Внеурочная деятельность. Ритмика 2 класс
«Согласовано»
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
ГБОУ СОШ № 1 п.г.т Суходол
________________/Е. В. Наумова /
«___» _________ 2014г.
«Утверждаю»
директор
ГБОУ СОШ № 1 п.г.т Суходол
_______________ /Т. В. Соломонова/
«___» _________ 2014года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Ритмика»
направление «спортивно-оздоровительное»
для 2 класса
Составитель:
Ломакина Л.В.
учитель физической культуры
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность программы
Одна из важнейших задач нашей страны – охрана здоровья народа. Забота о здоровье детей – важнейшая обязанность всех государственных учебных учреждений. Данная программа направлена на обеспечение наиболее благоприятных условий роста и развития детей, на укрепление их здоровья, что обеспечивает значительные успехи в борьбе с заболеваниями. Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма. Эти возможности при целенаправленном воздействии способны значительно увеличить функциональные способности растущего организма и стать основой его здоровой жизни. Дети и подростки, юноши и девушки обладают поразительно высоким двигательным потенциалом, они способны осваивать сложные и требующие большого функционального напряжения виды движений. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность, некомпенсируемая необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводит к развитию ряда заболеваний. Детям и подросткам особенно необходима двигательная активность, причем не, только в образовательных, но и в лечебно-профилактических целях, для сохранения и упрочнения здоровья.
Главное отличие занятий по данной программе от занятий на уроках физической культуры, – применение совершенно различных методик занятий.
Данная программа предназначена для учащихся 2-х классов общеобразовательной школы.
Программа рассчитана на 34 часа в год. Программа предусматривает практическую деятельность, направленную на овладение навыками и умениями двигательных упражнений.
Ритмика включает в себя различные виды гимнастических упражнений, танцевальные движения, дыхательную гимнастику, комплекс лечебной гимнастики, что способствует разностороннему развитию опорно-двигательного аппарата, хорошей подвижности в суставах и укреплению здоровья, в общем.
Структура документа
Программа содержит три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам и рекомендуемую последовательность тем и разделов; результативность
Общая характеристика предмета и особенности его организации
Программа составлена с учетом потребностей учащихся и материальной базы данной школы. Если сопоставить различные стороны способностей детей в наши дни с аналогичными показателями совсем недавнего прошлого, то можно увидеть, в каком отношении наши дети успешно прогрессируют, в чем они отстают, а что у них совсем неблагополучно и требует особого внимания со стороны педагогов. Такое сопоставление тем более важно для оценки состояния здоровья детей, ибо сегодня его определяют не только исходя из медицинских характеристик. Как записано в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это состояние наибольшего физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов. Т.е физическое развитие и двигательная подготовленность, равно как уровень развития психики, интеллекта, составляют два важных компонента здоровья детей.
Цели и задачи программы
Основная цель данной программы – всестороннее, физическое развитие детей и укрепление, и сохранение их здоровья. Улучшение телосложения, формирование красивой фигуры.
Основные цели программы конкретизируются в работе с учащимися в следующих задачах.
Задачи программы
Укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и закаливанию организма (для этого необходимо обеспечить каждому ребенку в количественном и качественном отношении двигательный режим)
Повышение умственной и физической работоспособности учащихся (правильно организованные в соответствии с современными достижениями теории и методики физического воспитания, а также закаливание существенно повышают психическую и физическую работоспособность)
Формирование основных двигательных умений и навыков (организация занятий физическими упражнениями, развить наиболее важные двигательные умения и навыки, способные обеспечить высокопроизводительный труд и полноценную жизнь)
Формирование навыков и воспитание привычек личной гигиены и здорового образа жизни (соблюдение правил личной гигиены, разумное, бережное отношение к своему здоровью)
Формы и методы работы
Программа и план обучения легко варьируется в рамках возрастных категорий и физической подготовленности детей, а также оставляют возможности для творческой инициативы преподавателей. В основе программы лежат классические методы обучения детей. Постановка и решение проблемных вопросов от простого к сложному и игровые моменты.
№
Содержание курса
Количество часов
Перечень универсальных действий обучающихся
Аудиторных
Неаудиторных
1
Вводное занятие
1
Организационно-методические требования применяемые на занятиях «Ритмика», строевые упражнения.
2
Теоретическая подготовка
1
Знания правил поведения и гигиены на спортивных занятиях. Строевая подготовка.
3
Общая и специальная физическая подготовка
15
3.1
Строевая подготовка
4
Слушать и слышать друг друга, уметь работать в группе.
