Методическая разработка по теме самообразования Дизайн. Виды дизайна и его основные требования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества «Дружный» городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Методическая разработка
по теме самообразования
«Дизайн. Виды дизайна и его основные требования»
Уфа – 2017
Краткая аннотация.
Данная методическая разработка на тему: «Дизайн. Виды дизайна и его основные требования», может использоваться на занятиях изобразительного искусства и технического творчества с применением технических средств. Методическая разработка основана на личном опыте работы и классических приемах преподавания в учебных изобразительных школах с дизайнерской направленностью. Методические рекомендации могут быть использованы молодыми педагогами дополнительного образования и учителями образовательных школ имеющие художественную направленность на своих занятиях.
Тема урока: Дизайн. Виды дизайна и его основные требования. Знакомство с профессией дизайнера.
Цели и задачи урока:
- Образовательные . Дать учащимся понятие об искусстве дизайна его основных законах. Познакомить с видами дизайна, профессией дизайнера, дизайном интерьера. Познакомить с требованиями к проектированию объектов дизайна.
-Развивающие. Развивать у учащихся умение анализировать, делать обобщения и выводы. Формировать познавательный интерес к творчеству, творческим видам деятельности. Развивать ассоциативное, образное, творческое мышление, эстетический вкус.
- Воспитательные. Сформировать творческое начало у учащихся. Воспитывать уважительное отношение к интеллектуальному и творческому труду дизайнера. Воспитывать эстетический, художественный вкус и желание грамотно выбирать и создавать жизненное пространство согласно своему видению окружающего мира. Продолжать совершенствовать нравственное, эстетическое и экономическое воспитание.
Оборудование, материалы, предметы: 1. Слайд – шоу: «Иллюстрации и с изображением видов дизайна» 2. Готовый продукт видов дизайна ; разные формы авторучек, разные формы солнечных очков, разные формы макетов автомобилей, разные формы спортивных кроссовок. Ход урока. 1.Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию. Настрой учащихся на работу. Сообщение темы урока. Представление целей, методов и форм работы. 2. Объяснение темы. Слово учителя о дизайне, как новом виде художественно конструктивной профессиональной деятельности.
Притча. Позвольте рассказать вам любопытную притчу о двух неразлучных соседях. Рассказывают, что в небольшом городке, на юге Англии жил ремесленник, который изготавливал для продажи кухонные ножи. Жители охотно раскупали их, но со временем в каждом доме был такой нож, и ремесленнику стало трудно продать свою продукцию. Тогда он обратился к художнику и тот придумал нож с очень красивой ручкой. Ремесленнику удалось быстро продать с десяток красивых ножей, но тем дело снова застопорилось. Тогда он обратился к дизайнеру. И вот что из него вышло. Дизайнер тоже первым делом обратил внимание на ручку ножа. Но в отличии от художника, он думал не только о красоте, сколько об удобстве, и своей цели достиг. Ножом с новой рукояткой было удивительно легко работать, рука не уставала, было приятно держать его в руке. Жители городка быстро оценили достоинство новинки и все ножи отложили в сторону. Они стали на перебой заказывать ножи с новой рукояткой. Затем дизайнер предложил делать нож из прочной стали. Новые ножи можно было не так часто затачивать. И чтобы не тормозить работу ремесленнику, дизайнер предложил красить ручку в коричневый цвет.
Вопрос: Для чего? Кто ответит? - Нож с такой ручкой легко терялся в картофельных очистках и жители были вынуждены снова и снова обращаться к мастеру за новыми ножами.
Замысел дизайнера был точен: через форму и функцию - к экономической выгоде. Ремесленник был доволен. Он даже перенёс свою мастерскую поближе к дому дизайнера, так как ему были нужны советы и помощь, и стали они жить не разлей вода. Затем дизайнер придумал нож для чистки рыбы, топорик для рубки мяса, особое приспособление для резки хлеба и много всяких полезных мелочей. С тех пор так и повелось, если увидел успешную мастерскую, то ищи поблизости дом дизайнера. Так что такое дизайн? Обратите внимание на доску. Зачитайте определение. Дизайн от английского Design – проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок. Дизайн - это придумывание, разработка новой, удобной для человека и красивой предметной среды. Это проектирование объектов, в которых форма соответствует назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и при этом красива. Изобразительно выразительными средствами дизайна являются: Точка; текстура; объём; линия; цвет; пропорции; фактура; форма; масса; пространство. В 1851г. состоялась первая Промышленная выставка в Лондоне, которая показала, что разработка промышленной продукции нуждается в специальных художниках, которые могли бы придать вещам, сделанным с помощью машин, привлекательную форму. Издавна ремесленники изготавливали вещь, так как учила традиция, но в 19 веке эпоха технической революции, заставила их обратиться к специалистам – художникам.
