Открытый урок на тему Птицы — лесные жители (2 класс)


Открытый урок окружающего мира во 2 классе
Тема: «Птицы – лесные жители».
Цели:
Познакомить детей с лесными птицами, с особенностями их поведения, местами обитания.
2. Развивать познавательный интерес к птицам.
3. Воспитать бережное отношение к птицам и ответственность за всё живое.
Задачи:
Познакомить детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения
Развивать умение находить взаимосвязь в природе; способствовать формированию умений: выделять признаки предметов, проводить простые наблюдения. Развивать познавательный интерес к изучению нового материала
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко всему живому.
Планируемые результаты.
Предметные:
называть признаки птиц, выделять главный из них;
учиться слушать и находить ответы в рассказе;
учиться работать с информацией, выводить умозаключения из полученной информации, преобразовывать одну информацию в другую;
учиться сравнивать, находить общее и различное.
Универсальные учебные действия.
Личностные:
развитие навыка сотрудничества с учителем и сверстниками;
учиться вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Коммуникативные:
уметь озвучивать правила и следовать им;
уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной речи;
учиться оформлять свои мысли в устной форме;
учиться использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своих ответов.
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний;
умение давать определение понятиям;
учиться анализировать и сравнивать;
учиться выделять необходимый материал из текста, устного рассказа;
учиться делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую.
Регулятивные:
уметь определять и формулировать с помощью учителя цель урока;
уметь планировать в соответствии с поставленной задачей.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: учебник .2 класс.- М.:Вентана- Граф, 2010; Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь к учебнику. 2 класс.- М.:Вентана- Граф, 2010; компьютер, мультимедийный проектор, экран, демонстрационный материал с изображением птиц, презентация.
Ход урока.
Организационный момент.(1 мин.) (слайд 1)
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Сообщение темы и цели урока. (3 мин.) (слайд 2)
Какие царства живой природы вы знаете?
Мы сегодня будем путешествовать по царству «Животные и человек»
Какие природные сообщества вы знаете? (Лес, луг, водоем, болото, сад, поле) (слайд 3)
А в какое природное сообщество мы сегодня попадём?
Мы попадаем в сообщество «Лес».
Мы с вами уже знакомились с обитателями леса, какими? (животные, насекомые, пресмыкающиеся) Сегодня на уроке я предлагаю вам совершить еще одну прогулку по лесу.(Включить запись голоса птиц)
Ребята, чьи чудесные голоса вы слышали?(поют птицы)
(слайд 4)
Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы: Одним словом это - ... (птицы)
Итак, тема урока: «Птицы - лесные жители». (слайд 5)
III. Объяснение нового материала.
1. Сообщения о птицах (4 мин.)
- Птицы привлекают нас причудливым оперением, полетом, пением и, конечно загадочным образом жизни.
- Каждый из вас имеет свой дом, квартиру. Вы знаете, что лес тоже многоэтажный дом.
Давайте мы заглянем в птичьи «квартиры» и узнаем, кто, где живет.
- Жители первых этажей.
На первом этаже гнездятся рябчик, глухарь, тетерев, козодой. (Подготовленные рассказы детей о птицах.)
Посмотрите на эту красивую крупную птицу – это глухарь. (Гурова Ангелина) (слайд 6)
Весь день глухари любят проводить на лесных полянах. Здесь проще отыскать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Ближе к ночи глухари взлетают на деревья, где и ночуют.
Свои гнезда глухари вьют прямо под деревьями, порой на самых заметных местах.
А вот еще одна интересная птица – житель первого этажа – козодой. (Тимачев Никита) (слайд 7)
У козодоя клюва почти и вовсе нет. Рот огромный, а клювик махонький – едва выступает. Козодой ловит жуков и больших ночных бабочек. Разинет рот пошире, догонит жука, накроет, как сачком, и на лету проглотит.
- Жители второго этажа: дятел, сова.
Теперь мы поднимемся выше и посмотрим, кто живет на втором этаже леса.
Лесной доктор – дятел. (Мельникова Елена) (слайд 8)
- Ребята, а что это за птица? (дятел).
