Рабочая программа для уроков ритмики 1-4 классы Ритмика и танцевальный спорт


Рабочая программа «Ритмика и танцевальный спорт» по учебному предмету «ритмика» для начальных классов МАОУ СОШ № 67 г. Тюмени составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- пунктом 18.2.2 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (с учётом изменений, внесённых приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
Программа «Ритмика и танцевальный спорт» разработана на основе:
- программы «От ритмики к танцу» (Шершнев В.Г., 2014 г.), одобрена Министерством культуры Московской области, ГОУ СПО МО "Колледж искусств", научно-методическим центром Московской области;
- программы «Ритмическая мозаика» (Бурениной А.И., 2000 г.), рекомендована Министерством образования Российской Федерации;
- программы «Хореография 1-8 классов» (Пантелеева Т.Н., 2015 г.);
- учебно-методических рекомендаций по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам (Шутиков Ю.Н., 2006 г.);
- методического пособия «Формирование универсальных учебных действий проектным методом на примере учебного предмета - физическая культура» (Полякова Т.А., 2015);
- программы для начальной школы по физической культуре (Полякова Т.А., 2014 , в соавторстве с Тихоновым А.М, Волосатых О.О., Кечкиным Д.Д.)
- учебника для общеобразовательных школ «Физическая культура» (Лях В.И., Зданевич А.А., 2012 г.);
- учебного пособия «Биомеханика. Познание телесно-двигательных упражнений» (Курысь В.М., 2013);
- книги «Система, урок, анализ» (Конаржевский Ю.А., второе издание 2012)
- учебно-методического пособия «Теория и методика танцевального спорта»
( Орлова С.В., Салимгриева Е.Г., 2011);
- на основе примерной программы по физической культуре федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и скорректирована по материалам программы «Физическая культура» Т.В Петровой, «Вента-Граф», Москва 2013 год;
- на основе рабочей программы « Физическая культура» (Дзюбак Н.Н, под редакцией профессора Виноградовой Н.Ф., 2016 год)
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Программа «Ритмика и танцевальный спорт» разработана в соответствии с общей концепцией ФГОС по предмету «физическая культура» в начальных классах, что позволяет реализовать все заложенные основные принципы и требования к обучению учащихся в начальной школе по физической культуре и спроецировать их на учебный предмет «Ритмика».
В процессе освоения программы, путем решения поставленных задач и достижения целей в направлениях «Ритмика» и «Танцевальный спорт» получаем следующие результаты:
Личностные результаты освоения программы:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения программы:
- овладение способностью принимать и (охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Предметные результаты освоения программы:
- формирование первоначальных представлений о значении урока «Ритмики» для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями физического развития (длиной, массой тела и др.), показателями развития основных двигательных качеств.
4.1 Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения предлагаемой программы учебного предмета «Ритмика» учащиеся, закончившие этап начального обучения, должны уметь: - раскрывать связь физической подготовки с развитием двигательных качеств, опорно-двигательной, дыхательной и кровеносной систем;
- определять значение физической нагрузки и способы её регулирования;
- предотвращать возникновение травм во время занятий ритмикой, профилактику травматизма;
- выполнять упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия;
- выполнять упражнения дыхательной гимнастики, психорегуляции;
- выполнять упражнения и простейшие танцевальные элементы и комбинации под различные музыкальные ритмы.
Личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей
Метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий
Предметные результаты - выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.
1-й класс:
Личностными результатами изучения предмета «Ритмика» являются:
– активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
Средством достижения этих результатов служат совместные подвижные игры на уроках.
Метапредметными результатами изучения предмета «Ритмика» являются:
- характеристика явлений (действий и поступков), их объективная оценка на основе усвоенных знаний и имеющегося опыта;
- обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, способов их исправления.
Предметными результатами изучения предмета «Ритмика» являются:
- представление «танцевальных упражнений» как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных танцевальных игр.
