появляться жестокость и агрессивность. Темпы роста подростковой преступности заметно увеличиваются. Большинство семей, занятых проблемой зарабатывания денег, карьеры, ослабили воспитательное воздействие на своих детей, утратили с ними духовный контакт. Материально-техническая и кадровая база образовательных учреждений не даёт зачастую организовать плодотворный досуг подростков. Отсутствие чёткой, последовательной стратегии государства в вопросах подрастающего поколения - главная помеха в становлении духовно-нравственной личности.
Представленная программа предназначена для учащихся старших классов.
Исходя из необходимости решения вышеперечисленных проблем, определены:
- Цель работы - духовно-нравственное воспитание высоконравственного, креативного, толерантного и компетентного гражданина своей страны, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за происходящее и будущее своей страны, знающего духовные и культурные традиции своего народа и народов, проживающих на территории России.,
- задачи и пути реализации программы «Ступени»:
- способствовать становлению, развитию, воспитанию в старшекласснике Благородного Человека путем выявления его личностных качеств;
- развивать и воспитывать у учащихся такие качества души и сердца, как любовь и уважение к окружающим, долг и ответственность, совесть и стыдливость, сдержанность, искренность, понимание, сострадание и сотрудничество; умение научиться жить среди людей с пользой для себя и для других;
- Знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;
- Изучать с учащимися духовно-нравственные традиции их семей;
- Создавать ситуации практического применения духовно-нравственных знаний в реальной жизни, условия для нравственного самовоспитания учащихся.
- Способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков.
Проблема духовно-нравственного воспитания и развития в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции духовно-нравственного человека, составлена с требованиями ФГОС НОО.
Авторская программа направлена на формирование у учащихся духовно-нравственного воспитания и развития старшеклассника и осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
В содержательной части программы раскрыты основные темы мероприятий, даны основные характеристики организационных условий, необходимых для получения воспитательного результата. Представленная к рецензии программа соответствуют специфике работы классного руководителя, стимулирует воспитательную деятельность ребенка; развивает коммуникативные умения; создаёт социокультурную среду общения; способствует развитию творческих способностей личности; стимулирует стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию; помогает старшекласснику освоить и применить социальные компетентности, творчески использовать свой жизненный опыт.
Эффективность решения поставленных задач предлагает непрерывное и систематическое отслеживание педагогом результатов реализации программы.
Содержание и конструктивное построение данной программы имеет гибкую структуру и предусматривает возможность внесения необходимых изменений. Программа может быть предложена для применения в воспитательной практике. Она легко воспроизводима в условиях городских и сельских общеобразовательных учреждений и рекомендуется к распространению.
Данная программа представляет интерес для организаторов воспитательной работы, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, классных руководителей.
Пояснительная записка.
Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье,
приготовляющих самую печальную будущность.
Мне кажется, что всему этому причина - неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь. Святитель Игнатий Брянчанинов
Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Достойного Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания. К сожалению, сегодня дети и в своем Отечестве, и в русских храмах, и в музеях, и в библиотеках чувствуют себя иностранцами. Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации. Проблемы образования и воспитания всегда привлекают к себе пристальное внимание. О них спорят на страницах газет и журналов, в эфире радио и телевидения. От школы и от учителя требуют не только дать знания, сформировать программные умения и навыки у всех ребят, но главное научить школьников творчески распоряжаться ими.
Именно в школе вырабатывается главный мотив жизненной стратегии: активного достижения успеха или пассивного избегания неприятностей. Многое в дальнейшей жизни человека зависит от учителя, от классного руководителя, ведь именно они помогают детям выйти в большой мир и не потеряться в нём.
Работа классного руководителя – это работа с полной отдачей. Он должен быть интересен детям. Кроме обязательной программы, у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная программа. Это и натолкнуло меня на мысль о необходимости составления программы по духовно-нравственному воспитанию «Ступени» для учащихся 10 класса.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития направлена:
- на организацию нравственного уклада учащегося в жизни класса: воспитательную, внеучебную, социально-значимую деятельность воспитываемых, основанной на системе духовных идеалов и ценностей, моральных и нравственных приоритетах.
