внеурочная деятельность ритмика -5 класс ФГОС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шегарская средняя общеобразовательная школа №1»
Принято на Утверждаю
методическом совете школы директор школы
протокол № Т.А. Сазонова
от ___________________ 20____г. Приказ №
От ______20___г.
«РИТМИКА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Направление: спортивно - оздоровительное
База реализации:
Обучающиеся 5 классов
Составитель:
Татьяна Евгеньевна Каличкина,
учитель музыки.
Эксперт:
Барская Маргарита Алексеевна,
зам. директора по УВР
Мельниково 2014
Пояснительная записка к программе
«Ритмика»
Рабочая программа по ритмике для 5 классов составлена на основе следующих документов и материалов.
«Федеральный государственный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373 и от 26.11.2010г. № 1241;
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шегарская средняя общеобразовательная школа №1».
Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шегарская средняя общеобразовательная школа № 1»;
На основе программ по хореографии для общеобразовательных школ: программа «Ритмика и танец» 1-8 классы: программа «Хореография и ритмика» 1-7 классы Щербаковой Н.Н., учителя хореографии высшей категории неполной средней школы №39 г. Рыбинска; программа «Хореография» 1-8 классы Пантелеевой Т.И - учителя средней школы №66 г. Тюмени
Место рабочей программы и её роль в системе обучения,
развития и воспитания учащихся основной школы и ее актуальность.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ: программа «Ритмика и танец» 1-8 классы: программа «Хореография и ритмика» 1-7 классы Щербаковой Н.Н., учителя хореографии высшей категории неполной средней школы №39 г. Рыбинска; программа «Хореография» 1-8 классы Пантелеевой Т.И - учителя средней школы №66 г. Тюмени.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Актуальность данного курса состоит в том, что в процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма.Курс внеурочной деятельности «Ритмика» предназначен на работу с детьми 5 класса. Он посвящён процессу овладения детьми ритмическими движениями с музыкальным сопровождением.
В соответствии с учебным планом в 5-х классах на внеурочную деятельность, по курсу «Ритмика», отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Занятия проводятся в хореографическом зале.
Цель рабочей программы «Ритмика» и ее задачи.
Цель программы - формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи программы -
Укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма
Совершенствование жизненно-важных навыков и умений чувствовать и ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим движениям
Развитие интереса к занятиям ритмикой, формам активного досуга, развитие координации движения, эстетического вкуса, художественно-творческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора
Формирование общих представлений о культуре движений
Формирование культуры общения между собой и окружающими
Воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Развитие основы музыкальной культуры
Развитие музыкальности, способности становления музыкально-эстетического сознания через воспитание способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движениях.
Развитие умения воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности,
Формирование красивой осанки, выразительности пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях.
Основные принципы реализации.
Данная Программа разработана в соответствие с требованиями современной дидактики и предполагает особое содержание, кроме того она имеет одну важную особенность: она позволяет реализовать педагогическую идею формирования у школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
принцип сознательности и активности, который предусматривает, прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;
принцип наглядности, который предусматривает использование при обучении комплекса средств и приемов (личная демонстрация приемов, видео - и фотоматериалы, словесное описание нового приема со ссылкой на ранее изученные)
принцип доступности, который требует, чтобы перед обучающимся ставились посильные задачи. В противном случае у занимающихся снижается интерес к занятиям, при этом, однако необходимо приучать учеников к преодолению трудностей. От преподавателя требуется постоянное и тщательное изучение способностей обучающихся, их возможностей в освоении конкретных элементов.
принцип систематичности, который предусматривает разучивание элементов, регулярное совершенствование техники элементов и изучение новых элементов для расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности обучающихся.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
На занятиях ритмикой особое внимание уделяется не только развитию ритмической, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. Танец решает те же задачи эстетического развития и воспитания что и музыка. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Не может быть танца без музыки, без ритма. Обучение искусству танца происходит параллельно с музыкальным воспитанием: дети учатся понимать, слушать и слышать музыку, органически сливать в единое целое движение и музыку.
Эта программа является модифицированной, она рассчитана на физическое, эмоциональное и нравственное развитие и совершенствование детей. Программа нацелена на личностное развитие ребенка.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения (как внеурочное занятие).
Вариативность программы.
