Формы и методы работы с учащимися на уроках биологии, имеющими повышенный познавательный интерес
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Тарко-Сале»
Формы и методы работы с учащимися на уроках биологии, имеющими повышенный познавательный интерес.
(из опыта работы)
Учитель биологии
МБОУ «СОШ № 2 г. Тарко – Сале»
Шубина Светлана Григорьевна
«Если человек шагает в строю под бой барабанов не в ногу со своими спутниками, задумайтесь, это, быть может, потому, что он слышит бой совсем других барабанов…»
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Уровень мотивации каждого школьника определяется различными объективными и субъективными причинами, рассмотрение которых выходит за рамки темы данного доклада.
Формирование мотивации – это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.
В своей повседневной работе в течение длительного времени использую некоторые формы и методы работы с учащимися, имеющими повышенный познавательный интерес.
Одним из методов работы с высокомотивированными учащимися являются индивидуальные задания.
Задания становятся индивидуализированными в том случае, когда оно предназначено не всему классу, а отдельным ученикам соответственно их индивидуальным способностям. Рассмотрим применение индивидуализированной самостоятельной работы в различных звеньях учебного процесса. При повторении целесообразно давать более способным ученикам меньше общих заданий и больше заданий на более высоком уровне. При поверке домашнего задания учащиеся получают индивидуальные карточки. В основном используются следующие виды тестовых заданий:1) тесты-вопросы; 2) тесты с заполнением пропусков; 3) тесты с выбором ответа; 4) тест «правильно-неправильно». Необходимость применения тестов обусловлена прежде всего тем, что задания олимпиад, КИМы ЭГЭ составлены в форме тестов, причем различного вида. Вот поэтому использую эту форму в качестве промежуточного контроля знаний учащихся на уроках.
В наше время, когда дети перегружены огромным потоком информации из различных источников ( телевидение, газеты, журналы, познавательная литература, видеофильмы, Интернет ), задачей учителя становится проблемная подача материала для включения ученика в процесс поиска ответов на вопросы: «А почему это так?», «Что могло привести к этому?» и т.дНа этапе изучения нового материала учащиеся включаются в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний:
-извлечению знаний из различных литературных источников;
-самостоятельному созданию путем индивидуальной поисковой деятельности.
Эффективным является закрепление знаний в виде заполнения сравнительных таблиц, построения логических схем, определения основных понятий
Например, на уроке в 7 классе учащимся предлагаются следующие задание:
- на следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном, как вы думаете – о каком? Это животное не хищник. Но оно поставило под угрозу уничтожение животных целого континента. Оно подвергло в тревогу и растерянность большое количество людей. Это животное -? (кролик – Австралия)
Учитывая различный темп продвижения учащихся, предлагаем более способным ученикам дополнительные задания.
Например, решение биологических задач: Вам известно, что сова – неясыть питается мышами зерноедками. Весит сова около 250 г. Как вы думаете? Сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь. (одна сова за жизнь сохраняет 50 тонн зерна! Сова в среднем живет 50 лет, съедает в год тысячу мышей, кждая из которых истребляет в год 1 кг. зерна.)
Результатом данной работы является освоение детьми различных способов получения новых знаний: понятий, законов, способов деятельности, различной информации.
Необходимость индивидуализации обучения особенно значима при закреплении и применении знаний. У более сильных учеников в этом звене освобождается время на выполнение дополнительных заданий, расширяющих и углубляющих их знания и умения
Результатом данной работы является мотивация на улучшение качества отрабатываемых знаний, повышение степени их освоенности, прочности, осознанности, появление более сильного мотива удовлетворения своих собственных познавательных интересов.
Большие возможности для индивидуализации открываются в домашней работе, которая по своей сущности является самостоятельной работой. Деятельность учащихся организуется по самостоятельному определению содержания и объема той работы, которую необходимо выполнить дома индивидуально. Вот примерный перечень некоторых заданий: 1) чтение дополнительной научно-популярной литературы; 2) работа с интернет- ресурсами ( данный вид работы школьники очень любят; 3) работа со словарями, справочниками, энциклопедиями и другой справочной литературой; 4) подготовка докладов, сочинений; 5) проведение опытов; 6) выполнение заданий на основании экскурсии; 7)составление презентаций; 8) написание рефератов.
Например, учащимся предлагаются следующие домашнее задание:
Подготовить сообщение (работа с научно-популярной литературой).
Подготовить презентацию.
Рассказать о домашнем аквариуме.
Составить кроссворд на данную тему.
«Составление своей родословной и определения характера наследования некоторых признаков в семье»;
сообщения «Мутагенные факторы и их влияние на наследственность», «Отрицательное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на потомство», «Генетически модифицированные продукты, влияние их на здоровье человека». И т.д.
В результате развивается мотивация на самореализацию через творческую учебную и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.
Элективная и факультативная дифференциация служит эффективным средством учета познавательных потребностей, индивидуально-личностных особенностей учеников, дает им возможность самостоятельно сделать выбор, в какой области знаний совершенствоваться. Курсы по выбору и факультативные занятия располагают большими возможностями для усиления индивидуализации обучения. В 9 классах апробирован курс по выбору: «Окружающая среда и здоровье человека»
В процессе изучения курса важное место занимают практические работы. Работы учащихся с литературой, подготовка рефератов способствуют развитию навыков самообразования.
Таким образом, курсы по выбору позволяют более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Традиционными в школе стали недели биологии и экологии. Они носят массовый характер и проводятся с учащимися всей школы.
Эффективными при проведении недели являются индивидуальные формы работы: конкурсы знатоков биологии, «Знаешь ли ты родную природу?», конкурс сочинений на тему «Ты в ответе за тех, кого приручил», выпуск экологических газет «Планета в опасности» и др. Активными участниками и помощниками при проведении недели являются учащиеся, интересующиеся биологией.
При подготовке к олимпиадам используются индивидуальные занятия с учащимися, мотивированными на изучение биологии.
Это одно из самых важных условий для работы по углубленному и расширенному изучению материала заинтересованными обучающимися. Именно на этих занятиях происходит практическая отработка теоретических знаний в процессе наблюдений и экспериментов, совершенствуются навыки работы с дополнительной научной литературой, компьютерными программами, а также школьники приобретают навыки выполнения исследовательских работ. Именно такие занятия способствуют более ранней профилизации образовательного процесса, осознанному выбору школьниками будущей профессии. В кабинете биологии имеются комплекты электронных учебников: «Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Медиатека по биологии («Уроки биологии 6-7 класс»; «Уроки биологии 8 класс»; «Уроки общей биологии 10-11и т.д., лабораторный практикум и т. д. Данные учебники содержат большой энциклопедический и справочный материал, способствуют отработке умений и навыков с помощью интерактивных тренажеров, различных тестов, обучают самостоятельной работе с учебным материалом. Возможности для индивидуализации обучения значительно расширились с распространением компьютеризации учебного процесса.
Заключение.
Таким образом в результате систематической индивидуальной работы с учащимися, интересующимися биологией у них возрастает познавательная активность на уроках, развивается умение активно работать с учебным материалом, использовать дополнительные сведения при подготовке к уроку, самостоятельность в решении задач биологического содержания, стремление к выполнению заданий повышенной трудности.