- на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания
- общество нуждается в подготовке широкообразованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
- в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.
- нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Программа реализуется в совместной социально- педагогической деятельности школы, в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся и с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:
- ОАО «Пролетарий» (трудоустройство в летний период)
- Центр детского творчества (конкурсы, викторины)
- Сельский Дом культуры (мероприятия, концерты)
- Детский сад «Ласточка» (КТД)
- Спортивно-оздоровительный центр (соревнования)
- школьная и сельская библиотека (получение информации)
- Школьный музей (проведение экскурсий, пополнение экспонатов)
- ГБУСО «Иловлинский КЦСОН» (отделение социального приюта – оказание социальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Конституция Российской Федерации
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями)
- Всеобщая декларация прав человека
- Конвенция о правах ребенка
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»
Цель программы:
- духовно-нравственное воспитание высоконравственного, креативного, толерантного и компетентного гражданина своей страны, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за происходящее и будущее своей страны, знающего духовные и культурные традиции своего народа и народов, проживающих на территории России.
Задачи программы:
- способствовать становлению, развитию, воспитанию в старшекласснике Благородного Человека путем выявления его личностных качеств;
- развивать и воспитывать у учащихся такие качества души и сердца, как любовь и уважение к окружающим, долг и ответственность, совесть и стыдливость, сдержанность, искренность, понимание, сострадание и сотрудничество; умение научиться жить среди людей с пользой для себя и для других;
- Знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;
- Изучать с учащимися духовно-нравственные традиции их семей;
- Создавать ситуации практического применения духовно-нравственных знаний в реальной жизни, условия для нравственного самовоспитания учащихся.
- Способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков.
- Способствовать освоению учащимися положений философии, науки и религии о сущности человека, смысле его жизни и законах эволюции человечества.
Алгоритм реализации программы.
Первый этап - организационный (сентябрь) - исследование актуальных проблем через анкетирование и диагностику, непосредственное планирование, изучение потребностей и запросов учащихся. Апробация инновационных процессов в области воспитания
Второй этап - деятельностный (октябрь-май) - координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за реализацией. Совершенствование содержания форм и методов воспитательной работы класса.
Третий этап - итоговый (июнь)-анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания воспитанников
Согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
- гражданственность и патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- семья (здоровье, почитание родителей, забота о старших и младших, любовь и верность);
- труд и творчество (креативность и созидание, целеустремленность и упорство, трудолюбие, бережливость)
- традиционные российские религии
- человечество (мир на земле, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
В связи с этим разработана программа духовно-нравственного развития и воспитания «Ступени»
9 класс (32 часа)
Наименование разделов, тем
Количество часов
Теоретические занятия
Практические занятия
Всего
Класный час, игра
Беседы. Лекции
Заочная экскурсия
Круглый стол
анкетирование
Дискуссия
1. «Я и мои знания»
2
1. Вот и стали мы на год взрослее
0,5
0,5
2. «Режим при подготовке домашних заданий»
0,5
0,5
3. «Компьютер: друг или враг?»
0,5
0,5
4. лестница успеха
0,5
0,5
Реализуем через: Предметные месячники; Интеллектуальные марафоны; Предметные кружки, факультативы, элективные курсы
Задачи:
Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития.
Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
Формировать культуру интеллектуального самосовершенствования.
Виды деятельности:
- изучение результативности учебной деятельности учащихся класса для организации коррекционной работы.
- сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
- интеллектуальное просвещение учащихся;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на интеллектуальное развитие учащихся.
2. «Я и моё отношение к труду»
4
1. Счастье в труде
1
1
2. «Кем быть?».
0,5
0,5
3. «Все ли профессии одинаково важны»
1
1
4. «Как правильно выбрать профессию?»
