Урок по окружающему миру на тему Птицы-лесные жители(2 класс)


Открытый урок
по окружающему миру во 2 «а» классе
на тему : «Птицы – лесные жители»
МБОУ КСОШ № 32 имени ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.Г.ВЛАДИМИРОВА
Учитель: Л.Н.Куксова
Тема урока: «Птицы – лесные жители»
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель: Познакомить с особенностями птиц, формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание
Задачи:
Познакомить учащихся с лесными птицами, с их голосами , с особенностями поведения птиц.
Развивать познавательный интерес к изучению нового материала, умение находить взаимосвязь в природе.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе .
Планируемые результаты.
Предметные:
-называть признаки птиц, выделять главный из них;
-учиться слушать и находить ответы в рассказе;
-учиться работать с информацией, выводить умозаключения из полученной информации, --преобразовывать одну информацию в другую;
-учиться сравнивать, находить общее и различное.
Универсальные учебные действия.
Личностные:
-развитие навыка сотрудничества с учителем и сверстниками;
-учиться вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Коммуникативные:
-уметь озвучивать правила и следовать им;
-уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной речи;
-учиться оформлять свои мысли в устной форме;
-учиться использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своих ответов.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний;
-умение давать определение понятиям;
-учиться анализировать и сравнивать;
-учиться выделять необходимый материал из текста, устного рассказа;
-учиться делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую.
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать с помощью учителя цель урока;
-уметь планировать в соответствии с поставленной задачей.
Оборудование урока:
Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» учебник для 2 класса;
Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» рабочая тетрадь №2;
выставка книг о птицах;
карточки с заданиями для работы в группе и индивидуальной работе;
презентация к уроку.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Целеполагание.
3. Актуализация пройденного материала.
-Назовите царства природы.
-Мы сегодня будем путешествовать в царстве «Животные и человек»
-Что такое природное сообщество? (Это место , где обитают разные живые существа, связанные между собой?)
-Какие сообщества вы знаете? (Луг, водоём, лес, поле, сад)
-Сейчас вы будете работать в группах. Выполнив задания, вы узнаете где мы сегодня побываем с вами и о ком будем говорить.
Деление на 4 группы (картинки животных - насекомые, звери, птицы, рыбы )
Какие группы животных вы знаете ещё? ( паукообразные, земноводные и т. д.)
Работа в группах (кроссворды, загадки) – ключевые слова лес, птицы
- Итак, мы отправляемся …(в лес) и будем говорить сегодня …(о птицах).
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
Пойдём - ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы поищем под зелёным шатром.
4.Формирование новых знаний.
− Сегодня мы узнаем много нового и интересного о наших соседях – птицах. Узнаем, какими разными бывают птицы и о том, что их объединяет.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма КОАПП ( КОАПП —комиссия особо активной помощи природе) «Что услышала медуза»
Как часто мы наблюдаем за птицами и нам хочется летать так же высоко, как и они. Нам даже снятся такие сны. Это удивительное ощущение полета, полной свободы.
Может быть, поэтому птицы ближе всех нам по духу. Люди воспевают это чудо природы в стихах, картинах, сказках. Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной царство птиц!
1) Игра «Раздели на группы»(лесные животные и птицы) Презентация
Назовите признаки зверей: (тело покрыто шерстью ,4 ноги, зубы, кормят молоком)
-Чем отличаются птицы от животных?
(Есть клюв, крылья ,тело покрыто перьями, 2 ноги, откладывают яйца)
-А вы всё знаете о птицах?
Итак, вам предстоит найти ответы на вопросы:
1.Зачем птицам клюв?
2.Для чего птицам перья?
3.Зачем птицам летать?
4.Почему птицы поют?
2) Работа с текстами ( в группах)
Группа № 1 «Зачем птицам клюв?»
Птица – необычное существо, она может летать, петь и даже нырять! Но вот чего нет у птицы – это рук. Как же она без них обходится? А очень просто – вместо этого у неё есть клюв. Клюв является и носом, и ртом, и руками. При помощи клюва птица добывает себе пищу, строит гнёзда, кормит птенцов, чистит пёрышки, защищается от врагов. Клюв так же необходим птице чтобы петь.
