Статья Приобщение детей к духовному наследию и традициям народной культуры посредством русского костюма


Приобщение детей к духовному наследию и традициям народной культуры посредством русского костюма.
Байкалова Светлана Николаевна
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» города Абакана республики Хакасия
Великий писатель Л.Н. Толстой как-то сказал: «…Нельзя воспитать, не передовая знания, всякое же образование действует воспитательно.»
Современные реалии нашей жизни всё более и более удаляют человека от естественных условий жизни в тесном общении с природой и тем самым, порождает множество труднорешаемых проблем, в том числе, среди подрастающего поколения, которое является, как не крути, нашим будущим.
В решении этих проблем особую роль играло и играет воспитание детей и подростков, во многом определяющее нравственный выбор молодого человека в будущем, его способность противостоять разрушительным тенденциям современной жизни.
Думаю нет нужды доказывать здесь, что уровень развития общества в целом, во многом зависит от того, как относится каждый отдельный человек к тем ценностям, традициям и обычаям своего народа, которые сформировались в течении веков и тысячелетий. А значит, воспитание духовно – нравственных ценностей у подрастающего поколения выходит на первый план. И в этом плане, наша русская культура, является, вне всякого сомнения, частью и достоянием всей мировой культуры.
Богатейшее культурное наследие русского народа уходит своими корнями в глубину веков. Культуру Руси без всякой натяжки можно сравнить с величественным, крепко стоящим на земле деревом, крона которого имеет тысячи и тысячи ветвей. Несметное количество листьев и мощные, глубоко уходящие в землю корни. Живое свидетельство этому – обычаи нашего народа, его обряды, его праздники и, конечно же, русский народный костюм.
Необходимо с самых ранних детских лет, прививать нашим воспитанникам гордость за свою принадлежность к русскому миру, давшему человеческой цивилизации великое множество имен писателей, учёных, философов, военных. Следует с настойчивостью и тактом побуждать наших воспитанников к самостоятельному изучению и изготовлению элементов русского костюма, познанию русских традиций, поиску новых форм, памятуя, что всё новое – это хорошо забытое старое. Задавшись целью детального изучения основных элементов одежды, русского кроя, надо стараться вызвать у воспитанников интерес к этому делу, поддерживать и развивать стремление их к углубленному изучению. Узнаванию и открытию самих себя в «тайниках своей русской души». Вовсе не зря в былые времена язык русского костюма, был обращён к традициям поминания предков, тех, кто жил ранее, призывал к следованию их традициям, жизненной и бытовой практике, выработке стереотипов поведения; которые, вне всякого сомнения, должны быть положительными. Именно этому я стараюсь учить воспитанников в студии моды «Стиль» на занятиях. Ведь все мы осознаем, что любовь к Родине большой начинается с любви к малой Родине. И здесь цель моя едина: развивать интерес воспитанников к изучению своих истоков – русскому народному творчеству. Ведь совсем не случайно слово КУЛЬТУРА в древних ведах означает культ СВЕТА, культ РОДНОЙ ЗЕМЛИ, а традиции народа – это живая историческая память, опыт сотен и сотен поколений. Так давайте же помнить об этом всегда и следовать традициям и обычаям родного русского народа повседневной жизни. Ведь только так мы сумеем воспитать патриотов своей Родины и своей культуры.
Работая в студии моды, наш коллектив придумывает и создает новые коллекции одежды в разных номинациях для ежегодно показа коллекций моделей. Обсудив все за и против, мы решили создать коллекцию в фольклорном стиле, а именно русский женский костюм.
Свою работу мы начали с поиска различных источников по данной теме: книг, газет и статей различных авторов, в сети интернет. Начав изучать детально основные элементы одежды русского кроя, мы осознали, что нам нужно разделиться на группы и разделить между собой изучаемые темы по костюму, тем самым сделать изучение темы более ярким, глубоким и запоминающимся. Сразу договорились, что одни группа будет вести сбор материала по изготовлению и обрядовому значению поясов, другая заниматься поиском информации по изготовлению обуви и головных уборов, а третья - костюмом.
Особо хочется отметить, что изучение данной темы по русскому костюму, вызвало огромный, неподдельный интерес у всех воспитанников, посещающих студию. С этого началась наша исследовательская работа. Чтобы глубже проникнуться атмосферой истории, было решено съездить в соседний город Минусинск и посетить музей имени Николая Михайловича Мартьянова, так как там собраны прекрасные экспонаты по исследуемой теме. Сотрудники музея с пониманием отнеслись к нам, рассказали и главное предложили для изучения экземпляры старинной одежды. Это позволило не только расширить наш кругозор, но и воочию представить объём работы. В процессе исследования воспитанники пришли к выводу, что наряду с бытовым применением, костюм на Руси нес дополнительную нагрузку, например, «обереговую», или религиозно – магическую. Поэтому, очень часто, элементы одежды были украшены вышивкой в виде изображений птиц, растений и животных. Кроме того, в старину костюм любого человека, давал наглядное представление о статусе его обладателя, что значительно облегчало взаимодействие между людьми. Энтузиазм детей привлек и внимание родителей. Именно они предоставили нам старинные рушники и скатерти, домотканой работы начала IXX века, которые хранились как семейная реликвия, память о предках. Это в свою очередь дало возможность всем нам, вживую прикоснуться к истории русского народа.
Другая группа, изготовила и представила очень интересный материал по плетеным поясам из нитей, кожи, бересты и бисера. Заинтересованные нашими исследованиями родители помогли встретиться нам с Маргачёвой Верой Ивановной, умельцем, занимающейся народными промыслами, а именно плетением обереговых поясов. Она не только рассказала нам о принадлежности и значении пояса в жизни людей, но и провела мастер-класс по изготовлению плетеного пояса. Некоторые виды поясов были выполнены воспитанниками в натуральную величину своими руками.
Кроме всего прочего, воспитанниками был собран значительный и «попутный» материал. Это сведения о причёсках того времени, приметам и правилам ношения этих причёсок, о детской одежде, жилище, храмах и т. д. Одним словом, в процессе изучения собранного материала у воспитанников студии возникло желание изготовить куклу, и одеть её в русский - девичий костюм, сарафан и рубаху с вышивкой по груди, по низу подола и рукавам. Что и было выполнено своими руками.
Всё это вместе взятое, позволило нам организовать и провести «гайдпарк», своего рода, - «круглый стол», где каждый участник проекта мог не только довести до сведения нужную, на его взгляд, информацию по русскому костюму, высказать своё мнение, но и почерпнуть что-то новое, полезное для себя.
Накопленный на занятиях опыт, позволил нам с группой воспитанников на занятиях в студии моды «Стиль», которая находится в Центре детского творчества г. Абакана, изготовить коллекцию русской одежды в стилизованном виде. Именно так родилась коллекция «Эх, русская деревня моя!», которая впоследствии, не раз становилась призёром на конкурсах театров мод, которые ежегодно проходят в нашем городе весной. Эта коллекция стала лауреатом конкурса моделей одежды из экологически чистых материалов Международного детского экологического форума «Зеленая планета» который проходил в г. Москве.
В период подготовки к такого рода конкурсам, часто возникают ситуации, которые прямо подталкивают воспитанников к изучению объекта, к открытию чего то нового, ранее неизведанного, к умению самостоятельно мыслить, действовать и искать нужную информацию. В конечном итоге, к открытию самих себя.