2-й класс:
Личностными результатами изучения предмета «Ритмика» являются:
- проявление положительных качеств личности;
- управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.
Метапредметными результатами изучения предмета «Ритмика» являются:
- общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий ритмическими упражнениями;
- организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования.
Предметные результаты изучения предмета «Ритмика» являются:
- организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;
- бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности к местам проведения;
- подача команд на различные перестроения в хореографическом классе, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
- нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов.
3-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Ритмика» являются:
- проявление дисциплинированности;
- трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Метапредметными результатами изучения предмета «Ритмика» являются:
- планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
- анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
- видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков движениях и передвижениях человека.
Предметные результаты изучения предмета «Ритмика» являются:
- планирование занятий физическими (танцевальными) упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием различных ритмических упражнений под музыку;
- изложение фактов истории развития танцевального спорта в целом и конкретно в городе Тюмени;
- оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении ритмических упражнений, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
- объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их.
4-й класс:
Личностными результатами изучения предмета «Ритмика» являются:
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
- формирование осознанной потребности для занятий профессиональным танцевальным спортом.
Метапредметными результатами изучения предмета «Ритмика» являются:
- оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
- управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
- технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами изучения предмета «Ритмика» являются:
- измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;
- организация и проведение занятий ритмикой с разной целевой направленностью, подбор для них специальных физических (танцевальных) упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;
- выполнение танцевальных комбинаций и ритмических упражнений на высоком техничном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
- выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами в различных условиях.
Реализация программы в полном объеме предполагает развитие у обучающихся:
знаний в области хореографического искусства и танцевального спорта;
высокого уровня исполнительского мастерства;
знаний региональных особенностей хореографической культуры и танцевального спорта города Тюмени и Тюменской области;
индивидуальных способностей, умения танцевать в паре;
приемов самостоятельной коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки и взаимооценки;
нравственной воспитанности, выражающейся в поведении воспитанников в коллективе, их трудолюбие, ответственности на выступлениях, чувстве товарищества, взаимопомощи, доброжелательности;
творческого мышления;
общей культуры личности;
сценической культуры и художественного вкуса;
потребности в самостоятельной художественно-творческой и спортивной самореализации;
эмоционального восприятия хореографического искусства.
1.2 Модель личности выпускника, прошедшего обучение по программе «Ритмика и танцевальный спорт»
Самоактуализация личности воспитанника:
Проявляется: в яркой индивидуальности, самостоятельности художественного мышления, сформированности общей культура личности, способной самоутвердиться и найти свое место в жизни;
Имеет: базу творческого мышления, выражает свои впечатления с помощью пластики тела;
Обладает: большим творческим потенциалом, активностью и самостоятельностью в общении, способностью выразительного движения, теоретическими знаниями по истории классического и спортивного танца;
Владеет: комплексом общеразвивающих физических и специальных (танцевальных) упражнений;
Выполняет: ритмические комбинации на уровне подготовленного ученика в танцах «отечественной, европейской и латино-американской» программ;Развита: музыкальность, ритмичность, пластичность и художественно-образная выразительность.