-3810760984000В 1919г. в Германии было открыто учебное заведение, которое готовило художников для работы в промышленности. Называлось оно «Баухауз». В нём преподавали знаменитые художники и архитекторы Вальтер Гропиус, Василий Кандинский, Пауль Клее. Именно к этому времени можно отнести рождение профессии – дизайнер. В России в начале 20 века дизайнеров учили во ВХУТЕМАСЕ (Высшие художественно-технические мастерские). Дизайнер – человек занимающийся дизайном. Это художник – конструктор, который занимается проектированием предметов. Дизайнеры - знающие люди и умеющие придумывать новые формы вещей и помещений, предметов. Чтобы стать дизайнером, нужно хорошо считать, хорошо рисовать, но самое главное уметь очень внимательно наблюдать за тем, что и как делают люди. Ведь вы должны догадаться, что будет удобно человеку, а что начнет его стеснять. Дизайнерская подготовка необходима людям многих профессий; парикмахерам, визажистам, модельерам, флористам, инженерам и т.д. Мы с вами живём среди вещей. Они должны быть удобны, полезны, доступны и обязательно красивы. Объекты дизайна, так же как и произведения искусства, отражают время, уровень технического прогресса. Такая оценка в равной степени может относиться к автомобилю, и мебели, к кораблю, игрушкам, обуви и одежде. Существует огромное количество видов дизайна. С некоторыми из них вы уже знакомы, а с другими мы познакомимся сегодня. Основными видами дизайна считаются: 571501371600 Промышленный дизайн. Это конструирование станков, транспортных средств, бытовых приборов, посуды, мебели и многое другое. Дизайнеру необходимо позаботиться о том, чтобы форма всех этих изделий была удобной, соразмерной быту человека и красивой. На примере автомобиля можно рассмотреть стили и направления в индустриальном дизайне. Автомобили отражают культуру и социальные особенности среды, время и страну, в которой они были сделаны. Графический дизайн . Это промышленная графика (этикетки, упаковка товаров, открытки, конверты различные оформительские изобразительные и шрифтовые работы, разработка графического стиля учреждения, графическая реклама продукции, оформление буклетов, бланков, этикеток, визиток. Особая область графического дизайна, дизайн книги или её художественное конструирование, заключающееся в создании книжного оформления и конструкции книги в целом. Дизайн среды (дизайн экстерьера, дизайн интерьера, экологический дизайн, ландшафтный дизайн).
-146685-134366000
-276606030416500Дизайн экстерьера. Очевидно, что выбор дизайна экстерьера (внешнего вида) здания будет зависеть от того, что это за здание и для каких целей оно предназначено. Это может быть загородный коттедж, небольшая гостиница, ресторан, кафе, офисное здание или что-то ещё. Работы по созданию дизайна экстерьера призваны сделать внешний вид здания приятным глазу и гармонично сочетающимся с окружающей средой.
Дизайн интерьера. Интерьер от французского Interieur т.е. внутренний - архитектурное, внутреннее пространство здания. Дизайн интерьера – это проектирование, отделка и обстановка внутренних помещений зданий. Основной целью архитектуры на всём пути её развития, оставалось воссоздания внутри здания, в каждом помещении, уникальной среды для человека, которая соответствовала бы его практическому и эстетическому назначению. Каждому человеку свойственно стремиться к лучшему. С каждым днем повышаются требования к комфорту и качеству окружающего мира, развиваются технологии и повышается уровень жизни. Буквально недавно, человек не мог и мечтать о том, что сегодня является стандартом нашей жизни. Возросли запросы, но наряду со спросом развивается и рынок предложений, внося новые материалы и возможности для реализации современного дизайна интерьера.
-3810571500Ландшафтный дизайн. Задача такого мастера – создать особую реальность на обычном участке земли, продумать, как должен выглядеть здесь каждый сантиметр, распланировать, высадить растения, разбить дорожки и цветники, сделать грамотное освещение, устроить поливочную систему, зону отдыха, детскую площадку.
Раньше таких работников называли устроителями садов и парков. Плодов труда ландшафтного дизайнера приходиться ждать много месяцев.
-387352413000Экологический дизайн. Экодизайн - это абсолютно новое направление в дизайне, появившееся не так давно. В экодизайне определяют как направление в дизайне, базирующееся на идее защиты окружающей среды. Экодизайн – это естественная красота. Этот стиль восходит своими корнями к скандинавскому и японскому минимализму. Основными принципами экодизайна являются: Использование натуральных, желательно быстро возобновляемых материалов, производство которых не влияет негативно на экологию. Например; природный камень, деревья - кустарники, которые очень быстро растут. Самое главное в таких проектах, использование не токсичных и не аллергенных материалов. Итог занятия: Закрепление материала.
Применить полученные знания в графической работе.
Использовать в работе принципы дизайна: А. Эстетические - гармония, цветовое оформление, выбор стиля. Б. Эргономические (функциональные) - удобство при использовании данного предмета в быту или работе. В. Гармония - согласованность и сочетании предметов друг с другом.
Практическая работа.
Разработать дизайн – эскиз предмета на листе бумаги.
Выполнить эскиз на компьютере.
Разработать цветовое решение предмета