- Правильно.
-Целыми днями стучит он по стволу дерева - работает в своей "кузнице". Найдет дятел в лесу дерево с расщелинкой - и устроит в ней свою "кузницу". Таскает туда еловые шишки и достает языком из -под чешуек семена. Расклюет одну шишку - летит за другой.
- Ребята, а как в народе называют дятла? (лесным доктором)
Отгадайте что за птица? (Терехова Дарья)
Какая птица умеет мяукать, как кошка, хохотать как человек, плакать как маленький ребенок, стонать и охать как больной, пищать как крыса?
Конечно же, это сова. (слайд 9) Ушастая сова способна съесть за день 10 полевок. Это, кто? Правильно – мыши. А сова сивуха съедает за год более 1000 грызунов.
- А третий этаж леса находится высоко. Жители верхних этажей. Выше всех, строят свои гнезда крупные хищные птицы: такие как ястреб. (слайд 10)
Ястреб отличается от других птиц длинным хвостом и короткими закруглёнными крыльями. Преследуя добычу, ястреб камнем бросается в вниз.
2. Работа в группах (10 мин.)
– Задавали ли вы себе вопросы: кто такие птицы? Почему птицы летают? Зачем им клюв? Для чего нужны перья? Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять.
Для этого, ребята, я предлагаю вам объединиться в группы.
Каждая группа сейчас выберет тот пункт плана, на который ей придётся искать ответ (представители групп вытягивают листочки с названиями пунктов плана).
Итак, вам предстоит найти ответы на вопросы:
Зачем птицам клюв?
Для чего птицам перья?
Зачем птицам летать?
Почему птицы поют?
Каково значение птиц в жизни природы и человека?
Откройте конверт № 1 – прочитайте текст, выделите опорные слова для ответа на вопрос и выберите из карточек необходимые варианты.
Группа № 1 «Зачем птицам клюв?»
Текст для работы
Найдите слова-действия, которые относятся к слову «клюв»
Птица – необычное существо, она может летать, петь и даже нырять! Но вот чего нет у птицы – это рук. Как же она без них обходится? А очень просто – вместо этого у неё есть клюв. Клюв является и носом, и ртом, и руками. При помощи клюва птица добывает себе пищу, строит гнёзда, кормит птенцов, чистит пёрышки, защищается от врагов. Клюв так же необходим птице чтобы петь.
Карточки:
добывают пищу строят гнёзда кормят птенцов
чистят перья защищаются от врагов издают звуки
привлекают самочекслужат маскировкой не служит ни для какой цели
Группа № 2 «Для чего птицам перья»
Текст для работы
Найдите слова-действия, которые относятся к слову «перья»
Зачем птице перья? Перьевой покров птиц прочный, лёгкий, надёжный. Он защищает птицу от перегрева, холода и ушибов. Перья помогают птицам летать. Яркая расцветка перьев привлекает самочек. Перья служат маскировкой. Перья у водоплавающих птиц покрыты жировой плёнкой. Это помогает птицам нырять и оставаться сухими. Постель у птицы всегда с собой: перья на брюшке – перинка, на спине – одеяло.
Карточки
защищаются от перегрева, холода, ушибов помогают летать привлекают самочекслужат маскировкой помогают нырять и не промокать служат постелью
не служит ни для какой цели ловят в воздухе добычу строят гнёзда повыше
Группа № 3 «Зачем птицам летать?»
Текст для работы
Найдите слова-действия, которые относятся к слову «летать»
Может быть птицам и не обязательно уметь летать? Ведь пингвины не летают и хорошо приспособились к этому! Нет, полёт для птицы необходим так же, как для нас возможность ходить. Птицы летают для того, чтобы спастись от врагов. Чтобы поймать добычу в воздухе. Чтобы строить гнёзда повыше от земли, а значит защитить птенцов от хищников. Для того, чтобы высматривать добычу на земле. А так же, чтобы добираться до тёплых мест, где больше корма.
