Урок по предмету Окружающий мир на тему Птицы-лесные жители
Урок окружающего мира во 2 классе
Урок
Тема “Птицы – лесные жители”
Беспалова А.В.
Нижний Новгород 2012
Тема: «Птицы – лесные жители».
Цели:
1. Познакомить детей с лесными птицами, с особенностями их поведения, местами обитания.
2. Развивать познавательный интерес к птицам.
3. Воспитать бережное отношение к птицам и ответственность за всё живое.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Сообщение темы и цели урока
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, – мы свои!
- А чтобы узнать, кто таится в чудесном лесу, нам нужно с вами отгадать загадки.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это (птица).
Задавали ли вы себе вопросы: кто такие птицы? Почему птицы летают? Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять. Итак, тема урока: «Птицы - лесные жители».
Птицы привлекают нас причудливым оперением, полетом, пением и, конечно загадочным образом жизни.
Каждый из вас имеет свой дом, квартиру. Вы знаете, что лес тоже многоэтажный дом.
Давайте мы заглянем в птичьи «квартиры» и узнаем, кто, где живет.
- Жители первых этажей.
На первом этаже гнездятся рябчик, глухарь, тетерев, козодой.
Красивая крупная птица – это глухарь.
Весь день глухари любят проводить на лесных полянах. Здесь проще отыскать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Ближе к ночи глухари взлетают на деревья, где и ночуют.
Свои гнезда глухари вьют прямо под деревьями, порой на самых заметных местах.
А вот еще одна интересная птица – житель первого этажа – козодой.
У козодоя клюва почти и вовсе нет. Рот огромный, а клювик махонький – едва выступает. Козодой ловит жуков и больших ночных бабочек. Разинет рот пошире, догонит жука, накроет, как сачком, и на лету проглотит.
- Жители второго этажа: дятел, сова.
Теперь мы поднимемся выше и посмотрим, кто живет на втором этаже леса.
Лесной доктор – дятел.
Голос, который вы слышали дятла. Но правильнее будет сказать, что мы слышали не его голос, а звуки «тук-тук-тук». В народе считают, стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые – вредители и лес будет жить. Дупло в стволе, служащее гнездом, дятлы содержат в необычной чистоте!
Отгадайте что за птица?
Какая птица умеет мяукать, как кошка, хохотать как человек, плакать как маленький ребенок, стонать и охать как больной, пищать как крыса?
Конечно же, это сова. Красивый ночной хищник, примечательный большими желтыми глазами. Ушастая сова способна съесть за день 10 полевок. Это, кто? Правильно – мыши. А сова сивуха съедает за год более 1000 грызунов.
- А третий этаж леса находится высоко. Заглянем туда? Но сначала проведем физкультминутку.
Физкультминутка .
Руки подняли и помахали –
Это деревья шумят.
В сторону руки и помахали –
Это к нам птицы летят.
Быстро присели, руки сложили –
В норке зверюшки сидят.
Встали и тихо за парты все сели.
Дети учиться хотят.
- Жители верхних этажей. Выше всех, строят свои гнезда крупные хищные птицы: канюк и ястреб.
Ястреб отличается от других птиц длинным хвостом и короткими закруглёнными крыльями. Преследуя добычу, ястреб камнем бросается вниз. Канюк – хищник, встречается почти во всем мире. Охотится на мелких грызунов и змей, паря высоко в воздухе и выслеживая добычу на земле.
Кроме хищных птиц на верхних этажах леса обитает одна из самых красивых птиц и одна из самых лучших певуний наших лесов.Это иволга. Ее голос напоминает игру на флейте. Но тут же мелодичное пение могут заменить такие звуки, что хоть уши затыкай, - будто кошке на хвост наступили. Поверить трудно, но и неприятные звуки издает та же птица. Недаром иволгу зовут и лесной флейтой, и лесной кошкой.
А сейчас проверим, каких лесных птиц вы знаете, для этого отгадаем загадки.
Типичная лесная птица. Основной ее пищей служат семена кедровой сосны, ели и насекомые. Однако она поедает и семена различных других растений, птенцов и яйца мелких птиц, ящериц и лягушек. (Кедровка)
Одна из самых маленьких певчих птиц России. Масса его всего 5-6 г. В лесу скорее всего можно усушать и узнать по его тонкому негромкому свисту: "си-си-си". (Королек) Пение корольков можно услышать даже зимой и очень ранней весной, и феврале-марте. Королёк весит в 6 раз меньше, чем воробей. Мал королёк, зато у него есть корона.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (Соловей)
Соловей – птица с великолепным голосом, а с виду ничем не примечательная. Красивые ночные трели слышны на километр.
Кто эта птица?
Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет,
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
Перелётная птица. Поселяется в лесах, садах и на бульварах города. Очень заметная и красивая птица. (Зяблик)
Птичка – певунья. Очень искусно делает своё гнездо среди зарослей леса. Уничтожает большое количество насекомых. Является украшением природы. (Малиновка)
По деревьям перемещается ползая, поэтому получил название «..».В нашей местности обитает в еловом лесу, парках. Птичка невзрачная, но приносит много пользы.
(Поползень)
Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать, с первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
- А каких птиц нашего края вы знаете?
(Ответы детей).
- Кукушка.
- Клёст.
- Поползень.
- Синица.
- Сойка.
- Пищуха.
- Сова.
Молодцы!.
На все лады звучат птичьи голоса. От зари до зари хлопочет пернатое население. В трудах и заботах проходит их день. И каждый живет на том этаже, где ему предназначено самой природой.
Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать,
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз,
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
-Птиц надо беречь, охранять, не беспокоить, а зимой в трудное голодное время, подкармливать.
-Ребята, а вы помогаете нашим друзьям?
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
-Какую помощь вы оказываете им?
(Ответы детей)
- Делаем кормушки и развешиваем в садах, парках, скверах.
- Кладём корм: семена подсолнечника, семена арбуза, тыквы, дыни.
- Несолёное сало.
-Крошки белого хлеба.
Следим, чтобы постоянно был корм в кормушках.
- Ребята, помните!
Не холод страшен птицам зимой, а голод.
Нужно поддержать птиц!
В первую очередь нужно позаботиться о синицах – верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку, ищут щели и трещинки в коре, где спрятались насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддержать птиц.
Ребята, помните!
Нельзя разорять гнёзда птиц.
Стрелять в них из рогаток!
Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду.
Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.
Значение птиц
Поедают большое количество растительной и животной пищи,
оказывая этим существенное влияние на живую природу.
2. Регулируют численность насекомых и грызунов.
3. Являются важным звеном в цепях питания живых организмов.
4. Распространяют семена растений.
5. Птичьи перья имели большое значение в истории культуры, так как ими пользовались
для письма со времён Римской империи до середины XIX века.
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям.
(И. Мазин)
IV. Закрепление.
Игра «Прилетели птицы».
- Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно хлопать. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи... (Дети хлопают в ладоши)
Учитель: - Почему мухи?
Ученики: Мухи – насекомые.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны (Дети хлопают в ладоши)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи (Дети хлопают в ладоши)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи (Дети хлопают в ладоши)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы (Дети хлопают в ладоши)
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи (Дети хлопают в ладоши)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы (Дети хлопают в ладоши)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы
Все вы молодцы!
Итог урока.
- Перечислите, какие жители леса нам повстречались во время экскурсии?
Домашнее задание: подготовить пересказ или рассказ о любой птице.
Использованная литература:
1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: учебник .2 класс.- М.:Вентана- Граф, 2010;
2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь к учебнику. 2 класс.- М.:Вентана- Граф, 2010.