0,5
0,5
5. «Быть полезным людям»
0,5
0,5
1
Реализуем через: Смотры, конкурсы, выставки поделок; Озеленение класса, школьного двора; Трудовые десанты
3 . « Я и моё отношение к человеку»
6
1. Мыслители прошлого, настоящего о человеке.
1
1
2. Закон эволюции человечества.
1
1
3. В чём смысл жизни?
1
1
4. Цветок качеств души.
0,5
0,5
1
5.«Будьте добрыми и человечными».
1
1
6. «Люди, милые, примите в человечество меня»
1
1
Реализуем через: Смотры, акции; Совместные внеклассные мероприятия; Выступление агитбригад
Наименование разделов, тем
Количество часов
Теоретические занятия
Практические занятия
Всего
Классный час,
игра
Беседы Круглый стол
Заочная экскурсия
поход
анкетирование
Дискус-сия
4. «Я и моё отношение к своему здоровью»
3
1. «Какая у тебя физподготовка»
0,5
0,5
2. «По тропе здоровья»
1
1
3. «Правильный режим дня – залог здоровья»
0,5
0,5
4.«Колокола нашей тревоги».
1
1
Реализуем через: спартакиады, соревнования; пропаганда здорового образа жизни; медицинское обслуживание; проекты, дни здоровья.
Задачи:
Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья.
Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Формировать представление учащихся о здоровой личности человека.
Виды деятельности:
- сотрудничество с родителями учащихся, учителями-предметниками и работниками больницы.
- организация внеклассных мероприятий, формирующих ценностное отношение к здоровью.
5. « Я и моё отношение к семье»
7
1. «Семья – это 7 я»
1
1
2. «О дружбе и откровенности с родителями»
1
1
3. «Мой папа – герой»
0,5
0,5
1
4. Вопросы семьи, брака в различные исторические периоды
1
1
5. «Семья в моей жизни!
0,5
0,5
1
6. «Откуда ты родом?»
1
1
7. «Традиции моей семьи»
1
1
Реализуем через: совместные мероприятия; круглые столы
Задачи:
Формировать у учащихся нравственное отношение к родителям, близким людям.
Формировать у учащихся ценностное отношение к семейной жизни.
Основные понятия: семья, нравственное просвещение, семейные ценности, традиции
Виды деятельности:
- ознакомление учащихся с примерами нравственной позиции других людей;
- воспитание толерантности
- формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, умения слушать и слышать, осознавать и делать выводы.
6. «Я и моё отношение к своему духовному Я»
6
1. Разговор при свечах «Мой внутренний мир»
1
1
2. «Добро. Зло. Терпимость».
0,5
0,5
1
3. Путь к себе
0,5
0,5
4.“Что такое духовность человека?”
0,5
0,5
5. «Гармония души и тела
0,5
0,5
7. «Сущность свою сохраните навек..»
0,5
0,5
8. Сберечь обязаны различье данное природой
1
1
9.«Не допустить сквернословия»
1
1
Реализуем через: Акции; Операция «Забота»
Задачи:
Формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям.
Формировать у учащихся ценностное отношение к человеческой жизни.
Основные понятия: нравственный выбор, нравственное просвещение, выдающиеся люди и их нравственные ценности, нравственный опыт.
Виды деятельности:
- развитие волевых качеств ученика
- ознакомление учащихся с примерами нравственной позиции других людей;
- воспитание интереса учащихся к самим себе, желания самосовершенствоваться;
Наименование разделов, тем
Количество часов
Теоретические занятия
Практические занятия
Всего
Классный час
Беседы Круглый стол
Заочная экскурсия
Упражнения
анкетирование
Дискус-сия
7. «Я и моё отношение к своей Малой Родине, к Отечеству»
4
1. «Знаем ли мы традиции своей малой Родины»
1
1
2. «Моя малая Родина вчера, сегодня и завтра»
1
1
3. «Герб древней Руси». «Современный герб Российской Федерации».
0,25
0,25
0,5
1
4. «Альбом моего деда».
0,5
0,5
1
Реализуем через: уроки правовой культуры, туризм, краеведение, уроки мужества
Задачи:
Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений.