Особенностью Программы является её вариативность. Учитель вправе - выбирать или менять предложенное Программой содержание, исходя из поставленной цели обучения и простроенных задач
- сам решать, какое количество часов отводить на изучение каждой из запланированных тем в рамках обучения
- сам увеличивать или уменьшать количество предложенных учащимся для выполнения в течение учебного года учебных проектов (индивидуальных, коллективных или групповых)
Формы и методы проведения занятий,
использование эффективных и передовых технологий и дидактических средств.
Содержание программного материала, структура Программы и новые ФГОСы предопределяют некоторые особенности методики преподавания данного курса и кардинальные изменения в деятельности учителя, в выборе технологий и дидактических средств.
Формы организации внеурочных занятий: презентации, индивидуальная, групповая, коллективная деятельность.
В процессе обучения используются следующие методы организации внеурочной деятельности:
ознакомление - создание общего предварительного представления, об элементе, которое лежит в основе сознательного освоения любого двигательного действия. В результате первичных сведений о новом элементе (форме, амплитуде, направлении приложения усилия, позиции) и двигательного навыка, накопленного в памяти обучающегося, устанавливаются общие связи, обеспечивающие построение исходной программы предстоящих двигательных действий.
разучивание, закрепление навыка - непосредственное овладение основами техники выполнения элемента. На данном этапе в результате активной совместной работы учителя и обучающегося уточняются представления о динамике движение, осуществляется закрепление двигательного навыка, осуществляется связь с предыдущими изученными движениями.
совершенствование техники - на данном этапе осуществляется твердое усвоение двигательного навыка, умение выполнять движения ритмически верно, в том числе в паре.
Применение таких методов, технологий и дидактических средств опирается на инициативность, самостоятельность, активность учащихся в ходе занятия ритмикой. При этом задача учителя сводится к тому, чтобы создать условия для их инициативы. Чтобы ребенок был инициативен, учитель должен отказаться от роли «носителя информации» и роли арбитра.
При таком обучении учитель выступает как помощник, сопровождающий собственный поиск учащихся.
На разных этапах занятия учитель выступает в различных ролевых позициях:
-фасилитатор - консультант. Побуждает к самостоятельному поиску задач и их решений. Владеет способами задавать вопросы. При этом создает атмосферу безопасного выражения учениками своего мнения.
-координатор. Помогает отслеживать движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания, а также выполняет отдельные функции, например, очередность высказывания.
Все выше названные позиции учитель может выстраивать при условии владения им соответствующими средствами (и только тогда он сможет научить этому учащихся):
-эмоциональные позиции (позиции непонимающего, сомневающегося, внимательного слушателя);
-игровые позиции (герой - вдохновитель, заказчик, спорщик);
- рефлексивные позиции (Я-дерево, я - птичка, я - камень, я облако, я - взрослый и т. д.)
1.9. Формы оценки результатов.
показательные выступления.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностные результаты и метапредметные результаты.
Личностные
Метапредметные
Предметные
– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения на занятиях, в игровом творческом процессе.
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.
- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
-соблюдать правила поведения в танц. классе и дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
- знать о ценностном отношении к искусству танца, как к культурному наследию народа.
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельноности;
полученные сведения о многообразии танцевального искусства
красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.
способность выполнения музыкально ритмических движений, танцевальных упражнений для получения эстетического удовлетворения, для укрепления собственного здоровья
необходимые сведения о многообразии танцев особенностях танцев народов мира, народных танцев;
танцевальной азбуке, танцевальных позициях, элементы музыкальной грамоты.
- работать с танцевальными движениями: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, гармошечка, ёлочка;
импровизировать;
работать в группе, в коллективе.
выступать перед публикой, зрителями.
- самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект
-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.
Уровни воспитательных результатов.
Проектная деятельность
Воспитательные результаты
Приобретение школьником социальных знаний
(1 уровень)
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
(2 уровень)
Получение опыта самостоятельного общественного действия
(3 уровень)
Воспитание художественно-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его танцевальных и музыкальных способностей в процессе саморазвития.
-первоначальные знания, умения и навыки, необходимые в художественно-творческой деятельности;
- первоначальные навыки творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
- первоначальный опыт организации самостоятельной творческой деятельности;
- первоначальный опыт участия в коллективных мероприятиях (умения выражать себя в различных доступных для ребёнка видах творческой деятельности)
- мотивация к самореализации в самостоятельном творческом поиске; - личный опыт участия в художественных, оздоровительных и социально- образовательных проектах школьников в окружающем школу социуме.