3.2
Гимнастические упражнения
4
Обнаружение ошибок при выполнении заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий
3.3
3.4
Хореографическая подготовка (базовые шаги)
Работа с предметами
5
Выполнение ритмических комбинаций на необходимом уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия,
представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.
Эффективно способствовать и сотрудничать продуктивной кооперации слушать и слышать друг друга и учителя. Сохранять заданную цель, видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.
4
Примерные связки и комбинации из базовых шагов аэробики
11
Выполнение ритмических комбинаций на необходимом уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.
5
Музыкально-сценические игры, спортивные эстафеты
5
Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, развитие этических чувств, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, сохранять данную цель.
Итоговое занятие
1
Демонстрация освоенных упражнений и их комбинаций.
Всего
34
Учебно-тематический план или Структура курса
Приложение 3
Учебно-тематическое планирование
№
Тема занятий
Кол-во часов
Дата проведения по плану
Дата проведения по факту
1
Введение в программу. Техника безопасности. Что такое ритмическая гимнастика и аэробика.
1
2
Теоретическая подготовка. Гигиена на спортивных занятиях. Из истории ритмики, аэробики в России.
1
3
Строевые упражнения. Выполнение команд направо, налево, кругом. Перестроение одну, две, три шеренги, колонны.
1
4
Движение строевым и проходным шагом. Переходы с бега на шаг, с шага на бег. Повороты в движении.
1
5
Перемена направления, захождение плечом. Граница площадки, углы, середина, центр. Движение в обход.
1
6
Противоходом налево, направо. Движение по диагонали, змейкой. Перестроение из колонны по одному в несколько колонн поворотом в движении. Размыкание шагами * приставные, шаги галопа), прыжками.
1
7
ОРУ для рук и плечевого пояса в разном темпе с разной амплитудой.
1
8
ОРУ для шеи и спины. Упражнение на развитее осанки.
1
9
ОРУ на развитие гибкости.
1
10
Коррекционные упражнения (плоскостопие, дыхательные упражнения, релаксация).
1
11
Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики в среднем темпе («степ-тач», «тач-фронт»).
2
12
Обучение базовым шагам аэробики ( «V-степ», «тач-сайт»).
2
13
Обучение базовым шагам аэробики ( «скип», «ту-степ»).
1
14
Работа с предметами (упражнения с мячом)
1
15
Работа с предметами (т° упражнение с платочком)
1
16
Примерные связки из базовых элементов аэробики. Приложение №1
2
17
Примерные связки из базовых элементов аэробики. Приложение №2
3
18
Примерные комбинации из базовых элементов аэробики №1
3
19
Примерные комбинации из базовых элементов аэробики №2
3
20
Музыкально-сценические упражнения
1. «Гуси-гуси, га-га-га»;
2. «Мишка косолапый»;
3. «Угадай в какой руке»;
4. «Бокс»;
5. «Лягушка».
1
21
Музыкально-сценические упражнения
«Неваляшка»;
«Тик-так»;
«Петрушка»;
«Крутые повороты»
«Кошечка».
1
22
Музыкально-сценические упражнения
1.«Кошка лезет на забор»;
«Ванька-встанька»;
3.«Пила»;
4.«Жук упал»;
5. «Мячик».
1
23
Музыкально-сценические упражнения
«Похлопаем в ладоши»;
«Пружинка»;
«Качели»;
«Насос»;
«Листопад»
1
24
Музыкально-сценические упражнения
«Стирка белья»;
«Полоскание белья»;
«Выжимания белья»;
«Встряхивание белья»;
«Развешивания белья».
1
25
Итоговое занятие.
1
Информационно-методическое обеспечение:
Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009)
Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000)
Васильева Т. К. «Секрет танца» (-С.-П.: Диамант, 1997)
Воронина И. «Историко-бытовой танец» (-М.: Искусство, 1980)
Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (-М.: ВАКО, 2007)
«Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008)
Климов А. «Основы русского народного танца» (-М.: Искусство, 1981)
Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». (-М.: ВАКО, 2009)
Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» (М.: Новая школа, 1998)
Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (-М.: Просвещение, 1989)
Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (-М., 2008)
Учебно-методический комплекс.
Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях». (-Киев: Музична Украiна, 1985)
Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие». (- М.: МГИУ, 2008)
Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие». (-М.: Издательство «Глобус», 2009)
Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие». (-М.: ВЛАДОС, 2008)
И.А. Винер, Н.М. Горбулина, О.Д.Цыганкова «Программа дополнительного образования» (Гармоничное развитие детей средствами гимнастики). (-«Издетельство «Просвещение» 2011г. ФГОС.)