Формирования гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей.
Основные понятия: право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы.
Виды деятельности:
- изучение правовых норм государства;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
8. « Я и православная культура»
4
1. Прощение приходит в служении. Работа с притчей
Ш.А. Амонашвили.
1
1
2. Монастыри и храмы Волгоградской области
1
1
3. География христианства
0,5
0,5
4. Значение церкви в современном обществе.
1
1
5. Христианское праздники
0,5
0,5
Реализуем через: заочные экскурсии, чтение литературы
Виды деятельности:
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на духовное развитие
- участие в районных конкурсах, семинарах по духовно-нравственному воспитанию.
Основные формы и способы проведения классных мероприятий
- беседы, лекции, рассказы классного руководителя, родителей;
- свободные обсуждения, аналитические суждения с привлечением собственного опыта;
- анкетирование, тестирование;
- заочное путешествие;
- диспут;
- круглый стол;
- создание и обсуждение творческих работ;
- просмотр видеороликов с обсуждением;
- экскурсии в музей, на природу;
- деловая игра; проживание через игру различных ситуаций, их анализ
Оборудование для проведения классных часов
-компьютер, видеопроектор, экран
- презентации.
- диски с записями классической музыки;
- альбом, ватман;
- гуашь, кисти, карандаши, маркеры;
- свеча, подсвечник;
Воспитанию духовно- нравственной личности способствуют:
общешкольные мероприятия:
- Конференция «Край ты мой любимый!».
- День здоровья.
- День учителя « С любовью к вам»
- Неделя казачества
- Посвящение в старшеклассники
- Международный день толерантности.
- Неделя права и ответственности человека
- КТД «Новогодний калейдоскоп»
- «Зарница»
- «Души опалённые Афганом»
- «А ну-ка, девушки!»
- Неделя профориентации
- «Безопасное колесо»
- Неделя космонавтики
- «Этот праздник со слезами на глазах».
Цель:
- Освоение базы знаний, передача информации
- развитие репродуктивных способностей, познавательного потенциала;
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
2. Акции:
- «Чистый берег»
- «Живи река».
- «Спешим делать добро».
- «Поможем ветерану».
Цель:
- раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его красоты и разнообразия;
- расширение представлений о близких, о вкладе предков в прошлое и настоящее
своего края, Отечества;
3. районные и областные конкурсы:
- Мы – внуки деда Ермака;
- Рождество Христово;
- конкурс чтецов «России славные сыны», «Памяти павших будьте достойны»;
- конкурс фоторабот «В судьбе моей семьи – судьба России»
- театр на школьной сцене;
Цель:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
4. Фестиваль социальных проектов «Я – гражданин России»
социальный проект «Заботливые руки»
Проблема: оказание помощи одиноким пожилым людям и учителям-пенсионерам
Цель проекта: формирование у детей гуманного отношения к миру, людям преклонного возраста, уважение прав и свобод других людей, умения быть активными людьми и видеть значимость своей деятельности для своего коллектива, села и страны в целом. Формирование в себе нравственных идеалов, чувства патриотизма и любви к Родине.
Задачи проекта:
1. Раскрыть юным волонтёрам содержания понятия толерантности;
2. Привлечь внимание участников проекта к проблемам одиноких пожилых людей;
3. Создать условия для интерактивного общения через организацию совместной деятельности для формирования у участников проекта толерантного сознания и желания личного участия в решении проблем одиноких стариков;
4. Внедрить новые формы с детьми и подростками по формированию милосердного и толерантного отношения к пожилым людям
Результаты проекта:Практический: - Оказана помощь учителям-пенсионерам, одиноким пожилым людям - Прошло выступление агитбригады, посвящённое дню пожилого человека с врученим подарков. - Создан волонтерский отряд «Дело» для оказания шефской помощи - Создана школьная газета «Зеркало» с целью освящения реализации проекта. - Проведены классные часы, внеклассные мероприятия по данной тематике совместно с родителями, используя новые формы взаимодействия ( 1-11 класс)- Проведены диагностические исследования по проекту- Найдены новые формы сотрудничества с социумом - Проведена акция «Вот тебе моя рука» с целью оказания помощи (октябрь – май)Образовательный:Актуализация чувства сострадания и милосердия, изменение отношения обучающихся и родителей к проблеме пожилых людей.Методический:- Организация взаимодействия с социумом.- Нахождение новых форм и методов работы с родителями.- Систематизация работы с людьми пожилого возраста.- Введение новых традиций по взаимодействию семьи и школы в работу образовательного учреждения. Развивающий:Дети научились замечать чужие проблемы, быть чуткими. Ребята-волонтёры пытаются быть личным примером, вовлекают активно в свою работу.