Карточки
строит гнёзда повыше спасаться от врагов ловить в воздухе добычу
добираться до тёплых стран высматривать добычу на земле не служит ни для какой цели издавать звуки охранять территорию
Группа № 4 «Почему птицы поют?»
Текст для работы
Найдите слова-действия, которые относятся к слову «поют»
Разнообразны и красивы голоса птиц! Вы задумывались над вопросом: «Для чего птицы издают звуки?». Наступает весна, и песню заводят самцы, чтобы привлечь внимание самочки. Пением дают понять, что территория уже занята. Звуками предупреждают об опасности. Пение – это сигнал к тому, чтобы птицы собрались все вместе, в стаю. Перелётные птицы издают звуки для того, чтобы никто не потерялся и не отстал во время перелёта.
Карточки
привлекают внимание самочекохраняют территорию предупреждают об опасности
сигнал, помогающий не потеряться сигнал, созывающий вместе не служит ни для какой цели высматривать добычу на земле кормят птенцов
Группа № 5 «Значение птиц в жизни природы и человека»
Текст для работы
Найдите слова-действия, которые относятся к слову «природа и человек»
Птицы – красота природы. Отличные певцы. Помощники в борьбе с вредителями и семенами сорных растений. Например, щеглы поедают семена сорняков. Птицы, собирая нектар – опыляют растения. Перенося семена, помогают расселяться растению на других территориях. В прошлые века существовала специальная «голубиная почта» - голуби помогали доставлять почту. Весёлое воркование, щебетание и чириканье помогает людям отдыхать.
Карточки
помогают в борьбе в вредителями помогают растению расселяться служат для выполнения поручений человека
поедают семена сорных растений участвуют в опылении растения помогают человеку отдохнуть
не служит ни для какой цели приносят только вред и загрязняют местность Проверка работы групп (слайды 11-15)
3. Физминутка (1 мин.)(слайд 16)
Стая птиц летит на юг,Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)Чтоб скорее прилетать,Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)В небе ясном солнце светит,Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)А внизу леса, поля –Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)Птички начали спускаться,На поляне все садятся.Предстоит им долгий путь,Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)И опять пора в дорогу,Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)Вот и юг. Ура! Ура!Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)
4. Работа по учебнику (4 мин.)
Откроем учебники на стр. 70. Прочитаем текст и выскажем свое мнение кто из ребят прав.
(слайд 17)
5. Правила обращения с птицами (5 мин.)
Ребята, нужно ли заботиться о птицах?
-Птиц надо беречь, охранять, не беспокоить, а зимой в трудное голодное время, подкармливать.
-Ребята, а вы помогаете нашим друзьям?
-Какую помощь вы оказываете им?
(Ответы детей)
- Делаем кормушки и развешиваем в садах, парках, скверах.
- Кладём корм: семена подсолнечника, семена арбуза, тыквы, дыни.
- Несолёное сало.
-Крошки белого хлеба.
Следим, чтобы постоянно был корм в кормушках.
- Ребята, помните!
Не холод страшен птицам зимой, а голод.
Нужно поддержать птиц!
В первую очередь нужно позаботиться о синицах – верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку, ищут щели и трещинки в коре, где спрятались насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддержать птиц.
(слайд 18)
Ребята, помните!
Нельзя разорять гнёзда птиц.
Стрелять в них из рогаток!
Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду.
Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.
IV. Закрепление. (слайд 19)
Работа в печатной тетради
(слайд 20)
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям.
(И. Мазин)
Итог урока. (3 мин.)
- Перечислите, какие жители леса нам повстречались?
- Какое значение имеют птицы?
- Какую помощь мы можем оказать птицам?
Рефлексия
Итак, ребята, наш урок подошел к концу. Мы многое узнали о птицах, о их значении для леса и для человека, и я думаю что мы и дальше будем заботиться о них и оберегать. Поэтому я хотела бы вручить вам эти медали настоящих"защитников птиц".
Домашнее задание: подготовить пересказ (с. 76-78), или рассказ о любой птице.
Резерв: А какие еще птицы живут в лесу мы узнаем прочитав текст на стр.67 - 69.