1.3 Содержание итоговой аттестации спортсмена по программе представлено в таблице №1
Таблица №1
Классы Содержание аттестации
1 класс Выявление развития природных психофизических способностей;
Выполнение простых ритмических рисунков в музыкальных размерах 2\4, 3\4;
Исполнение танцев отечественной программы (основные шаги): Полька, Вару – вару, Русский-лирический;
Общая физическая подготовка, комплекс общеразвивающих физических и специальных
( танцевальных) упражнений

2 класс Исполнение основных шагов в европейской программе (медленный вальс, быстрый фокстрот);
Исполнение основных шагов в латиноамериканской программе (самба, ча-ча-ча);
Исполнение танцев отечественной программы (композиции в паре) (полька, вару – вару, русский-лирический)
3 класс Исполнение основных шагов в европейской программе (медленный вальс, быстрый фокстрот) в парном исполнении;
Исполнение основных шагов в латиноамериканской программе (самба, ча-ча-ча) в парном исполнении;
Исполнение танцев отечественной программы (композиции в паре) (полька, вару – вару, русский-лирический)
4 класс Исполнение композиций в европейской программе (медленный вальс, быстрый фокстрот) в парном исполнении;
Исполнение композиций в латиноамериканской программе (самба, ча-ча-ча) в парном исполнении;
Исполнение композиций танцев отечественной программы (композиции в паре) (полька, вару – вару, русский-лирический)
Содержание учебного предмета
Руководствуясь главной целью общего образования: развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоение мира, посредствам учебного предмета «ритмика» формируем у учащихся основы здорового образа жизни, потребность к занятиям профессиональным танцевальным спортом и развиваем творческую самостоятельность.
Предметом обучения на уроках «ритмике» как и на уроках физической культуре в начальной школе, является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность.
Учебный предмет «Ритмика», как и «Физическая культура», находясь в тесном взаимодействии, призваны сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной области обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы.
Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формируется ряд заболеваний, которым способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения. Возникают трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Физические движения – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма.
Содержание учебного предмета «Ритмика» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения программы «Ритмика и танцевальный спорт», у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Вопросы активизации двигательного режима детей с помощью танцевального спорта и уроков ритмики привлекали и привлекают внимание многих тренеров и педагогов.
Танцевальные виды спорта, такие как акробатический рок-н-ролл. фитнес-аэробика, бальные танцы, предъявляют жесткие требования к ритмичности выполнения танцевальных элементов.
Двигательная деятельность подчиняется определенным закономерностям, обеспечивающим ее упорядоченность в пространстве и времени.
Одним из основных факторов, определяющих скорость и выразительность исполнения программы в танцевальных видах спорта, является музыкальное сопровождение.
Итак, актуальность предложенной программы и ее содержательная сторона объясняются следующими причинами:
- необходимостью ликвидировать слабые стороны физической подготовленности детей, составляющей основу здоровья ребенка;
- необходимостью решения основных задач обучения на уроках ритмики и в танцевально-спортивных клубах: воспитательная, обучающая, развивающая;
- требованием времени повысить уровень подготовки начинающих спортсменов танцевального спорта посредствам уроков ритмики;
- необходимость внедрения в учебно-тренировочный процесс системного подхода обучения спортсменов танцевального спорта.
Реализация программы состоит из семи этапов.
2.1 Разделы учебной программы представлены в таблице №1
Таблица №1
№ П/пНазвание раздела программы Содержание раздела
1 Организационно-адаптационный период Правила поведения на уроках ритмики, техника безопасности пребывания в хореографическом классе
2 Организация здорового образа жизни, наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся Правильный режим дня, простейшие навыки контроля самочувствия, оценка состояния дыхательной системы, оценка правильности осанки, оценка основных двигательных качеств.
3 Комплекс общеразвивающих физических и специальных (танцевальных) упражнений Общие физические упражнения и различные танцевальные комбинации с перестроением, входящие в разминку.
4 Музыкальная азбука в хореографии – основные понятия Интерпретация музыкальных ритмов в танцевальных движениях и композициях
5 Общая танцевальная подготовка Танцы «отечественной программы» в танцевальном спорте
6 Основные программы танцевального спорта Изучение основ европейской и латиноамериканской программ
7 Открытые уроки, проекты, концертная деятельность Участие в спортивно-массовых мероприятиях МАОУ СОШ №67 и Федерации массового танцевального спорта города Тюмени
8 Подведение итогов освоения программы за учебный год Отбор учащихся в танцевально-спортивный клуб, базирующийся при школе для занятий танцевальным спортом
2.2 Содержание разделов
1 раздел – Организационно-адаптационный период:
В этом разделе педагог проводит беседы с учениками о правилах поведения на уроках ритмики, знакомит учащихся с правилами техники безопасности в хореографическом классе, а также информирует об общей спортивной этике, о культуре общения. Дети подробно знакомятся с азами танцевального искусства.