Социальный:Обучающиеся научились замечать проблемы других людей, помогать пожилым людям, оставшимся в одиночестве.Продукт:- помощь учителям-пенсионерам и одиноким пожилым людям.- волонтерский отряд школы для оказания шефской помощи - школьная газета «Зеркало», посвященная реализации проекта.- шефская помощь пожилым людям- сценарии классных часов, внеклассных мероприятий , с использованием новых форм взаимодействия с родителями.- акция «Вот тебе моя рука», Апробация:- Введение новых традиций в работу школы ( мастерская «Умельцы», акция «Вот тебе моя рука»)- Приглашение пенсионеров на школьные праздники - Публикация в районной газете «Донской вестник», в издании «Новая улица».Ожидаемый результат:
проведение акции позволит создать необходимые условия для формирования социальной активности и гражданской позиции подрастающего поколения.
Экскурсионная деятельность:
- Парк «Донской»;
- музей-панорама «Сталинградская битва»;
- по местам паломничества
Цель:
- организация и поддержание интереса к познавательному досугу;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
Необходимые условия для реализации данной программы
Для успешной реализации данной программы важны следующие факторы:
Личность учителя, классного руководителя. Классному руководителю необходимо понять исключительную важность духовного развития и стремление к обогащению духовной жизни каждого учащегося. Необходимо верить в безграничность каждого воспитанника, в его способности, талант, неповторимость.
Классный руководитель должен верить в свои педагогические способности и постоянно самосовершенствоваться.
Взаимоуважение классного руководителя и ребенка, совместный поиск, отсутствие поучающего характера классных часов будут помогать созданию условий для сотворчества. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал понимание и готовность учителя всегда ему помочь. Поощрение учителем творческой деятельности учащихся.
Взаимопонимание классного руководителя и родителей. Помощь родителей в выстраивании и проведении ряда тем классных часов и мероприятий.
Духовно-нравственная направленность обсуждаемых тем.
План работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию и развитию старшего школьника
«Педагогика должна стать наукой для всех –
И для учителей, и для родителей».
В. А. Сухомлинский.
Иван Ильин назвал семью «первичным лоном человеческой культуры». «Мы все слагаемся в этом лоне, - со всеми нашими возможностями и хотениями; и каждый из нас остаётся в течение всей своей жизни духовным представителем отечески – материнской семьи или как бы живым символом её семейного духа».
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, что такое хорошо и что такое плохо. В семье ребёнок осваивает основы культуры материальной, нравственной и духовной. В общении с близкими родственниками формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества и жизненные ценности, стремления и идеалы. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому и будущему своей Родины.
Тот дух, который царит в семье, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка. Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет классному руководителю и родителям объединить свои усилия в создании условии для воспитания у детей нравственных и духовных ценностей и решении одной из основных задач по работе с семьёй по духовно-нравственному воспитанию и развитию школьников старшего звена:
– активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи,
придать ей целенаправленный, общественно-значимый характер в
воспитании духовно-нравственной личности.