Группа № 2 «Для чего птицам перья»
Зачем птице перья? Перьевой покров птиц прочный, лёгкий, надёжный. Он защищает птицу от перегрева, холода и ушибов. Перья помогают птицам летать. Яркая расцветка перьев привлекает самочек. Перья служат маскировкой. Перья у водоплавающих птиц покрыты жировой плёнкой. Это помогает птицам нырять и оставаться сухими. Постель у птицы всегда с собой: перья на брюшке – перинка, на спине – одеяло.
Группа № 3 «Зачем птицам летать?»
Может быть птицам и не обязательно уметь летать? Ведь пингвины не летают и хорошо приспособились к этому! Нет, полёт для птицы необходим так же, как для нас возможность ходить. Птицы летают для того, чтобы спастись от врагов. Чтобы поймать добычу в воздухе. Чтобы строить гнёзда повыше от земли, а значит защитить птенцов от хищников. Для того, чтобы высматривать добычу на земле. А так же, чтобы добираться до тёплых мест, где больше корма.
Группа № 4 «Почему птицы поют?»
Разнообразны и красивы голоса птиц! Вы задумывались над вопросом: «Для чего птицы издают звуки?». Наступает весна, и песню заводят самцы, чтобы привлечь внимание самочки. Пением дают понять, что территория уже занята. Звуками предупреждают об опасности. Пение – это сигнал к тому, чтобы птицы собрались все вместе, в стаю. Перелётные птицы издают звуки для того, чтобы никто не потерялся и не отстал во время перелёта.
-Проверим работу в группах.
(выступление представителей каждой группы (проверка- Презентация)
-Как и где мы узнаём информацию о птицах? (журналы, газеты, книги, телевизор, интернет..)
3)Знакомство с птицами (Проверка Д/з- самостоятельная подготовка нового материала)
1 группа- Орнитологи ( Презентация о птицах)
Физминутка
-А сейчас отдохнём.
«Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем
Крылья сложили назад.»
2 группа – Артисты Игра «Узнай птицу»
-Ребята ,скажите, а почему зимой мы не видим ласточку? (улетает в тёплые края)
-Как называют эту группу птиц? (перелётные)
-Какие группы птиц вы знаете ещё? (кочующие, оседлые)
Тест «Птицы» ( работа на компьюторе)
-Как мы должны относиться к птицам?
3 группа – Экологи ( стихи)
На нашей планете живут Чудесные создания. Они летают и поют, И землю свято берегут. Скажите, дети, Можно жить без птиц на свете? Что случится, если птицы, На земле вдруг пропадут? Букашки, жучки, червячки, На деревья нападут. И съедят кору, листочки, Обглодают ветки, почки - Вот что будет, если птицы,Все исчезнут - пропадут! И не будет щебетанья, Дивных трелей соловья, И сороки стрекотанья, Чик - чирика воробья... Скучно будет, знают дети, Жить без птиц на белом свете! 
На восходе очень ярко солнышко встаёт.
При любой погоде птица запоёт,
Будет петь и в зной, и в слякоть, в холод и в жару,
Чтобы человек стремился к свету и добру.
Чтоб услышать птичий говор, трели соловья,
Постарайтесь птиц не трогать,
Чтоб светлей, была  Земля!
-Каково значение птиц в жизни природы и человека?
Начиная с 1923 года, школьники нашей страны ежегодно, в апреле, проводят традиционный День птиц. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение.
-Как человек должен вести себя в лесу? Как он должен обращаться с птицами?
4)Изготовление запрещающих знаков по правилам поведения в лесу.
Мастерская защитников природы (Игра «Собери знак»)
5. Итог урока.
- Где мы сегодня побывали?
- О ком говорили на уроке?
6. Рефлексия. ( Игра «Посели птичку в лесу»)
7. Выставление оценок. Д/З.
Дополнительный материал к уроку.
Отгадайте кроссворд и прочтите ключевое слово.
1.Когда он в клетке, то приятен.На шкуре много чёрных пятен.Он хищный зверь, хотя немножко,Как лев и тигр, похож на кошку.

2.День ли, ночь ли на дворе,
Он  всегда сидит в норе! Дни и ночи напролёт Роет землю сонный ... .
3. Хитрая плутовка,Рыжая головка,Пушистый хвост-красаКто это? ...
4. Уши длинные, несмелый.То он серый, то он белый.То бежит, а то уж скачет,Куцый хвост от волка прячет.
5.Из малых кошек, из пятнистых,А на ушах, представьте, кисти!
Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,Она ведь хищник грозный…