На первом организационном этапе педагогу необходимо знать о детях коррекционного вида, для того чтобы выстроить процесс обучения данных детей на уроках ритмики. Программа обучения коррекционных детей должна содержать материал, помогающий им достичь того уровня двигательных умений и навыков, который способствовал улучшению их физического здоровья в целом и помогал социальной адаптации в классе. В процессе обучения педагог использует принцип коррекционной направленности, в котором конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего развития ребенка с помощью специальных (танцевальных) упражнений. Практический опыт показывает, что на уроках ритмики у детей коррекционного вида значительно улучшается общее физическое и эмоциональное состояние, развиваются двигательные навыки, появляется интерес к творческой деятельности, что способствует формированию полноценной и всесторонне развитой личности.
2 раздел - Организация здорового образа жизни, наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся:
В этом разделе педагог подробно информирует учащихся о правильном режиме дня (соблюдение, планирование), о здоровом питании, о необходимости выполнения утренней гигиенической гимнастики, о проведении физкультминуток с применением танцевальных движений, о правилах личной гигиены, профилактики нарушения зрения, о простейших навыках контроля самочувствия, об оценке состояния дыхательной системы, об оценке правильности осанки, об оценке основных двигательных качеств.3 раздел - Комплекс общеразвивающих физических и специальных (танцевальных) упражнений:
Комплекс общих развивающих физических упражнений составляет разминку, с которой начинается каждый урок ритмики. Разминка предназначена для первоначального разогрева мышц, приведения их в тонус и последующего укрепления (сила, эластичность). Изучение общих физических упражнений и различных танцевальных комбинаций с перестроением, входящие в разминку, а также особое внимание уделяется изучению специальных (танцевальных) физических упражнений.
Специальные (танцевальные) упражнения предназначены для достижения конкретной цели данного занятия: упражнения на вращения и баланс, упражнения для отечественной программы, упражнения для международной программы (европейские и латиноамериканские танцы), упражнения для конкретного танца.
4 раздел - Музыкальная азбука в хореографии – основные понятия:
В этом разделе программы, дети узнают основные понятия музыки: звук, мелодия, направления мелодического движения, кульминационная точка, динамические оттенки, характер музыкального произведения, темп, такт, метрический размер, затакт, период, предложение, фраза, ритм. Рассматривается ритмический рисунок с хлопками и протопыванием. Используется различная интерпретация музыкальных ритмов в танцевальных движениях и композициях
5 раздел - Общая танцевальная подготовка:
Этот раздел представляет целую систему танцев «отечественной программы» в танцевальном спорте. Как правило, общая танцевальная подготовка входит в разминочную часть занятия и состоит из разминочных диско-композиций, которые служат растанцовкой для детей и готовят к изучению нового материала. Использование танцев «отечественной программы» в начале урока помогает положительному заряду эмоций у детей.
6 раздел - Основные программы танцевального спорта:
Данный раздел направлен на изучение базовых основ европейской и латиноамериканской программ. Европейская программа состоит из пяти танцев: медленный вальс, танго. Венский вальс, медленный фокстрот, быстрый фокстрот. На первоначальном этапе обучения используются танцы: медленный вальс и быстрый фокстрот. Латиноамериканская программа состоит из пяти танцев : самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв. На первоначальном этапе обучения используются танцы: самба и ча-ча-ча. Каждый танец строится из специально подобранных фигур и стандартных вариаций, составляющих композицию. Фигуры и стандартные вариации разделены по степени сложности и выбираются тренером из списка фигур, соответствующих правилам Союза Танцевального Спорта России.