3. Содержание программы внеурочной деятельности - «Ритмика».
1. «Танцевальная азбука» (8 часов). Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народно характерного и бального танца. Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.
2. (10 часов). «Ритмика, элементы музыкальной грамоты». Роль ритмики в повседневной жизни. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с хореографическим залом. Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры для школьников 5 класса, слушание и разбор танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.
3. «Танец» (8 часа). Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.
4. «Беседы по хореографическому искусству» (4 часа). Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течении всего курса обучения; включает в себя лекции по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Цель занятий состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства.
Беседы проводятся отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д.
Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течении всего курса обучения; включает в себя лекции по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Цель занятий состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства.
Беседы проводятся отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д.
5. «Творческая деятельность» (4 часа). Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
3.1. Тематический план.
№
Наименование (разделов, модулей) темы
Всего часов
Количество часов
Аудиторных
Неаудиторных
1
«Танцевальная азбука»
9
2
5
2
«Ритмика, элементы музыкальной грамоты»
9
3
6
3
«Беседы по хореографическому искусству»
4
4
4
«Танец»
8
8
5
«Творческая деятельность»
4
4
Итого
34
9
25
3.2. Тематическое планирование с определением
основных видов деятельности обучающихся начального образования.
№
Дата
проведения
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Характеристика
деятельности
учащихся
5А
5 Б
«Танцевальная азбука» (9 часов)
1
Введение. Что такое ритмика.
1
Роль ритмики в повседневной жизни человека. Техника безопасности.
-беседа о технике безопасности, танце и ритмике. Знакомство с хореографическим залом.
-исполнять основные танцевальные движения
2
Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса.
1
Основные позиции ног в классическом стиле. Постановка корпуса.
- разучивание и исполнение движений разминки,
- разучивание основных позиции рук и ног и ног.
-построение в шахматном порядке;
- показывать высоту шага и научиться равномерно распределять тяжесть корпуса на рабочую ногу.
3
Позиции рук в классическом стиле. Основные понятия.
1
Основные позиции рук в классическом стиле.
4
Позиции ног в классическом стиле. Основные понятия.
1
Основные позиции ног в классическом стиле.
5
Понятие о рабочей и опорной ноге.
1
Умение распределять тяжесть корпуса на рабочую ногу.
6
Основные танцевальные точки, шаги. Диагональ, середина.
1
Значение диагональной работе.
-исполнять выразительные танцевальные шаги:
-разучивание и исполнение танцевальных шагов по диагонали;
-подготовка танцевальных элементов для танцевальных комбинаций;
-крестное исполнение парами по прямой;
-соблюдать расстояние между парами.
-разучивание и исполнение танцевальных шагов по диагонали;
-подготовка танцевальных элементов для танцевальных комбинаций;
-крестное исполнение парами по прямой;
-соблюдать расстояние между парами.
- определять тему «марш».
7
Разучивание танцевальных шагов. Шаг с приседанием, приставной, с притопом.
1
Умения быстро менять направление и характер движения.
8
Танцевальный элемент «Марш».
1
Марш танцевально, попадая в такт музыки, темы марша.
9
Перестроения. «Линии».
1
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка.
«Ритмика, элементы музыкальной грамоты» (9 часов)
10
Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп).
1
Исполнение различных мелодий.
ритмично исполнять различные мелодии;
- ритмическое исполнение (хлопки, выстукивания, притоп);
-принимать участие в игре - «Повтори ритм».
-похлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
11
Ритмический рисунок.
1
Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии
12
Ритмическая схема. Ритмическая игра.
1
Ритмическая игра.
13
Пластичная гимнастика.
1
Упражнения для развития плавности и мягкости движений под музыку
-упражнения на развитие гибкости и пластичности;
-точности и ловкости движений;
-крестное исполнение парами по прямой;
-соблюдать расстояние между парами.
- парное исполнение соблюдая музыкальные средства выразительности.
-уметь применять упражнения на напряжение и расслабление мышц тела;
-контролировать процесс правильного дыхания во время выполнения движений.
14
Элементы асимметричной гимнастики.
1
Умения быстро менять направление и характер движения.
15
Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения.
