Компетентностный подход как средство повышения качества математической грамотности учащихся основной школы.
. Компетентностный подход и исследование PISA
В Государственной программе развития Республики Казахстан на 2011-2020 года определены общие ориентиры развития функциональной грамотности, целью которой являются формирование в школах интеллектуальной, духовно развитой личности, способной действовать в обществе эффективно, самосовершенствоваться.
PISA (Programme for International Student Assessment) — международное тестирование 15-летних подростков, является одним из наиболее известных международных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности. Цель этой международной программы является – оценивание способности учащихся 15-летнего возраста добытые в школе знания и опыт в различных сферах человеческой жизнедеятельности.
PISA (аббревиатура читается как "пиза”) проводится раз в три года.
Задачи PISA:
- дать развернутый ответ на постановленный вопрос, лучше в свободной форме;
- уметь переходить от одного текста к другому;
- добывать и привлекать дополнительную информацию;
- умение использовать научно-практические задания для решения жизненных ситуаций.
В последний раз в тестировании участвовали 65 стран. Самыми умными оказались школьники из Финляндии, Гонконга, Южной Кореи, Лихтенштейна, Японии, Канады, Бельгии, Швейцарии, Макао и Новой Зеландии. На последнем месте — ребята из Туниса. В общем рейтинге стран, участвовавших в PISA-2009, Казахстан занял 59 место - 49 позицию по математике, 52 – естественнонаучным дисциплинам и 63 – читательской грамотности. Государственной программой развития образования РК на 2011-2020 г. определены целевые индикаторы участия наших школьников в международных исследованиях PISA: 2015 г. – 50-55 место, 2018 г. – 40-45 место. Результаты свидетельствуют, что доля казахстанских школьников, готовых адекватного использовать более или менее сложные учебные тексты и с их помощью ориентироваться в повседневных ситуациях, составляет 5% от числа участников исследования грамотности чтения (средний показатель по странам ОЭСР – 28,6%).
Результаты участия Казахстана в PISA показывают, что педагоги образовательных школ республики дают сильные знания по предмету, но слабо учат применять их в реальных, жизненных ситуациях.
Другие страны СНГ, участвующие в этой оценке, распределились следующим образом: Кыргызстан – 65, Азербайджан – 64, Россия - 44.
Казахстан участвует в этом международном исследовании и это позволяет получать сравнительную оценку уровня подготовки наших учеников с уровнем подготовки учащихся других стран мира, доступ к методикам, которые соответствуют последним мировым достижениям в сфере качества образования, разработанными ведущими специалистами мира по проведению национальных исследований, оценке учебных достижений и анализу результатов исследования.
На сегодня исследования PISA в мире рассматривается как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования.
Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15 – летнего возраста, которые имеют основное общее образование, знаниями и умениями, необходимых им для полноценного функционирования в обществе?».
Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые будут полезны учащимся в будущем, а также оценить возможности учащихся самостоятельно приобретать знания для успешной адаптации в современном мире.
Открытые и закрытые формы контроля, включены в тест. Некоторые задания состоят из вопросов различного уровня сложности, которые могут относиться к одной и той же жизненной ситуации.
PISA—уникальное исследование, в нем оценивается не только степень усвоения учебного материала, но и способность использовать полученные навыки и знания для решения самых разных жизненных задач, то есть функциональная грамотность учащихся. Проверяются три вида такой грамотности: «читательская грамотность», «математическая грамотность», «естественно-научная грамотность».
Каждое задание PISA — это отдельный текст, в котором описывается некая нестандартная ситуация (проблема). К тексту прилагается от одного до шести вопросов разной сложности. Оценивается способность учащихся, используя знания в соответствующей предметной области, понять и решить проблему, которая лежит вне рамок самой этой области.
При компетентностном подходе к оценке результатов обучения в понятие «функциональная грамотность» вкладывается следующий смысл:
читательская грамотность — способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Таким образом, термин "грамотность чтения" в исследовании имеет широкий смысл. Как было определено в исследовании, оценивалась не техника чтения, а способность ученика использовать чтение как средство приобретения новых знаний для дальнейшего обучения.
Цели исследования отражали современное представление о "грамотности чтения". Согласно этому представлению, выпускник основной школы должен понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном. Предлагаемые тексты были типичны для различных жизненных ситуаций. Это были тексты разных видов и жанров: отрывки из художественных произведений, биографии, тексты развлекательного характера, личные письма, документы, статьи из газет и журналов, деловые инструкции, рекламные объявления, товарные ярлыки, географические карты и др. В них использовались различные формы представления информации: диаграммы, рисунки, карты, таблицы и графики. Оценивались различные когнитивные умения, которые можно было объединить в три группы:
- нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде;
- интерпретация текста;
- рефлексия и оценка текста.
математическая грамотность — способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;
Содержание этого понятия уточняется следующим образом.
Под математической грамотностью понимается способность учащихся:
-распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
-формулировать эти проблемы на языке математики;
-решать эти проблемы, используя математические знания и методы;
-анализировать использованные методы решения;
-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
-формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.
Использование термина "грамотность" позволяет показать, что изучение состояния математических знаний и умений, обычно определяемых в школьной программе, не является первоочередной задачей данного исследования. Основное внимание уделяется проверке способностей учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции. Очевидно, что для решения поставленных проблем учащимся необходимо иметь значительный объем математических знаний и умений, которые обычно формируются в школе. В исследовании не ставится цель проверить каждое из выделенных предметных знаний и умений в отдельности. В большинстве ситуаций требуется использовать знания и умения из разных тем и разделов не только курса математики, но и других школьных предметов, например, физики, биологии, химии.
естественно-научная грамотность — способность использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. Для определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности оценивались следующие умения учащихся:
- использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;
-выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание;
-выявлять особенности естественнонаучного исследования;
-делать выводы на основе полученных данных;
-формулировать ответ в понятной для других форме.
Задания по естествознанию, так же как по чтению и математике, включали группу вопросов, связанную с текстом, в котором описывалась некоторая ситуация из истории естествознания или из повседневной жизни. Каждый вопрос проверял овладение отдельным знанием или умением, а группа вопросов – некоторой их совокупностью.
Результаты нашей молодежи в этом исследовании вызывают тревогу, свидетельствуя о том, что наша школа не обеспечивает достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе, отвечающую современным международным требованиям.
На охарактеризованные в отчете результаты тестирования казахстанских школьников в проведенном международном исследовании PISA могли повлиять следующие основные причины, которые требуют дополнительного изучения и анализа.
1. Недостаточная практическая ориентированность содержания образования по русскому языку, математике и естественнонаучным дисциплинам, их некоторая оторванность от реалий жизни, окружающей школьника.
2. Перегруженность программ и учебников учебными материалами.
3. Недостаточное внимание к формированию общеучебных умений.
Названные недостатки – следствие крайностей в реализации академического и фундаментального подходов в программах и учебниках среднего образования. На наш взгляд, следует, не отказываясь от этих лучших традиций нашей школы, усилить личностную и практическую ориентированность содержания и процесса образования, повысив развивающий его характер.
Компетентностный подход и
международное исследование PISA
(Programme for International Student Assessment)
Подготовили: Ничкасова Н.В.