Предполагаемая результативность курса
Отличительными особенностями являются: Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Программа "Ритмика" нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания (например, коррекционных). Поэтому содержание программы, практический материал могут варьироваться с учетом условий ее использования. И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей не только способных и одаренных, но и в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца и предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
В программу ритмики включены упражнения и движения доступные детям 8-12 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.
Занятия включают чередование различных видов деятельности:
музыкально - ритмические упражнения и игры,
слушание музыки,
тренировочные упражнения,
танцевальные элементы и движения,
творческие и самостоятельные задания
Приложение
Примерные связки из базовых элементов аэробики
№1.
такты (восьмерки)
общее название элемента
счеты
движения ног
движения рук
1.
double step touch с правой
1
шаг правой вправо
правая вперед
2
приставить левую к правой
руки согнуты перед грудью
3
шаг правой вправо
левая вперед
4
приставить левую к правой
руки согнуты перед грудью
toetap
5
правая вправо на носок
руки в стороны
6
приставить правую
руки вверх
kneeup
7
правое колено вверх
согнутые руки опускаются вниз к коленям, локти направлены в пол
8
правая на пол
руки согнуты перед грудью
№2.
такты (восьмерки)
общее название элемента
счеты
движения ног
движения рук
1.
начало отv-step
1
шаг правой в сторону-вперед
правая в сторону-вперед
2
шаг левой в сторону-вперед
левая в сторону-вперед
.
3
приставить правую к левой
руки согнуты в локтях, прижаты к ребрам, локти направлены назад
lowkick
4
мах правой вверх (при движении вверх нога согнута в колене, достигнув уровня параллели с полом нога выпрямляется)
выпрямить руки вперед
.
5
шаг правой назад
свободная работа рук как в марше
marching
6
приставить левую к правой
7
шаг правой на месте
8
шаг левой на месте
Примерные комбинации из базовых элементов аэробики №1.
Исходное положение рук - согнуты в локтях перед грудью
такты (восьмерки)
общее название элемента
счеты
движения ног
движения рук
1.
pivotturn
1
правая вперед на носок
-
2
поворот на носках на 180°
3
правая вперед на носок
4
поворот на носках на 180° (правая нога осталась сзади)
V-step
5
правая в сторону-вперед
согнуть правую, локоть направлен вниз, ладонь направленв вперед
6
левая в сторону вперед
согнуть левую, локоть направлен вниз, ладонь направленв вперед
7
правая назад в и.п.
хлопок в ладоши
8
левая назад в и.п.
хлопок в ладоши
такты (восьмерки)
общее название элемента
счеты
движения ног
движения рук
2.
steptouch
1
шаг правой в сторону
согнутые перед грудью руки наклоняются вправо (локти почти на месте, направлены вниз, а предплечье и кисти наклоняются вправо)
2
левую приставить к правой
согнутые перед грудью руки наклоняются влево
3
шаг левой в сторону
согнутые перед грудью руки наклоняются вправо
4
правую приставить к левой
согнутые перед грудью руки наклоняются влево
heeltouch
5
шаг левой вперед
6
выставить правую вперед на пятку
хлопок в ладоши
7
шаг правой назад
8
приставить левую
хлопок в ладоши
№2.
такты (восьмерки)
общее название элемента
счеты
движения ног
движения рук
1.
basicstep
1
шаг правой вперед
выпрямить вперед
2
левую приставить к правой
хлопок в ладоши
3
шаг правой назад
выпрямить вперед
4
левую приставить к правой
поставить на пояс
mambo вперед
5
правая нога вперед, перенести на нее вес тела, левая немного приподнимается от пола
круг правой рукой вперед, левая на поясе
6
вес тела переносится на левую ногу (она немного согнута), правая немного отрывается от пола и находится впереди
7
приставить правую ногу к левой
круг правой рукой назад, левая на поясе
8
шаг левой на месте
такты (восьмерки)
общее название элемента
счеты
движения ног
движения рук
2.
kneeup
1
шаг правой вперед
свободная работа рук как в марше
2
левое колено вверх
3
шаг назад левой
4
приставить правую к левой
stradl
5
левая в сторону
правая выпрямить в сторону
6
правая в сторону
левая в выпрямить сторону
7
левая в исходное положение
руки вверх
8
правая в исходное положение
опустить руки вниз дугами вовнутрь
15