1
Работа в паре.
Упражнения на синхронность
16
Гимнастика.
1
Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки.
17
Упражнения на развитие тела под музыку.
1
Значение общеразвивающих упражнений в танцевальном искусстве
-исполнение и разучивание танцевальных шагов;
-упражнения на развитие гибкости и пластичности;
-точности и ловкости движений;
18
Красота движений.
1
Понятие о характере музыки и его разнообразие.
«Беседы по хореографическому искусству» (4 часа)
19
Бальный танец от эпохи средневековья до наших дней.
1
Рассказ о развитии бального танца.
Определять танцы: бальные, народные;
-подготовка танцевальных элементов для танцевальных комбинаций;
20
Бальный танец от эпохи средневековья до наших дней.
1
21
Танцы народов РФ, их особенности и костюмы.
1
Знакомство с танцами народов РФ
22
Танцы народов РФ, их особенности и костюмы.
1
«Танец» (8 часов)
23
Простейшие фигуры в танцах. Разучивание танца в паре.
1
Простейшие фигуры в танцах. Разучивание танца в паре.
-исполнение танцевальных этюдов;
-исполнять движения, под музыкальными фразами акцентируя ритмический рисунок и постановку корпуса;
-исполнять работу индивидуально, и в паре;
-основы и позиции народного экзерсиса.
-коллективное исполнение и разучивание танцевальных элементов;
- работа по кругу и по диагонали.
-отработка движений по линиям.
24
Элементы народной хореографии: ковырялочка, елочка, гармошка.
1
Элементы народных плясок.
25
Элементы народной хореографии: ковырялочка, елочка, гармошка.
1
26
Простейшие фигуры в танцах.
1
Разучивание танца в паре.
27
Танец «Полька».
1
Разучивание танца «Полька». Основные движения.
-участвовать в совместной деятельности при воплощении музыкальных образов;
-исполнять образно-игровые движения, раскрывающие образ, настроение или состояние.
-исполнение простейших танцевальных элементов;
-ритмично исполнять характер различных мелодий;
-исполнение танцевальных этюдов: под веселую музыку; - игры на определение характера.
- исполнение танца «Вальс» и «Полька».
28
Танец «Полька».
1
29
Танец «Вальс».
1
Разучивание танца «Вальс». Основные движения.
30
Танец «Вальс».
1
«Творческая деятельность» (4 часа).
31
Этюдная работа.
1
Игры. Понятие пантомима.
участвовать в совместной деятельности;
-сочинять и импровизировать танцевальный этюд без подготовки;
-сочетание музыки и движений;
-импровизация по подгруппам;
-оценка исполнение подгрупп.
-участвовать в совместной деятельности, создании образа;
-передавать характер персонажей сказки;
-реагировать на музыкальное вступление и динамические оттенки музыки;
-исполнение танцевального образа индивидуально.
32
Образные танцы.
1
Значение образа в танце.
33
Театрализация и танец.
1
Разыграй сказку.
34
Урок-смотр знаний.
1
Зачетное задание основные танцевальные термины и позиции, индивидуально.
Исполнение танцевальных номеров
освоение сложных видов движений: шаг на припадании, переменный шаг, шаг польки, различные виды галопа,
-освоение навыков актерского мастерства;
-умение соревноваться и добиваться желаемого результата.
-работа над артистичностью и выразительностью.
Итого: 34 часа.
4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
4.1. Технические средства обучения.
Ноутбук
Колонки
хореографический класс
Зеркала
музыкальный центр
4.2. Аудиоматериалы.
«Ритмическая мозаика» (1 часть) Музыкальная палитра 2009г.
«Ритмическая мозаика» (2 часть) Музыкальная палитра 2009г.
«Ритмическая мозаика» (3 часть) Музыкальная палитра 2009г/
«Ритмическая мозаика» (4 часть) Музыкальная палитра 2009г.
Музыка для бальных танцев. ALL TIMES/
Учебно-методическое обеспечение.
Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (М., 2008)
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009)
Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (-М.: ВАКО, 2007)
«Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008)
Роот З.Я. Танцы в начальной школе Практическое пособие М., Айрис Пресс, Айрис дидактика, 2007
Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В.
Учите детей танцевать. Учебно-методическое пособие. М., Владос 2002
Электронные ресурсы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142015
ЁђЗаголовок 115