Система занятий кружка «Юные уральцы» как средство развития интереса к художественной культуре Урала у обучающихся 2 класса


Система занятий кружка «Юные уральцы» как средство развития интереса к художественной культуре Урала у обучающихся второго классаКазаковцева Л.В.,
студентка 4 б группы,
специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Сегодня актуальным является проблема самоопределения человека, его выбор будущей профессии или ремесла. Каждый ребенок, имеет право на интеллектуальное, духовное развитие, развитие своих способностей, которое определено в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (раздел 5): «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную» [ REF _Ref447008507 \r \h 2].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) определяет значимость внеурочной деятельности (пункт 19.3) как одной из важных частей способствующей развитию обучающегося: «Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)»
В реализации идеи интеграции учебного и воспитательного элементов школьной деятельности, внеурочной деятельности особое место отводится феномену познавательного интереса.
Проблема познавательного интереса всегда находила широкое исследовательское внимание, так, например, с интересом занимались выдающиеся педагоги прошлого (Гербарт И., Дистервег А., Коменский Я.А., Толстой Л.Н., Ушинский К.Д., и другие); современные ученые-педагоги (Божович Л.И., Морозовой Н.Г., Щукиной Г.И. и других) [ REF _Ref448740963 \r \h 3].
Разные авторы с различных позиций определяют познавательный интерес, не противореча друг другу.
По мнению Г.И. Щукиной: «…познавательный интерес - это особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам» [ REF _Ref447657596 \r \h 8].
И.Ф. Харламов наиболее полно дает определение «познавательного интереса», что соответствует возрасту обучающихся начальной школы: «Эмоционально окрашенная потребность, прошедшая стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер» [ REF _Ref447657617 \r \h 7].
В развитии познавательного интереса можно выделить ряд уровней: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес, который является творческим.
В младшем школьном возрасте начинают по-настоящему формироваться и быстро развиваться, углубляться собственно познавательные интересы — стремление к знанию, активное познавательное отношение к различным отраслям науки, и различным явлениям природы и общественной жизни [ REF _Ref448924106 \r \h 8].
По мнению В. Сысоева кружковая работа является одним из средств развития интересов и способностей детей [ REF _Ref447658354 \r \h 5].
Известный методист-историк А.А. Вагин подчеркивал, что «кружок является наиболее гибкой формой, которая чаще всего становиться организационным центром целого ряда внеклассных мероприятий» [ REF _Ref448740963 \r \h 3].
Богатейшее наследие культуры своего региона (природные, этнографические, культурологическое и др.) является эффективным средством формирования личности обучающихся. Эта идея нашла отражение в Постановлении «Об утверждении Государственного образовательного стандарта образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области в 1999 году», который определяет значимость приобщения к художественной культуре Урала [ REF _Ref448741097 \r \h 4].
В широком смысле понятие «Художественная культура» – это многогранная деятельность человека, направленная на освоение, распространение и создание разных предметов, имеющих эстетическую ценность [ REF _Ref448741106 \r \h 6].
К сожалению, на сегодняшний момент возникает проблема какие средства в рамках системы занятий кружка «Юные уральцы» могут помочь развить интерес к художественной культуре Урала.
С учетом выделенной проблемы разработана система занятий кружка «Юные уральцы», который направлен на развитие интереса к ХКУ у обучающихся 2 класса. В рамках проекта также подобраны художественные произведения Урала, разных видов и жанров (стихотворения, репродукции картин, легенды, изделия ДПИ и другое), которые являются основным средством развития интереса к художественной культуре Урала.
2 класс выбран с учетом того, что именно данном возрасте начинают развиваться и углубляться интересы младших школьников.
Для развития интереса у обучающихся 2 класса к ХКУ нужно систематически проводить внеурочные занятия, поэтому необходимо в рамках организации кружка «Юные уральцы» разработать систему занятий и необходимый дидактический материал.
Содержание системы занятий кружка «Юные уральцы» представлено в тематическом планировании, которое построено на основе дедуктивного метода, то есть вначале деятельности кружка учащиеся осваивают культуру Урала, что позволяет в дальнейшем задуматься им над значением своего края в жизни региона. Планирование занятий составлено во временном соответствии, в частности в проведении народных праздников и традиций (например, Масленица, Уральская ярмарка). Общее количество часов занятий 34, которые реализуется в течение одного учебного года. Предложены следующие темы и формы занятий: «Мы – Уральцы» (ресурсный круг); «В гостях у Хозяйки Медной Горы» (просмотр фильма); «Голубое ожерелье Урала» (конкурс рисунков); «Чудесный мир леса» (проект); Города Урала (заочная экскурсия) и другие. В процессе организации занятий кружка используется художественное обеспечение (произведения художественной литературы, разных видов изобразительных искусств художников Урала и изделий ДПИ Урала).
Таким образом, из всего вышесказанного можно прийти к выводу, что кружок «Юные уральцы» активным средством развития интереса младших школьников к художественной культуре Урала.
Список литературы:Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005.
Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования, 2009
Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Просвещение, 2011.
Сысоев В. Кружковая работа как средство развития интересов и способностей детей.  Воспитание школьников. Народное образование. 2002, № 4.
Урал. Человек. Истоки. Педагогический альманах. Книги 1-4. Екатеринбург. Центр «Учебная книга», 2006-2007 г.Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М., 1971.