Для решения данной задачи проводится следующая работа:
1. Повышение педагогической культуры родителей
1.1 Родительские собрания:
- « Нравственное воспитание старшего школьника в семье»
- «Педагогика семейных отношений»
- «Семья и религия: воспитание толерантности»
1.2. Лектории, педагогические мастерские, круглые столы
- тренинг бесконфликтного поведения
- практикум «Жизненные цели ребёнка. Проблемы преступности»
- «Наполним милосердием сердца»
2. Наглядная агитация для родителей
- фотоотчёт «Наши будни»
- уголок «Для вас – родители»
- уголок творческих работ, принимавших участие в конкурсах разного уровня
3. Консультации для родителей
- психолога
- врача
- директором школы, учителями
Предполагаемый результат реализации программы «Ступени» Формирование следующих способностей:
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Родины.
- умение уважать и принимать ценности семьи и общества. Умение самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей, школой и обществом
- Умение соблюдать и пропагандировать правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
- осознание ответственности за свои мысли и поступки; стремление к самопознанию, самовоспитанию;
- понимание прекрасного, ибо недаром сказано, что «красота спасёт мир»
- Принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений;
- Предъявление духовно-нравственных ценностей к окружающим людям, себе и своему поведению;
- Формирование истинных ценностей: любовь, долг, вера, честь, Отечество
- Приобщение к опыту православной культуры.
- Формирование позитивного отношения к окружающему миру, потребности сопереживания и уважение достоинства других людей;
- Практическое применение духовно-нравственных знаний и умений;
- Усвоение учащимся добродетели, направленность и открытость его к добру.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Амонашвили. Притчи./Три ключа. Педагогический вестник. Выпуск IV. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.
Глейзер Г.Д. Формула образования: единство обучения, воспитания, просвещения./Педагогика, 2000, № 6.
Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: 13 января 1996. – 62с.
Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. Книга I. – М.: ИПЦ «Русский Раритет», 1997., Книга IV. – М.: ИПЦ «Русский Раритет», 1998.
Противоречия школьного воспитания: семь проблем, семь решений. – М.: Педагогическое общество, 1998.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика – Пресс, 1992.
Толстой Л.Н. Об истине, жизни и поведении. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
Томина Э.А. Духовные ценности – роль и значение в жизни учителя/Три ключа. Педагогический вестник. Выпуск V. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001.
Саляхова Л. И. Родительские собрания – Москва «Глобус», 2007
Касаткина Н. А. Волгоград издательство «Учитель» Формы взаимодействия учителя с родителями в средней школе 9-11 классы, 2006
Научно-методический журнал «Классный руководитель» №6 2001, № 8 2010, № 3 2008, №1 2009
«Воспитание школьников», 1997 , № 3 1993, № 1-6 1994
Шумская И.Ф. Первые шаги и первые трудности на пути к духовности. /Три ключа. Педагогический вестник. Выпуск V. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001.
Рецензия
на Программу духовно-нравственного воспитания и развития «Ступени» классного руководителя 9 класса МБОУ Медведевской СОШ Иловлинского района Волгоградской области Алехиной Н. А. на 2010-2011 год
Рецензируемая Программа развития представляет собой нормативно-правовой документ, определяющий стратегию духовно-нравственного воспитания учащихся 9 класса.
Программа разработана на основе достигнутых за последние годы результатов классного руководителя, выявленных тенденций и в свете воспитательной стратегии школы.
Инновационность программы заключается в принципиально новых подходах к созданию современной модели учащихся старших классов. Программа предусматривает мероприятия по обновлению содержания и технологий воспитания с целью раскрытия способностей учащихся, созданию системы духовно-нравственного воспитания в классе и поддержки талантливых детей, сотрудничеству классного руководителя, воспитанников и их родителей.
Следует отметить четкое определение цели и задач, обоснование соответствия решаемой проблем.
Определены этапы и сроки реализации, а также целевые индикаторы, что позволит проводить мониторинг реализации программы.
Программа представляет собой завершенный документ и рекомендуется к использованию в совместной работе детей, родителей и классного руководителя.
Родительский комитет класса: Белецкая Н. П.:
Голубева И. Ю.:
13PAGE 15
13PAGE 14215
·