7 раздел - Открытые уроки, проекты, концертная деятельность:
Это очень широкий вид деятельности для педагога и его учеников. Открытые уроки являются ответственным событием для детей, на которых они имеют возможность показать весь изученный материал, проявить себя творчески, показать все свои лучшие качества в исполнении разных танцев. Дети, занимающиеся ритмикой и танцевальным спортом, принимают участие во всех мероприятиях школы и своего класса, что способствует их раскрепощению на публике и дальнейшему свободному общению. Участие в спортивно-массовых мероприятиях МАОУ СОШ №67 и Федерации массового танцевального спорта города Тюмени дает огромный толчок в становлении ребенка как гармонично развитой личности и будущего спортсмена танцевального спорта.
8 раздел - Подведение итогов освоения программы за учебный год:
В конце учебного года, по желанию детей и их родителей, ребенка записывают в танцевально-спортивный клуб, в котором он продолжает обучение в направлении танцевального спорта. Спецификой танцевального спорта является исполнение танцев в парах, поэтому в клуб принимаются мальчики и девочки. Отбор учащихся в танцевально-спортивный клуб, проводится на добровольной основе.
2.3 Системный подход обучения
В программе подробно раскрыта схема системного подхода обучения детей и становление их как спортсменов массового танцевального спорта и спорта высших достижений посредствам уроков ритмики. В программе показана непрерывная связь танцевального спорта и уроков ритмики, что способствует гармоничному развитию личности ребенка и является первоначальной подготовкой к соревновательной деятельности
В последние годы в системе танцевального спорта все настойчивее ведется поиск организационно-методических подходов, которые наряду с обеспечением необходимых условий для интенсивной учебно-познавательной деятельности способствовали бы активизации двигательной активности детей и укреплению их физического, психического и социального здоровья. Одним из начальных этапов подготовки спортсменов спорта высших достижений, является обучение детей посредствам уроков ритмики в общеобразовательной школе. В настоящее время, проведенная реорганизация в структуре танцевального спорта, раскрыла возможности для привлечения детей к занятиям «массовым танцевальным спортом». Это движение коснулось и территории Тюменской области.
Внедрение в учебный процесс уроков ритмики в общеобразовательных школах, способствует активному развитию нового направления в спортивных танцах, а именно развитие «массового танцевального спорта». Как следствие этого, увеличился приток занимающихся детей в возрасте с 4 лет в танцевально-спортивные клубы города.
Таким образом, возникла необходимость в системном подходе обучения детей танцевальному спорту. В последние годы одним из направлений методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, является системный подход. Системный подход как способ организации действий, охватывающий любой род деятельности, очень активно используется в современном обществе, в том числе и образовании. Сфера физической культуры и спорта, в том числе и танцевального спорта не стала исключением.
Этапы системного подхода представлены в таблице №3:
Таблица №3
1 этапМАОУ СОШ № 67
Ритмика
Танцевальный спортЭтапы системного подхода обучения в танцевальном спорте:
3 этап
Федерация Танцевального Спорта Тюменской области (ФТС ТО)
Спорт высших достиженийТанцевально-спортивные клубы Тюменской области4 этап
Союз Танцевального Спорта России (СТСР)
Федерация Танцевального Спорта Тюменской области
Федерация Массового Танцевального Спорта города Тюмени
Танцевально-спортивный клуб
2 этап
Федерация Массового Танцевального Спорта горда Тюмени (ФМТСГТ)
Массовый танцевальный спортТанцевально спортивные клубы города Тюмени
Структура танцевального спорта ФТС ТО и ФМТСГТ:
Федерация Танцевального Спорта Тюменской области – член Союза Танцевального Спорта России.
Федерация Массового Танцевального Спорта города Тюмени – член Федерации Танцевального Спорта Тюменской области.
Танцевально-спортивный клуб города Тюмени - член Федерации Массового Танцевального Спорта города Тюмени.
6 Тематическое планирование
Содержание тематического планирования предложено в приложении №1